Российская Федерация Республика Хакасия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5. Принят на Педагогическом совете Протокол № 10 от 29.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №5 Приказ №117 от 02.09.2024г. цифровой Гришина Ольга Подписано подписью: Гришина Ольга Валериевна Валериевна Дата: 2024.09.02 15:25:29 +07'00' УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности 2024-2025 учебный год УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-3 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС на 2024-2025 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план на 2024/25 учебный год разработан в преемственности с учебным планом 2023/24 учебного года с учетом основной образовательной программы МБОУ СОШ № 5 на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; письмо Минпросвещения от 26.03.2020 № 072408 «О направлении информации c целью организационнометодической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»; письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; письмо Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ1290/03 «Методические рекомендации»; Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для организации внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования, используются вторая половина дня и нелинейное расписание. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Для организации внеурочной деятельности на 2023/24 учебный год был разработан и утвержден план внеурочной деятельности для 1-3х классов. План внеурочной деятельности включает в себя: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, социальных партнеров; деятельность, направленную на реализацию комплекса внеурочную воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ, в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (работа педагоговпсихологов); внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для ее реализации школой была выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Данная модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагогиорганизаторы, учителя физической культуры, педагогпсихолог, учитель музыки и др.). При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Системные курсы реализуются по всем направлениям в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятия: в 1- 2 классе - 25 минут; в 3 классе – 40 минут перерыв между занятиями составляет 10 минут. Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели; во 2-3 классе - 34 учебные недели; Комплектование групп учащихся для реализации учебного плана внеурочной деятельности предусматривают следующие условия в соответствии с СанПиН: наполняемость групп не менее 10 человек; состав групп одновозрастной или разновозрастной, с учётом психологосоциологических особенностей развития детей и их интересов; возможность выбора вида внеурочной деятельности учащимися в течение учебного года. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, классные часы составляют не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов и 80 минут для обучающихся 3 классов. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1 – 3 классы) НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 5 организуется в форме кружков, модулей, секций и клубов с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования ФГОС НОО, с распределением в 1-3х классах часов между направлениями следующим образом: Направления внеурочной деятельности Гражданскопатриотическое Учебные предметы образовательной программы Развитие личности Формирование функциональной грамотности Реализация комплекса воспитательных мероприятий Недельный объем внеурочной деятельности Общий объем внеурочной деятельности 1а 1 1б 1 1в 1 1г 1 2а 1 2б 1 14 11 1 1 1 1 1 Классы 2в 2г 1 1 3а 1 3б 1 3в 1 12 16 11 6 1 1 1 1 1 1 3г 1 3д 1 3е 1 1 1 1 12 12 18 45 43 52 1485 1462 1768 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС на 2024-2025 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется МБОУ СОШ № 5 и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым и основной образовательной программе начального общего образования (ОО НОО). Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план внеурочной деятельности в 4-х классах направлен на решение следующих задач: усиление личностной направленности образования; обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для ее реализации школа выбрала модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В данной модели для реализации внеурочной деятельности принимают участие педагоги школы (учителя, классные руководители, руководители секций, кружков дополнительного образования). Координирующую роль выполняет классный руководитель. Нормативно-правовой и документальной основой внеурочной деятельности являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707); Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; Закон Республики Хакасия «Об образовании в Республики Хакасия» от 05.07.2013г. № 60- ЗРХ; письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»; Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Устав МБОУ МО г. Саяногорск СОШ № 5; Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ МО г. Саяногорск СОШ № 5. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом интересов и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм и видов: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по всем направлениям. При организации внеурочной деятельности обучающихся школа может использовать возможности организаций и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций города. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа. Время, отводимое на внеурочную деятельность, МБОУ СОШ № 5 определяет самостоятельно, исходя из планируемых результатов основной образовательной программы, запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, учитывая объем финансирования, выделенного для реализации основной образовательной программы. Часть часов внеурочной деятельности используется как часы регулярных еженедельных занятий, модульные краткосрочные занятия, часы разовых мероприятий (праздники, экскурсии, акций, сборы и др.), так и в период каникул – для организации кружков для детей в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей, а также для детей, не посещающих лагерь. При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Внеурочную деятельность в МБОУ СОШ № 5 реализуют в виде кружков, секций, объединений, отрядов, экскурсий, походов выходного дня, классных часов, олимпиад, соревнований, круглых столов, конференций, диспутов, выставок, акций, праздников, турпоходов (походов), прогулок, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, посещений театров, музеев и других мероприятий. Если обучающийся занимается в музыкальной школе, художественной школе, ДЮСШ, ЦДТ, ДК «Визит», ДК «Энергетик», Турклубе «Борус», ФЮЗИС и т.п. то занятия, посещаемые им в данной организации, засчитываются как часы внеурочной деятельности по одному из направлений. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, классные часы составляют не более 80 минут в день для обучающихся классов, и не более полутора часов в день. Работа по организации внеурочной деятельности в школе осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым директором школы. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятия: в 4 классах - 40 минут; перерыв между занятиями составляет 10 минут. Продолжительность учебного года: в 4 классах – 34 учебные недели. Комплектование групп учащихся для реализации учебного плана внеурочной деятельности предусматривают следующие условия в соответствии с СанПиН: наполняемость групп не менее 10 человек; состав групп одновозрастной или разновозрастной, с учётом психологосоциологических особенностей развития детей и их интересов; возможность выбора вида внеурочной деятельности учащимися в течении учебного года. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в две смены, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека, актовый зал, два компьютерных класса, кабинет психолога, два спортивных зала, школьный стадион. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагог-психолог, социальный педагог. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель». Методическое обеспечение внеурочной деятельности методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок. Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с методическим конструктором и локальным актом школы, утверждены приказом директора и рассмотрены на заседаниях методических объединений. Цель и задачи внеурочной деятельности сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в Стандарте. Это ученик: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, секции, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.); индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в школе; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности. Основные принципы организации и проведения мониторинга: использование информационных данных и системы мониторинговых показателей, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление; осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации; взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях. Критерии мониторинговых исследований: личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.); сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.); качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности. Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы: рост личностных достижений всех субъектов деятельности; удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг; востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности; расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы; положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях системы дополнительного образования школьного/ городского/всероссийского уровней; положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного /городского/всероссийского уровней; успешность участия школьников в проектах различного уровня (победители в % к общему количеству школьников); расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания; повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок; расширение социально-педагогического партнерства; общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.); расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. Система оценки результатов внеурочной деятельности Система оценки результатов Основные функции оценки Форма предоставления результатов Содержание Этапы диагностики Формы оценивания Инструменты оценивания Индивидуальная оценка Диагностирующая Портфолио Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог). Участие в мероприятиях различного уровня. Дипломы, сертификаты, награды и пр. Самоанализ Другое. Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики) Персонифицированная и не персонифицированная Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио) Коллективный результат Диагностирующая и корректирующая Творческий отчет / презентация и пр. Продукт совместной деятельности / проекта. Внешняя экспертиза коллективного творчества Награды, сертификаты, поощрения. Материалы рефлексии Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности Диагностирующая и контролирующая Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления). Оценка проекта. Индивидуальные результаты в рамках одного направления (заместители директора по УВР и ВР) В конце года или отчетного периода. В конце года. По окончании мультипроекта. Не персонифицированная Не персонифицированная Критерии оценки продуктов деятельности (Положение о предоставлении отчета коллективной деятельности группы обучающихся в рамках одного направления) Технологическая карта оценки эффективности (Положение). Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности) Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит и на любом внеурочном занятии. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4 классы) НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД По направлениям Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Социальное направление Духовно-нравственное направление Общеинтеллектуальное направление Общекультурное направление Недельный объем внеурочной деятельности Общий объем внеурочной деятельности 4а 4б Классы 4в 4 12 13 17 4 50 1700 4г 4д УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 – 7 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС на 2024-2025 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план на 2024/25 учебный год разработан в преемственности с учебным планом 2023/24 учебного года с учетом основной образовательной программы МБОУ СОШ № 5 на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; письмо Минпросвещения от 26.03.2020 № 072408 «О направлении информации c целью организационнометодической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»; письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для организации внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования, используются вторая половина дня и нелинейное расписание. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Для организации внеурочной деятельности на 2024/25 учебный год был разработан и утвержден план внеурочной деятельности для 5-7х классов. План внеурочной деятельности включает в себя: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, социальных партнеров; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ, в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (работа педагоговпсихологов); внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для ее реализации школой была выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Данная модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагогиорганизаторы, учителя физической культуры, педагогпсихолог, учитель музыки и др.). При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Системные курсы реализуются по всем направлениям в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-7 классы) НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 5 организуется в форме кружков, модулей, секций и клубов с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования ФГОС ООО, с распределением в 5-7х классах часов между направлениями следующим образом: Направления внеурочной деятельности 5а Гражданскопатриотическое Учебные предметы образовательной программы Формирование функциональной грамотности Развитие личности Реализация комплекса воспитательных мероприятий Профессиональные пробы Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности 6а 6б Гражданскопатриотическое Учебные предметы образовательной программы Формирование функциональной грамотности Развитие личности Реализация комплекса воспитательных мероприятий Профессиональные пробы Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности Гражданскопатриотическое Учебные предметы образовательной программы Формирование функциональной грамотности Развитие личности Реализация комплекса воспитательных мероприятий Профессиональные пробы Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности 7а 5б Классы 5в 5 13 5 16 10 1 50 1700 Классы 6в 6г 6 16 3 17 12 6 60 2040 Классы 7б 7в 4 2 2 16 4 12 40 1360 5г 6д 7г 5д 6е УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8-9 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС на 2024-2025 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. Результат освоения ООП основного общего образования – один из приоритетных; направленные на его достижение мероприятия в рамках реализации плана внеурочной деятельности охватывают все пять лет освоения учащимися ООП основного общего образования. Основные принципы плана: социально-педагогического партнерства; интегративности содержания; социальной востребованности; индивидуально-личностного развития обучающегося с учетом возрастных особенностей; учета познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; учета кадрового потенциала школы; поэтапности развития нововведений; построения образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; соблюдения преемственности и перспективности обучения. нравственного прецедента со стороны педагога. При разработке плана использовались следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»; Методические рекомендации Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Устав МБОУ МО г. Саяногорск СОШ № 5; Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ МО г. Саяногорск СОШ № 5. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) общего образования включена в основную образовательную программу. Как и деятельность в рамках уроков, она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, причем, в большей степени – на достижение личностных и метапредметных результатов. Соотношение направлений внеурочной деятельности и образовательных результатов обучающихся Направления внеурочной деятельности Физкультурно-спортивное Общекультурное Социальное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Образовательные результаты учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции. Опыт эмоционально-ценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры. Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик. Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки. Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирована с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МБОУ СОШ № 5. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в рамках школы решает следующие специфические задачи: создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: на расширение содержания программ общего образования; на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; на формирование личности ребенка средствами истории, искусства, творчества, спорта. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам ФГОС выпускников основной школы по следующим направлениям: предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося, в том числе результаты предпрофессиональных проб; метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории; личностное развитие обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме). Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся 7-9 классов. Организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты. Цели: 1. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. 2. Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 3. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. 4. Развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура. 7. Формирование культуры здорового образа жизни. 8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. Реализация внеурочной деятельности осуществляется в 2024 – 2025 учебном году через оптимизационную модель. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который создает единое образовательное и методическое пространство с привлечением к реализации задач внеурочной деятельности внутренних ресурсов школы (социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, учителя - предметники). Принципы организации внеурочной деятельности: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность материала и наглядность. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному) Использование разнообразных форм занятий Внеурочная деятельность на базе школы реализуется через системы аудиторной, неаудиторной занятости и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм и видов: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по всем направлениям. Время, отводимое на внеурочную деятельность, МБОУ СОШ № 5 определяет самостоятельно, исходя из планируемых результатов основной образовательной программы, запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, учитывая объем финансирования, выделенного для реализации основной образовательной программы. Часть часов внеурочной деятельности используется как часы регулярных еженедельных занятий (курсов), модульные краткосрочные занятия, часы разовых мероприятий (праздники, экскурсии, акций, сборы и др.), так и в период каникул – для организации кружков для детей в пришкольном лагере с дневным пребыванием, а также для детей, не посещающих лагерь. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня, а также их суммирование в течение учебного года. Администрация школы самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп для организации внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность в МБОУ СОШ № 5 реализуют в формах, отличных от классно-урочных в виде кружков, секций, клубов, объединений, отрядов, экскурсий, походов выходного дня, классных часов, олимпиад, викторин, соревнований, конкурсах, круглых столов, конференций, диспутов, выставок, акций, праздников, разовых мероприятий, турпоходов (походов), прогулок, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, посещений театров, музеев и других мероприятий, спортивно-оздоровительных мероприятий, социальных практик. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Занятия внеурочной деятельности можно ставить до основных уроков и после них. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, классные часы составляют не более полутора часов в день - для 8-9 классов. Работа по организации внеурочной деятельности в школе осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым директором школы. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Если обучающийся занимается в музыкальной школе, художественной школе, ДЮСШ, ЦДТ, ДК «Визит», ДК «Энергетик», Турклубе «Борус», ФЮЗИС и т.п. то занятия, посещаемые им в данной организации, засчитываются как часы внеурочной деятельности по одному из направлений. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, секции, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.); индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в школе; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности. Основные принципы организации и проведения мониторинга: использование информационных данных и системы мониторинговых показателей, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление; осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации; взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях. Критерии мониторинговых исследований: личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.); сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.); качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности. Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы: рост личностных достижений всех субъектов деятельности; удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг; востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности; расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы; положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях системы дополнительного образования школьного/ городского/всероссийского уровней; положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного /городского/всероссийского уровней; успешность участия школьников в проектах различного уровня (победители в % к общему количеству школьников); расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания; повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок; расширение социально-педагогического партнерства; общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.); расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется мониторинг достижений, в который вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. Система оценки результатов внеурочной деятельности Система оценки результатов Основные функции оценки Индивидуальная оценка Диагностирующая Портфолио Форма предоставления результатов Содержание Этапы диагностики Формы оценивания Инструменты оценивания Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог). Участие в мероприятиях различного уровня. Дипломы, сертификаты, награды и пр. Самоанализ Другое. Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики) Персонифицированная и не персонифицированная Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио) Коллективный результат Диагностирующая и корректирующая Творческий отчет / презентация и пр. Продукт совместной деятельности / проекта. Внешняя экспертиза коллективного творчества Награды, сертификаты, поощрения. Материалы рефлексии В конце года или отчетного периода. Не персонифицированная Критерии оценки продуктов деятельности (Положение о предоставлении отчета коллективной деятельности группы обучающихся в рамках одного направления) Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности Диагностирующая и контролирующая Мониторинг достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления). Оценка проекта. Индивидуальные результаты в рамках одного направления (заместители директора по УВР и ВР) В конце года. По окончании мультипроекта. Не персонифицированная Технологическая карта оценки эффективности (Положение). Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности) Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит и на любом внеурочном занятии. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования, прежде всего в части формирования у учащихся навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Духовно-нравственное воспитание – часть единой системы воспитания. Данное направление внеурочной деятельности развивает у школьников опыт духовной деятельности, формирует у них установки на морально одобряемое поведение, которое не противоречит внутренней системе ценностей. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Социальное направление охватывает вопросы трудового воспитания обучающихся, их социально-преобразующую деятельность и гражданское развитие средствами самоуправления. Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению расширяет кругозор обучающихся, развивает творческие способности, стимулирует познавательную активность. Общеинтеллектуальное направление отвечает за повышение престижа интеллектуального труда и познания как способа отношения с окружающим миром. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основные задачи: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Отличие общекультурного направления – ориентация внеурочной деятельности на такие национальные базовые ценности, как природа, творчество, литература и искусство. Система ценностей позволяет определить приоритеты в образовании и воспитании подрастающего поколения. Общекультурное направление предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей (тьюторов, кураторов). Общекультурное направление включает в себя регулярные внеурочные курсы в формате кружков, секций, студий и разовые мероприятия. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профессии. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (8-9 классы) НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД По направлениям Направления внеурочной деятельности 8а Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление Социальное направление Общекультурное направление Общеинтеллектуальное направление Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление Социальное направление Общекультурное направление Общеинтеллектуальное направление Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности 9а 9б Классы 8б 8в 7 7 10 3 13 40 1360 Классы 9в 4 6 6 7 27 50 1700 9г 8г 9д УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10-11 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС на 2024-2025 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.) - письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; - письмом Минпросвещения России от 07.05.2020г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; - письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»; - приказом Минпросвещения России от 17.03.2020г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; - Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью образовательной программы Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Цель внеурочной деятельности: - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: - Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; - Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; - Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. - Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; - Общекультурное направление (деятельность) ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: 1. Экскурсии, походы; 2. Кружки; 3. Секции; 4. Конференции; 5. Ученическое самоуправление; 6. Олимпиады; 7. Соревнования; 8. Сплавы; 9. 10. 11. 12. Конкурсы; Фестивали; Поисковые и научные исследования; Общественно-полезные практики и т.д. Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, социальный педагог, педагогпсихолог, педагог-организатор, учителя по предметам). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом МБОУ СОШ № 5; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы ученического самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы. В соответствии с планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: - 10-11-е классы не менее 34 учебных недель. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная планом внеурочной деятельности, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность для учащихся 10-11-х классов осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 10-11-х классах составляет 40 минут. Начало занятий внеурочной деятельности, осуществляется во вторую половину дня по окончании учебного процесса с понедельника по пятницу и в течение дня в субботу, в соответствии с расписанием. При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Обеспечение учебного плана План внеурочной деятельности на 2024/2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 10-11-х классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. МБОУ СОШ № 5 укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материальнотехнической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности реализуется в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии утвержденных рабочих программ, рассмотренных на методических объединениях школы. Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; социальное; общекультурное, в том числе через такие формы, как экскурсии, поход, сплавы, кружки, секции, конференции, ученическое самоуправление, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые и научные исследования, общественнополезные практики и т.д. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей МБОУ СОШ № 5. План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. - Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего образования. В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся 10-11-х классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10-11-х классов ориентированы на: формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта; самостоятельного общественного действия. В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты: - достижение обучающимися функциональной грамотности; - формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования; - успешное овладение учебного предмета учебного плана; - предварительное профессиональное самоопределение; - высокие коммуникативные навыки; - сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы; - опыт гражданской активности обучающегося в единстве с принятием ценности своего Отечества и российской идентичности; - опыт самореализации в труде, освоение одного или нескольких видов труда: ручного, физического, общественно полезного; - опыт популяризации научных знаний в качестве волонтера или автора учебных исследований. Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника среднего общего образования. Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе: - развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получения опыта самостоятельного социального действия; - приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.; воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; достижения метапредметных результатов; формирования универсальных учебных действий; формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, увеличение числа детей, охваченных организованным досугом. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС СОО В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации МБОУ СОШ № 5 плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в школе. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). их гот Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы). Критерии выбраны по следующим принципам: 1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям. 2.. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то, что предлагается – действительно интересно участникам ОП). 3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения. 4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации. Диагностика воспитанности учащихся Мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании: - методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника; - психологического обследования (тестирования и анкетирования); результативности в учебной деятельности; - карты активности во внеурочной деятельности. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 классы) НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД по направлениям Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление Социальное направление Общекультурное направление Общеинтеллектуальное направление Недельный объем внеурочной деятельности: Общий объем внеурочной деятельности классы 10б 11а 10а 11б 1 4 3 1 11 1 2 3 2 12 20 20 680 680