Приложение к ООП НОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
11:12:56 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общекультурное
Форма организации: кружок «Радуга»
Начальное общее образование
4 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы:34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Автор - составитель программы:
Баянова Е.В., учитель ИЗО,
Первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа кружка «Радуга» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является авторской, разработана учителем ИЗО.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по общекультурному направлению развития личности.
Актуальность программы. Программа предназначена для воспитания нравственных качеств учащихся, любви к своему народу, его традициям, духовным ценностям, развития способностей к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, владение элементарными умениями, навыками, раскрытие творческих способностей в области изобразительного искусства, повышение уровня знаний в области изобразительного искусства. Использовать и применять различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Практическая значимость программы. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде
всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических
отношений личности к окружающей действительности. Приобретенные на базе программы
компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Программа способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей,
расширению кругозора.
Общая характеристика программы. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве,
в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования —
развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство
имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного
и декоративно-прикладного искусства. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства
и эстетическое наблюдение окружающего мира. Обучающиеся будут учиться рисовать красками, работать с бумагой, узнают много нетрадиционных техник рисования.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.
Общее количество часов в год – 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 12-14 лет.
2
Программа учитывает особенности обучения детей, их психологические особенности. На
каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете с хорошим освещением, где
имеются необходимые инструменты, материалы, приспособления и оборудование, телевизор,
музыкальная аппаратура.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - приобщение через изобразительное творчество к искусству,
развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Овладение элементарной художественной грамотой. Приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности,
разными художественными материалами.
Задачи программы:
Обучающие - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Приобретение навыков рисования.
Воспитательные – воспитывать эстетическую восприимчивость, воспитывать на лучших
образцах произведений живописи и уважительное отношение к отечественному искусству.
Развивающие - способствовать освоению практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне. Развитие
творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета
и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Радуга»
в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная. Приобретение школьником знаний о
простейших техниках рисования и создание собственного произведения.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Получение
школьником опыта самостоятельной работы, эмоционально-нравственной отзывчивости.
третий – основная функция – деятельностная. Применение школьником знаний.
Умение использовать разные художественные материалами. Участие в школьных и городских
выставках, создание мини- проектов.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Радуга»:
Личностные результаты:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
3
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения программы «Радуга» является формирование следующих
знаний и умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них, нетрадиционные техники рисования;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой, биографии и
творчестве художников;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
Портфолио ученика в которое включаются продукты собственного творчества, иллюстрации,
эскизы.
Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных видах
изобразительного искусства.
Результативность реализации внеурочной деятельности определяется по результатам участия
обучающихся в итоговых мероприятиях, выставках, проводимых МБОУ СОШ № 5.
3. Содержание кружка «Радуга» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
4 класс
Разнообразие форм. (9 часов)
Что такое форма? Вступительная беседа.Рисование дерева необычной формы.Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.Вазы. Придумать и нарисовать три вазы разной
формы, украсить вазы, подчёркивая форму.Рисование осенних
листьев различной формы.Рисование первой буквы своего
имени и раскрашивание её.Придумать и нарисовать дом для
любимого сказочного героя.Одеть фигуры человека так, чтобы
из них получились разные персонажи.Придумать и нарисовать
форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет.Превратить
контурный рисунок в осенний пейзаж.
Виды внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Эстетическая деятельность.
Познавательная деятельность.
Образнохудожественные
формы.
4
Придумывай и пробуй. (7 часов)
Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет
закрыть солнышко. Туча ползёт по небу. Придумать свой цвет,
который живёт в волшебной форме. Экскурсия. Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной вышивки.
Какой мир мы создадим, в таком и будем жить. (9 часов)
Где живёт Дед Мороз? «…Хорошо ли метели лесные тропы
замели?» «Лыжники». Аппликация. Узорные варежки.
Зимние наброски.Экскурсия.«Какой мир мы создадим, в таком
и будем жить».«Настроение природы – это и моё настроение».
Беседа о русских художниках.
Я хотел бы природе помочь вот чем. (9 часов)
Если такое возможно…«Вслед за солнечным лучиком».
Весна и мы. Я хотел бы природе помочь вот чем…
Журчат ручьи… Барельеф о войне. Зарисовки на пленэре.
«Деревенский этюд». «Фантазии нам лето навевает…»
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
4 класс
№
п/п
Название
разделов
(тем)
программы
1
Разнообразие форм.
2
Придумывай и пробуй.
3
Какой мир
мы создадим, в таком и будем жить.
4
Я хотел бы
природе
помочь вот
чем.
Виды, формы контроля
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во
часов
Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время,
потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах,
доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних
питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с
другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по
мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям
с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
9
всего
7
9
9
34
5
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Агапова М. И., Давыдова А.Н. «Аппликация». «Мир книги», 2010 г.
2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2016.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2014.
4. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2015. - 112с., ил.
5. Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2010 г.
6. Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2010 г.
7. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2015. – 112с.
8. Соколова-Кубей Н.П. «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2010 г.
9. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа.
10. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова
/Дополнительное образование. – 2014.
11. Телегина Н. «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2012 г.
12. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный
план. – М.: Дрофа.
13. http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов
14. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
15. https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей
16. http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества
17. https://www.art-teachers.ru/ Союз педагогов-художников
18. https://demiart.ru/forum/ огромное количество уроков и прочего материала.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2010 г.
2. Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2010 г.
3. Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2010
6. Календарное планирование кружка «Радуга»
6
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Радуга» 4 класс на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
Что такое форма? Вступительная беседа.Рисование дерева необычной формы.
Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.
Вазы. Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму.
Рисование осенних листьев различной формы.
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.
Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя.
Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи
Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет.
Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.
Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко.
Туча ползёт по небу.
Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме.
Экскурсия.
Секреты вышитых узоров.
Аппликация из бумаги по мотивам традиционной вышивки.
Где живёт Дед Мороз?
«…Хорошо ли метели лесные тропы замели?»
«Лыжники». Аппликация.
Узорные варежки.
Зимние наброски.
Экскурсия.
«Какой мир мы создадим, в таком и будем жить».
«Настроение природы – это и моё настроение».
Беседа о русских художниках.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения
Факт
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
Итого:
Если такое возможно…
«Вслед за солнечным лучиком».
Весна и мы.
Я хотел бы природе помочь вот чем…
Журчат ручьи…
Барельеф о войне.
Барельеф о войне.
Зарисовки на пленэре.
«Деревенский этюд».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
10
10
8