Приложение к ООП НОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим
объединением
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
11:05:56 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: Формирование функциональной грамотности
Форма организации: кружок «Функциональная грамотность»
Начальное общее образование, 3 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Автор - составитель программы:
Бойко Л.А., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Наева Н.В., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Хорошилова Н.А., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Киндер Н.В., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Закутилина Г.Н., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Братчикова А. ,учитель начальных классов
г. Саяногорск 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторской программы
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.Буряк, С.А.
Шейкина). Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Нормативная основа рабочей программы:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»
- Приказ
Министерства
просвещения Российской Федерации от № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100)
- Приказ
Министерства
просвещения Российской Федерации от №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Зарегистрирован №69676)
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023
№372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 13.07.2023
№74229)
Актуальность программы:
- программа формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
- умения быстро адаптироваться к изменению условий;
- быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
- знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
- готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества.
Практическая значимость программы – способствует расширению теоретических знаний и
практических умений об окружении ребенка в различных сферах его деятельности.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по
четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно - научная.
Общая характеристика программы «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность — это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В
современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком
информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и
применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся З
класса процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах
для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение,
анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей
произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного
запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения
своих мыслей в устной и письменной форме.
Для повышения мотивации изучения программы и с учетом возрастных особенностей
третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов.
Цель программы:
- создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков программы:
«Читательская грамотность»Целью является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией
на них,
использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
«Финансовая грамотность» Целью является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
«Естественно-научная грамотность» Целью является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Место в плане внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь
программа состоит из 4 блоков:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
Модуль «Читательская грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8 ч. в год.
Проверочная работа – 2 ч
Всего - 34 ч. в год
Формы организации занятий:
предметные недели;
библиотечные уроки;
деловые беседы;
практические упражнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения программа:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения программы:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
- условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на без отметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из программы эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
Содержание кружка «Функциональная грамотность» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Читательская грамотность: научнопознавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы
на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Виды внеурочной Формы
организации
деятельности
внеурочной деятельности
Тренировочные
Игровая
упражнения и
деятельность.
дидактические игры;
Познавательная
решение кроссвордов и
деятельность.
ребусов, беседы,
Досуговая
диагностика, викторины,
деятельность.
познавательные игры,
олимпиады. Практическая
работа.
Естественнонаучная грамотность:
особенности жизнедеятельности
дождевых червей, кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет,
уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность:
нахождение значений математических
выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность.
Досуговая
деятельность.
Викторины,
познавательные и
дидактические игры,
олимпиады. КВН.
Практическая работа.
Просмотр презентации,
беседа.
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность.
Досуговая
деятельность.
Практическая работа,
экскурсия в природу
для знакомства с местной
флорой Работа с
источниками
информации, беседа.
Викторины,
познавательные и
дидактические игры,
олимпиады.
Формы подведения итогов:
- олимпиады;
- научно
- практическая конференция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название
разделов (тем)
программы
1
2
Читательская
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Виды, формы
контроля
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в
котором они живут. К наиболее важным
из них относятся следующие:
уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять
посильную для обучающегося
домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних
Кол-во
часов
8
8
Финансовая
грамотность
3
Математическая
грамотность
4
Проверочные
работы
5
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой
родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
беречь и охранять природу;
проявлять миролюбие – не затевать
конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое,
проявлять любознательность, ценить
знания;
быть
вежливым и опрятным, скромным и
приветливым;
соблюдать правила личной гигиены,
режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять
сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по
мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и
общительным, не стесняться быть в чемто непохожим на других ребят; уметь
ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Итого
8
8
2
34
Перечень учебников, литературы и материалов
1. Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк, С.А.Шейкина Тренажёр
для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4
классов/ составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, - Москва,2019.
3. Методическое пособие для учителя. 3 класс. ООО «Планета»
4. Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности \ И.В.Бурняк,
С.А.Шейкина – М.:Планета, 2024.
6. Календарное планирование кружка «Функциональная грамотность» на 2024-2025
учебный год (Приложение)
Календарное планирование кружка «Функциональная грамотность» на 2024-2025 учебный год
Дата проведения
Про дождевого червяка.
1
2.
16.09
23.09
Кальций.
1
3.
4.
30.09
07.10
5.
6.
14.10
21.10
7.
8.
9.
28.10
11.11
Сколько весит облако?
1
Хлеб, всему голова.
1
Про мел.
1
Про мыло.
1
История свечи.
1
Магнит.
Дождевые черви.
1
1
1
1
ФГ-3. ЧГ. Занятие 5.
Сколько весит облако Кружки и факультативы 1-4
кл. (easyen.ru)
1
1
ФГ-3. ЧГ. Занятие 9. Про
мел - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
1
ФГ-3. ЧГ. Занятие 13.
История свечи - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
1
1
с применением дистанционных
образовательных технологий и
электронного обучения
09.09
Наименование тем программы
Факт
Внеаудиторных
1.
ФГ-3. ЧГ. Занятие 1. Про
дождевого червяка - Кружки
и факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
План
Аудиторных
Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)
№
занятия
Количество часов
Форма
проведения
18.11
10.
11.
25.11
02.12
12.
13.
14.
09.12
16.12
23.12
15.
16.
13.01
20.01
17.
18.
27.01
03.02
19.
20.
21.
10.02
17.02
Полезный кальций.
1
Про облака.
1
Про хлеб и дрожжи.
1
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
1
Про свечи.
1
Волшебный Магнит.
1
Проверь себя.
1
Что такое «бюджет»?
1
Семейный бюджет.
1
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
1
ФГ. ЕНГ. Занятие 4.
Полезный кальций - Кружки
и факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
1
ФГ-3. ЕНГ. Занятие 8. Про
хлеб и дрожжи - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
1
1
https://easyen.ru/load/nachaln
ykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_
3_eng_zanjatie_14_pro_svech
i/414-1-0-85976
1
1
ФГ-3. Занятие 17.
Проверочная работа №1 Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
1
1
ФГ-3. Финансовая
грамотность. Занятие 20.
Семейный бюджет Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
1
1
ФГ-3. Финансовая
грамотность. Занятие 24.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия Кружки и факультативы 1-
1
24.02
Откуда в семье берутся деньги? Наследство,
вклад выигрыш.
22.
23.
24.
03.03
10.03
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи.
1
26.
24.03
30.03
27.
28.
07.04
14.04
29.
30.
31.
21.04
28.04
1
1
1
1
1
17.03
25.
4 кл. (easyen.ru)
ФГ-3. Финансовая
грамотность. Занятие 26.
Наследство, клад,
выигрыш - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
Как сэкономить семейные деньги?
1
Планируем семейный бюджет.
1
Расходы и доходы бюджета.
1
Подсчитываем семейный доход.
1
Пенсии и пособия.
1
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
Подсчитываем расходы.
1
ФГ-3. Финансовая
грамотность. Занятие 32.
Как сэкономить семейные
деньги - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
ФГ-3. МГ. Занятие 19.
Расходы и доходы
бюджета - Кружки и
факультативы 1-4 кл.
(easyen.ru)
1
ФГ-3. МГ. Занятие 25.
Пенсии и пособия Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
1
ФГ-3. МГ. Занятие 29.
Подсчитываем расходы –
1
Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
32.
05.05
12.05
33.
Расходы на обязательные платежи.
1
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
Проверь себя.
1
19.05
34.
Итого:
34
ФГ-3. МГ. Занятие 33.
Подсчитываем
сэкономленные деньги Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
ФГ-3. Занятие 34.
Проверочная работа №2 Кружки и факультативы 14 кл. (easyen.ru)
1
1
17
17