ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ»
ВАРИАНТ 4.2
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
(для 5-8 классов общеобразовательных организаций
на уровне основного общего образования)
МОСКВА - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
3
Цели изучения учебного предмета «Музыка»
4
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
6
5 класс
6
6 класс
7
7 класс
8
8 класс
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
10
Личностные результаты
10
Метапредметные результаты
12
Предметные результаты
16
5 класс
16
6 класс
17
7 класс
18
8 класс
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 22
5 класс
22
6 класс
24
7 класс
27
8 класс
29
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» разработана с целью оказания
методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Программа по музыке позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы
к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС ООО; определить и структурировать
планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам
обучения в соответствии с ФГОС ООО, а также на основе планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом
особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщенности, с другой — глубокая степень психологической
вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей
других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание
в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные
интонации, мелодии ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
3
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный
опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Программа позволит учителю реализовать в процессе преподавания
музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Музыка»
обеспечивает преодоление обучающимися следующих специфических
трудностей, обусловленных слабовидением:
●
Недостаточная сформированность произвольного компонента
слухового внимания и слуховой памяти;
●
бедность и невыразительность речи;
●
скудная эмоциональность и ограниченность воображения;
●
быстрая утомляемость.
Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом
уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.
Цели изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и
воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности
творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений,
моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
4
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
формирование творческих способностей обучающегося, развитие
внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими общеобразовательными задачами изучения предмета
«Музыка» в основной школе являются:
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее
воздействия на человека.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального
языка, характерных для различных музыкальных стилей.
Развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Коррекционные задачи:
•
Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового
восприятия.
5
•
Развитие произвольного внимания.
•
Развитие и коррекция слуховой памяти.
•
формирование навыков зрительного, зрительно-осязательного и
слухового анализа.
•
Формирование специальных приемов обследования изучаемых
объектов (музыкальных инструментов).
•
Формирование, уточнение или коррекция представлений о
предметах и процессах окружающей действительности.
•
Развитие музыкальных способностей.
•
Обогащение активного и пассивного словаря.
•
Коррекция эмоционально-волевой сферы: формирование умения
выражать свое эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств,
умения адекватно обстановке выражать свои чувства.
•
Развитие и коррекция средств невербальной коммуникации (жесты,
мимика, пантомимика).
•
Развитие дыхания и артикуляционного аппарата.
•
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
•
Преодоление
внутренних
психологических
комплексов,
обеспечение им возможности самовыражения посредством искусства и
культуры.
•
Развитие художественных способностей.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит
в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и
преподается в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Распределение программного материала по годам обучения является
примерным. Последовательность изучения модулей, представленная в
программе, ориентирована на логику изложения материала учебника музыки
линейки «Школа России», который является одним из наиболее широко
апробированных и используемых в практике преподавания учебного предмета
«Музыка» обучающимся с нарушениями зрения основной школы.
Образовательная организация в праве самостоятельно определить логику и
последовательность изучения программного материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
5 класс
Модуль № 1 «Музыка моего края».
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние,
зимние, весенние на выбор учителя). Фольклорные жанры, связанные с жизнью
человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Современная
6
музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии).
Земляки композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония,
консерватория.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России».
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.
Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства».
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата,
ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в
инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит —
тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм
(на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и
др.)
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.
Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.).
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки».
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a
capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы
Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал,
изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская
музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное
пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата,
духовный концерт, реквием.
6 класс
Модуль № 5 «Русская классическая музыка».
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В.
Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны,
домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством,
появление своих гениев. Синтез западноевропейской культуры и русских
интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России».
7
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора,
цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров,
важных исторических событий.
Внутреннее родство композиторского и народного творчества на
интонационном уровне.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства».
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.).
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка».
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э.
Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной
классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального
языка.
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф.
Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя.
Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в
прошлые века и сегодня.
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой —
главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм
(круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и
гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван
Бетховена.
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового
языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросноответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Особенности
жанра.
7 класс
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства».
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип
контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст
основных тем, разработочный принцип развития.
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка».
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального
произведения.
Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. Ван
Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных
образов, характерных интонаций, жанров).
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма —
строение музыкального произведения.
8
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В. А.
Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и др.).
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки».
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса,
православная литургия, всенощное бдение.
Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление
религиозной темы в творчестве композиторов XX—XXI веков. Религиозная
тематика в контексте поп-культуры.
Модуль № 3 «Музыка народов мира».
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр,
лады, учение о гармонии и др.)
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных
композиторов
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей
Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба,
босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
8 класс
Модуль № 5 «Русская классическая музыка».
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на
примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С.
Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И.
Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л.
Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка (на при ере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н.
Артемьева и др.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства».
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев.
Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в
музыкальном спектакле.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства».
9
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л.
Ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки,
драматургии, сценической живописи, хореографии.
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.
Шнитке).
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX—XXI веков
(рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий
контекст массовой музыкальной культуры.
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на
любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное
творчество в условиях цифровой среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне
основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание
Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных
мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать
10
музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и
эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам
искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания
музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также
на
материале
искусствоведческой,
исторической,
публицистической
информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в
практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
●
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
11
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
●
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как
взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях
творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других
видов искусства;
●
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом,
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума;
●
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Специальные личностные результаты:
●
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
●
умение формировать эстетические чувства, впечатления от
восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
должны отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
●
устанавливать существенные признаки для классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального
языка;
●
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
●
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
●
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального
образа конкретного произведения, жанра, стиля;
●
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
●
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
●
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
●
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
12
●
формулировать
собственные
вопросы,
фиксирующие
несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации,
восприятия, исполнения музыки;
●
составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
●
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
●
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
●
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
●
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
●
использовать
интонирование
для
запоминания
звуковой
информации, музыкальных произведений;
●
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в аудио и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
●
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
●
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
●
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
●
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение
системой
универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности —
музыкального мышления.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
●
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла
музыкального произведения;
●
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
13
●
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
●
эффективно
использовать
интонационно-выразительные
возможности в ситуации публичного выступления;
●
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
●
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
●
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
●
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
●
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
●
публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
●
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать
ценность
такого
социально-психологического
опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
●
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
●
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
●
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
●
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
●
планировать
достижение
целей
через
решение
ряда
последовательных задач частного характера;
●
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
14
●
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
●
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
●
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
●
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
●
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
●
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
●
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому опыту;
●
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать
состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания
и т. д.
Эмоциональный интеллект:
●
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и
других людей, использовать возможности музыкального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
●
развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения;
●
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
●
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его
мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
●
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
●
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
●
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т. д.).
Специальные метапредметные результаты:
15
●
использовать сохранные анализаторы в различных видах
деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
●
применять
современные
средства
коммуникации
и
тифлотехнические средства;
●
осуществлять
пространственную
и
социально-бытовую
ориентировку, обладать мобильностью;
●
применять приемы отбора и систематизации материала на
определенную тему;
●
вести самостоятельный поиск информации;
●
преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную
в результате чтения или аудирования;
●
принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
●
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
●
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной коммуникации;
●
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
●
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их;
●
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ».
●
знать музыкальные традиции, обряды своей республики, края,
народа;
●
характеризовать
особенности
творчества
народных
и
профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
●
знать фольклорные жанры, связанные с жизнью человека;
●
знать музыкальные театры;
●
знать гимн города, имена выдающихся музыкальных деятелей
города;
●
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и
сочинения композиторов своей малой родины.
МОДУЛЬ № 2 «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РОССИИ».1
●
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик
1
Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с
изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный
материал данных разделов программы между собой.
16
Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);
●
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
●
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
●
объяснять на примерах связь устного народного музыкального
творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
МОДУЛЬ № 8 «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА».
●
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и
другими видами искусств;
●
различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств.
МОДУЛЬ № 9 «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ».
●
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
●
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
МОДУЛЬ № 6 «ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ
ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ».
●
различать и характеризовать жанры и произведения русской и
европейской духовной музыки;
●
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
●
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их
автора.
6 класс
МОДУЛЬ № 5 «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».
●
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
●
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
●
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами)
сочинения русских композиторов;
●
характеризовать творчество не менее двух отечественных
композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
17
МОДУЛЬ № 2 «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РОССИИ».2
●
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
●
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
●
объяснять на примерах связь устного народного музыкального
творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
МОДУЛЬ № 7 «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА».
●
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры;
●
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных
для данного жанра;
●
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
МОДУЛЬ № 4 «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».3
●
различать на слух произведения европейских композиторовклассиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
●
определять принадлежность музыкального произведения к одному
из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
●
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков;
●
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
●
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
МОДУЛЬ № 9 «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ».
●
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
●
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
2
Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с
изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный
материал данных разделов программы между собой
3
Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений,
стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические
сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны
подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.
18
7 класс
МОДУЛЬ № 7 «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА».
●
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры;
●
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных
для данного жанра;
●
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
МОДУЛЬ № 4 «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».4
●
различать на слух произведения европейских композиторовклассиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
●
определять принадлежность музыкального произведения к одному
из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
●
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков;
●
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
●
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
МОДУЛЬ № 6 «ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ
ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ».
●
различать и характеризовать жанры и произведения русской и
европейской духовной музыки;
●
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
●
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их
автора.
МОДУЛЬ № 3 «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА».
●
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западно-европейской,
латино-американской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям;
●
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
●
определять на слух принадлежность народных музыкальных
4
Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений,
стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические
сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны
подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений. В календарном планировании
данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка народов мира», переходя от фольклора
той или иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная
традиция получила продолжение и развитие.
19
инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
●
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных
народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученных культурно-национальных традиций и жанров).
8 класс
МОДУЛЬ № 5 «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».
●
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
●
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
●
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами)
сочинения русских композиторов;
●
характеризовать творчество не менее двух отечественных
композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
МОДУЛЬ № 7 «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА».
●
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры;
●
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных
для данного жанра;
●
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
МОДУЛЬ № 8 «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА».
●
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и
другими видами искусств;
●
различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;
●
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на
основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по
мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т.
п. по возможности) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных
видов искусств, объясняя логику выбора;
●
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения.
МОДУЛЬ № 9 «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ».
●
определять и характеризовать стили, направления и жанры
современной музыки;
20
●
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
●
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Специальные результаты:
●
владение навыками дифференцированного слухового восприятия,
слухового внимания и слуховой памяти;
●
владение навыками дифференциации музыкальных жанров и
произведений по слуховым и визуальным признакам;
●
владение навыками зрительного восприятия невербальных средств
передачи информации с помощью музыки;
●
владение способами невербального самовыражения посредством
музыкальной культуры и музыкального искусства;
●
сформированность специальных (зрительных и осязательнозрительных) приемов обследования музыкальных инструментов;
●
сформированность умения выражать и корректировать свое
эмоциональное состояние средствами музыки;
●
сформированность способности к самовыражению средствами
музыкальной культуры и музыкального искусства;
●
сформированность готовности к развитию музыкальных и
художественных способностей.
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
5 класс
34 недели, 1 час в неделю
Тематический
блок (раздел),
кол-во час.
МОДУЛЬ № 1
«МУЗЫКА
МОЕГО КРАЯ».
(4 ч.)
Основное содержание,
кол-во час.
Основные виды деятельности обучающихся
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры
детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарные обряды, фольклорные жанры.
Гимн города, страны. Земляки композиторы, исполнители,
деятели культуры.
Консерватория, филармония, театры.
Поиск информации с использованием различных источников
(научно-популярная
литература,
справочники,
сеть
«Интернет»).
МОДУЛЬ № 2 Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов
«НАРОДНОЕ
нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других
МУЗЫКАЛЬНО регионов.
22
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по
теме урока;
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и
стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● эмоционально воспринимают народное творчество и
музыку родного края, высказывают мнение о его
содержании;
● выявляют общность истоков и особенности народной и
профессиональной музыки;
● исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют
в коллективных играх – драматизациях;
● на примере свадебного обряда знакомятся с
фольклорными жанрами;
● общаются
и
взаимодействуют
в
процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового,
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов;
● знакомятся с именами земляков композиторов,
исполнителей, деятелей культуры;
● знакомятся с музыкальными театрами, филармонией,
консерваторией;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по
теме урока;
Е ТВОРЧЕСТВО Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос,
РОССИИ» (4 ч.) танец.
Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение
типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Внутреннее родство композиторского и народного творчества
на интонационном уровне.
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
МОДУЛЬ № 8
«СВЯЗЬ
МУЗЫКИ С
ДРУГИМИ
ВИДАМИ
ИСКУССТВА».
(12 ч.)
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс,
кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации
рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма,
баллада и др.). Программная музыка.
Выразительные средства музыкального и изобразительного
искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия,
пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика
и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере
творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К.
Лядова и др.)
23
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и
стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● эмоционально
воспринимают
народное
и
профессиональное музыкальное творчество народов
России и высказывают мнение о его содержании
● выявляют общность истоков и особенности народной и
профессиональной музыки;
● исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют
в коллективных играх – драматизациях;
● общаются
и
взаимодействуют
в
процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового,
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов;
● узнают образцы народного музыкально- поэтического
творчества и музыкального фольклора России;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по
теме урока;
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и
стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● находят общие жанры, объединяющие музыку,
литературу и изобразительное искусство;
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
● разучивают песни и исполняют хором;
● участвуют в беседе;
● воплощают художественно - образное содержание
музыкальных и литературных произведений в
драматизации, инсценировке, пластическом движении;
● владеют музыкальными терминами и понятиями;
МОДУЛЬ № 9
«СОВРЕМЕНН
АЯ МУЗЫКА:
ОСНОВНЫЕ
ЖАНРЫ И
НАПРАВЛЕНИ
Я». (2 ч.)
Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере
творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.).
МОДУЛЬ № 6
«ОБРАЗЫ
РУССКОЙ И
ЕВРОПЕЙСКО
Й ДУХОВНОЙ
МУЗЫКИ». (12
ч.)
Музыка православного и католического богослужения
(колокола, пение a capella) пение в сопровождении органа).
Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения.
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский
хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо,
протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции
(знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры:
кантата, духовный концерт, реквием.
24
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по
теме урока;
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и
стремятся осуществить план;
● определяют особенности взаимодействия и развития
различных образов музыкального спектакля;
● участвуют в сценическом воплощении отдельных
фрагментов мюзикла, оперетты;
● определяют содержание, характер героев и настроение
музыки;
● знают названия изученных жанров музыки: оперетта,
мюзикл;
● устанавливают особенности взаимодействия и
развития различных образов музыкального спектакля;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по
теме урока;
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и
стремятся осуществить план;
● обнаруживают сходство и различия русских и
западноевропейских
произведений
религиозного
искусства (музыка, архитектура, живопись);
● определяют художественно-образное содержание
музыкального произведения и раскрывают средства
его воплощения;
● знакомятся с религиозными традициями Европейской
музыки;
● знакомятся с жанрами церковной музыки: кантата,
духовный концерт, реквием;
● вспоминают образы Христа, Богородицы, рождества,
воскресения;
● выражают свое эмоциональное отношение к искусству
в процессе исполнения музыкальных произведений
(пение, художественное движение, пластическое
интонирование и др.)
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
6 класс
34 недели, 1 час в неделю
Тематический
блок (раздел),
кол-во час.
МОДУЛЬ № 5
«РУССКАЯ
КЛАССИЧЕСК
АЯ МУЗЫКА».
(10 ч.)
МОДУЛЬ № 2
«НАРОДНОЕ
МУЗЫКАЛЬНО
Е
Основное содержание,
кол-во час.
Основные виды деятельности обучающихся
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвящённые картинам
русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на
примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А.
Гаврилина и др.).
Светская музыка российского дворянства XIX века:
музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры.
Увлечение западным искусством, появление своих гениев.
Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций,
настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● различают простые и сложные жанры вокальной
музыки;
● проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным произведениям при их
восприятии;
● рассуждают об общности и различии выразительных
средств музыки и поэтического текста;
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
● разучивают романсы;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение
типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Внутреннее родство композиторского и народного творчества
25
ТВОРЧЕСТВО
РОССИИ». (2 ч.)
на интонационном уровне.
МОДУЛЬ № 7
«ЖАНРЫ
МУЗЫКАЛЬНО
ГО
ИСКУССТВА».
(10 ч.)
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и
др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия,
каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная
форма. Куплетная форма.
МОДУЛЬ № 4
«ЕВРОПЕЙСКА
Я
КЛАССИЧЕСК
АЯ МУЗЫКА».
(8 ч.)
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф.
Шопена, Э. Грига и др;
Значение и роль композитора — основоположника
национальной классической музыки. Характерные жанры,
образы, элементы музыкального языка.
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия
композитора, исполнителя. Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и
сегодня.
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с
другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили
барокко и классицизм (круг основных образов, характерных
интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-
26
● участвуют в беседе;
● слушают
фрагменты
произведений
народного
творчества;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● различают простые и сложные жанры вокальной и
инструментальной музыки;
● работают с теоретическим материалом: устанавливают
особенности музыкальной формы: одночастная,
двухчастная, трёхчастная репризная форма, куплетная;
● проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным произведениям при их
восприятии;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● определяют
жизненно-образное
содержание
музыкальных произведений Шопена; характерные
жанры, образы, элементы музыкального языка;
● наблюдают за развитием музыкальных образов в
произведениях Шопена, Грига, Моцарта, Листа;
● работают с теоретическим материалом: стили барокко
и классицизм; полифонический и гомофонногармонический склад;
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
МОДУЛЬ № 9
«СОВРЕМЕНН
АЯ МУЗЫКА:
ОСНОВНЫЕ
ЖАНРЫ И
НАПРАВЛЕНИ
Я». (4 ч.)
гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван ● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
Бетховена.
достижения.
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности ● актуализируют имеющиеся знания и умения;
джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые ● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
инструменты,
вопросоответная
структура
мотивов,
возможные способы ее достижения, планируют
гармоническая сетка, импровизация). Особенности жанра.
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● определяют
жизненно-образное
содержание
музыкальных произведений разных жанров;
● наблюдают за развитием музыкальных образов;
● анализируют приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных сочинений;
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
● пишут терминологический диктант;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
7 класс
34 недели, 1 час в неделю
Тематический блок
(раздел),
кол-во час.
МОДУЛЬ № 7 «ЖАНРЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА». (12 ч.)
Основное содержание,
кол-во час.
Основные виды деятельности обучающихся
Сюита, цикл миниатюр (вокальных,
инструментальных).
Принцип
контраста. Прелюдия и фуга. Соната,
концерт: трёхчастная форма, контраст
основных тем, разработочный принцип
развития.
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина). Симфония.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и стремятся
осуществить план;
● участвуют в беседе;
● различают простые и сложные жанры вокальной и
инструментальной музыки;
● работают
с
теоретическим
материалом:
устанавливают
особенности симфонического жанра: увертюра, картина.
Симфония;
● устанавливают особенности жанров: прелюдия и фуга, соната,
концерт;
27
МОДУЛЬ № 4
«ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ
МУЗЫКА». (14 ч.)
Героические
образы
в
музыке.
Лирический
герой
музыкального
произведения.
Судьба человека — судьба человечества
(на примере творчества Л. ван
Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили
классицизм и романтизм (круг основных
образов,
характерных
интонаций,
жанров).
Развитие
музыкальных
образов.
Музыкальная
тема.
Принципы
музыкального
развития:
повтор,
контраст, разработка. Музыкальная
форма — строение музыкального
произведения.
Стиль как единство эстетических
идеалов,
круга
образов,
драматургических
приёмов,
музыкального языка. (На примере
творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси,
А. Шёнберга и др.).
МОДУЛЬ № 6 «ОБРАЗЫ Эстетическое содержание и жизненное
РУССКОЙ И
предназначение духовной музыки.
ЕВРОПЕЙСКОЙ
Многочастные
произведения
на
ДУХОВНОЙ
канонические тексты: католическая
МУЗЫКИ». (6 ч.)
месса,
православная
литургия,
всенощное бдение.
Сохранение традиций духовной музыки
сегодня. Переосмысление религиозной
темы в творчестве композиторов XX—
XXI веков. Религиозная тематика в
контексте поп-культуры.
● проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и стремятся
осуществить план;
● участвуют в беседе;
● определяют
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений Бетховена, Шуберта, характерные жанры, образы,
элементы музыкального языка;
● наблюдают за развитием музыкальных образов;
● работают с теоретическим материалом: стили классицизм и
романтизм (круг основных образов, характерных интонаций,
жанров);
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения.
● актуализируют имеющиеся теоретические знания по теме урока;
● формулируют учебную задачу, выбирают возможные способы ее
достижения, планируют деятельность и стремятся осуществить
план;
● обнаруживают сходство и различия русских и западноевропейских
произведений религиозного искусства (музыка, архитектура,
живопись);
● определяют художественно-образное содержание музыкального
произведения и раскрывают средства его воплощения;
● вспоминают религиозные традиции европейской и русской музыки;
28
МОДУЛЬ № 3
«МУЗЫКА НАРОДОВ
МИРА». (2 ч.)
Археологические находки, легенды и
сказания о музыке древних.
Древняя
Греция
—
колыбель
европейской культуры (театр, хор,
оркестр, лады, учение о гармонии и др.)
Интонации и ритмы, формы и жанры
европейского фольклора
Отражение европейского фольклора в
творчестве
профессиональных
композиторов
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки
стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни
людей
Стили и жанры американской музыки
(кантри,
блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и
др.). Смешение интонаций и ритмов
различного происхождения
● знакомятся с жанрами церковной музыки: католическая месса,
православная литургия, всенощное бдение;
● выражают свое эмоциональное отношение к духовной музыке в
процессе слушания музыкальных произведений;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения.
● актуализируют знания по теме урока о народной музыке разных
стран и континентов;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают возможные
способы ее достижения, планируют деятельность и стремятся
осуществить план;
● работают
с
теоретическим
материалом:
устанавливают
особенности фольклора разных стран;
● узнают и называют русские народные инструменты, основные
жанры русской народной песни;
● слушают народные песни разных стран и выделяют характерные
особенности народной музыки;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения.
8 класс
34 недели, 1 час в неделю
Тематический
блок (раздел),
кол-во час.
МОДУЛЬ № 5
«РУССКАЯ
КЛАССИЧЕСК
Основное содержание,
кол-во час.
Основные виды деятельности обучающихся
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных ● актуализируют имеющиеся знания и умения;
театральных и симфонических произведениях русских
29
АЯ МУЗЫКА».
(12 ч.)
композиторов (на примере сочинений композиторов — членов
«Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И.
Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К.
Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские
сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С.
Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.).
Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе.
Конкурс имени П. И. Чайковского.
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере
творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.
МОДУЛЬ № 7
«ЖАНРЫ
МУЗЫКАЛЬНО
ГО
ИСКУССТВА».
(8 ч.)
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля:
увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены.
Сольные номера главных героев. Номерная структура и
сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в
музыкальном спектакле.
МОДУЛЬ № 8 Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.
«СВЯЗЬ
Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
МУЗЫКИ
С Единство музыки, драматургии, сценической живописи,
ДРУГИМИ
хореографии.
ВИДАМИ
30
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● знакомятся с творчеством выдающихся отечественных
исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.
Мравинский и др.);
● знакомятся с музыкальными учебными заведениями в
Москве и Санкт-Петербурге; с конкурсом имени П. И.
Чайковского;
● проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным произведениям при их
восприятии;
● слушают фрагменты музыкальных произведений;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют имеющиеся знания и умения;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
● участвуют в беседе;
● работают с теоретическим материалом: строение
музыкального спектакля;
● устанавливают особенности жанров: симфония, опера,
балет;
● проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным произведениям при их
восприятии;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
● актуализируют знания по теме урока;
● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
возможные способы ее достижения, планируют
деятельность и стремятся осуществить план;
ИСКУССТВА».
(8 ч.)
МОДУЛЬ № 9
«СОВРЕМЕНН
АЯ МУЗЫКА:
ОСНОВНЫЕ
ЖАНРЫ И
НАПРАВЛЕНИ
Я». (6 ч.)
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая ● работают с теоретическим материалом: драматический
музыка. Жанры фильма - оперы, фильма-балета, фильмаспектакль, литературный сценарий;
мюзикла,
музыкального
мультфильма
(на
примере ● размышляют о значимости роли музыки в
произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке).
синтетических жанрах: кино, театральных спектаклях;
● слушают (смотрят) фрагменты драматического
спектакля;
● анализируют музыкальные образы;
● определяют
функцию
музыки
в
эпизодах
музыкального спектакля;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
Современные постановки в жанре мюзикла на российской ● формулируют тему урока и учебную задачу, выбирают
сцене.
возможные способы ее достижения, планируют
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX—
деятельность и стремятся осуществить план;
XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). ● участвуют в дискуссии;
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной ● составляют в группах и защищают перечень «3 вечные
культуры.
темы в музыкальном искусстве»;
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). ● работают с теоретическим материалом: устанавливают
Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные
содержание понятий «рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хипплейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой
хоп и др.»;
среды.
● называют знакомые рок-оперы, мюзиклы;
● выявляют характерные особенности хитов;
● слушают (смотрят) фрагменты из рок-опер, мюзиклов;
● отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
31
32