Рабочая программа организации внеурочной деятельности Акварелька 2 класс

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано

Гришина цифровой
подписью: Гришина
Ольга
Ольга Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
10:45:26 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: развитие личности и самореализация обучающихся
Форма организации: кружок «Акварелька»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 66 часов
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Баянова Е.В., учитель ИЗО,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Акварелька» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Программа является авторской, разработана
учителем ИЗО.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по направлению
развития личности и самореализации обучающихся.
Актуальность программы. Программа предназначена для воспитания нравственных качеств учащихся, любви к своему народу, его традициям, духовным ценностям, развития способностей к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, владение элементарными умениями, навыками, раскрытие творческих способностей в области изобразительного искусства, повышение уровня знаний в области изобразительного искусства. Использовать и применять различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Практическая значимость программы. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде
всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических
отношений личности к окружающей действительности. Приобретенные на базе программы
компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Программа способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей,
расширению кругозора.
Общая характеристика программы. Содержание программы нацелено на формирование
культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через
собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии
и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении
работ. В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования
является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир
творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что
присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает
друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой. Большой
мир искусства откроет детям свои тайны!
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
2часа. Общее кол-во часов в год - 66 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 7-8 лет.
2

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете с хорошим освещением, где
имеются необходимые инструменты, материалы, приспособления и оборудование, телевизор,
музыкальная аппаратура.
1.

Цель и задачи программы

Целью программы является - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества. Овладение элементарной художественной грамотой.
Приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности,
разными художественными материалами, способствовать развитию творческого воображения
совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
 Обучающие - развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру. Приобретение навыков рисования.
 Воспитательные – воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и
эстетических чувств. Любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
 Развивающие - способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне. Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Акварелька» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
 первый – основная функция – познавательная. Приобретение школьником знаний о
простейших техниках рисования и создание собственного произведения.
 второй – основная функция – формирование личностного отношения. Получение
школьником опыта самостоятельной работы, эмоционально-нравственной отзывчивости.
 третий – основная функция – деятельностная. Применение школьником знаний.
Умение использовать разные художественные материалами. Участие в школьных и городских
выставках, создание мини- проектов.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Акварелька»:
Личностные результаты:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.

Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

3

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения программы «Акварелька» в 2-м классе является формирование следующих знаний и умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них,
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
Портфолио ученика в которое включаются продукты собственного творчества, иллюстрации,
эскизы.
Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных видах
изобразительного искусства.
Результативность реализации внеурочной деятельности определяется по результатам участия
обучающихся в итоговых мероприятиях, выставках, проводимых МБОУ СОШ № 5.
3. Содержание кружка «Акварелька» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Виды внеФормы организаурочной де- ции внеурочной де2 класс
ятельности
ятельности
Красота осени.( 22 часа) Какого цвета осень? Изображение золота
осени (акварель) Земля – кормилица. Натюрморт. Построение. Природа–
художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению
(акварель, гуашь). «Богатый урожай». Композиция по представлению.
(акварель, гуашь)
«Уж небо осенью дышало...» Рисование осеннего неба. В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь,
аппликация из цветной бумаги).
В золоте хохломы – золото осени. В золоте хохломы – золото осени.
Осенний листопад. Осенний листопад. Красота осенней
природы.Рисование с натуры осенней веточки (акварель, гуашь).Краски
природы в наряде русской красавицы.
Краски природы в наряде русской красавицы.Секреты вышитых узоров.Секреты вышитых узоров.
Зима, весна. (44 часа) Аппликация из бумаги по мотивам

Эстетическая
деятельность.
Познавательная деятельность.

Образнохудожественные
формы.

4

традиционной вышивки. Аппликация из бумаги по мотивам
традиционной вышивки. Зима в творчестве художников. Экскурсия. Дом
Деда Мороза. Дом Деда Мороза. Украшения для Снегурочки. Украшения
для Снегурочки. Изображение героев зимних сказок. Изображение
героев зимних сказок.
Снежный пейзаж. Изображение чёрной линией зимнего пейзажа
(графические материалы). Оформление выставки творчества.
Оформление выставки творчества. Зимние мотивы – деревья, снеговик,
сугробы.Зимние мотивы – деревья, снеговик, сугробы. Цвет зимы белый.
Рисование нежных цветов на окне. Рисование нежных цветов на
окне.Ночные узоры. Техника воскографии. Техника
воскографии.Оформление выставки. Оформление выставки. Веснакрасна – праздник света и тепла. Весна-красна – праздник света и тепла.
Экскурсия. Встречаем весну с птицами. Встречаем весну с птицами.
Рисование с натуры весенней веточки (акварель).
Рисование с натуры весенней веточки ( гуашь).Подготовка работ к
конкурсу .Рисование орнаментом. Зарисовка.
Экскурсия. Рисование орнаментом. Прорисовка. Весеннее
настроение.Линия. Насыщенность. Рисование линией. Викторина.
Составление орнамента в круге.Орнамент в полосе. Орнамент в
квадрате.Оформление работ в паспарту. Творческий отчет.

4.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№
п/п

1

2

Название
разделов
(тем)
программы
Красота
осени.

Зима, весна.

Виды, формы контроля
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.
Индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных
видах
изобразительного
искусства.

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса

Кол-во
часов

Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут. К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время,
потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах,
доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних
питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с
другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по
мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям
с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.

22

всего

66

44

5

5.Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
Агапова М. И., Давыдова А.Н. «Аппликация». «Мир книги», 2010 г.
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2016.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2014.
4. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2015. - 112с., ил.
5. Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2010 г.
6. Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2010 г.
7. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2015. – 112с.
8. Соколова-Кубей Н.П. «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2010 г.
9. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа.
10. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова
/Дополнительное образование. – 2014.
11. Телегина Н. «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2012 г.
12. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный
план. – М.: Дрофа.
13. http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов
14. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
15. https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей
16. http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества
17. https://www.art-teachers.ru/ Союз педагогов-художников
18. https://demiart.ru/forum/ огромное количество уроков и прочего материала
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2010 г.
2. Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2010 г.
3. Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2010 г
1.
2.

4. Календарное планирование кружка «Акварелька» на учебный год (Приложение)

6

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка

«Акварелька» на 2024-2025 учебный год

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

05.09
05.09
12.09
12.09
19.09
19.09
26.09
26.09
03.10
03.10
10.10
10.10

13
14
15
16

17.10
17.10
24.10
24.10

Какого цвета осень?
Изображение золота осени (акварель)
Земля – кормилица.
Натюрморт. Построение.
Природа – художница.
Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь).
«Богатый урожай».
Композиция по представлению. (акварель, гуашь)
«Уж небо осенью дышало...»
Рисование осеннего неба.
В сентябре у рябины именины.
Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь, аппликация из цветной
бумаги).
В золоте хохломы – золото осени.
В золоте хохломы – золото осени.
Осенний листопад.
Осенний листопад.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://demiart.ru/forum/

1
1

https://demiart.ru/forum/

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1

с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

Внеаудиторных

Факт

Наименование тем программы

Аудиторных

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

07.11
07.11
14.11

14.11
21.11
21.11
28.11
28.11
05.12
05.12
12.12
12.12
19.12
19.12
26.12
26.12
09.01
09.01
16.01
16.01
23.01
23.01
30.01
30.01
06.02
06.02
13.02
13.02
20.02
20.02
27.02
27.02
06.03
06.03

Красота осенней природы.
Рисование с натуры осенней веточки (акварель, гуашь).
Краски природы в наряде русской красавицы.
Секреты вышитых узоров.
Секреты вышитых узоров.
Аппликация из бумаги по мотивам традиционной вышивки.
Аппликация из бумаги по мотивам традиционной вышивки.
Зима в творчестве художников.
Экскурсия.
Дом Деда Мороза.
Дом Деда Мороза.
Украшения для Снегурочки.
Украшения для Снегурочки.
Изображение героев зимних сказок.
Изображение героев зимних сказок.
Снежный пейзаж.
Изображение чёрной линией зимнего пейзажа (графические материалы).
Оформление выставки творчества.
Зимние мотивы – деревья, снеговик, сугробы.
Зимние мотивы – деревья, снеговик, сугробы.
Цвет зимы белый.
Рисование нежных цветов на окне.
Рисование нежных цветов на окне.
Ночные узоры.
Техника воскографии.
Техника воскографии.
Оформление выставки.
Оформление выставки.
Весна-красна – праздник света и тепла.
Весна-красна – праздник света и тепла.
Экскурсия.
Встречаем весну с птицами.
Встречаем весну с птицами.
Рисование с натуры весенней веточки (акварель).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://www.muzped.net/

1
1
1
1
https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://www.muzped.net/

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

13.03
13.03
20.03
20.03
03.04
03.04
10.04
10.04
17.04
17.04
24.04
24.04
15.05
15.05
22.05
22.05
Итого:

Рисование с натуры весенней веточки ( гуашь).
Подготовка работ к конкурсу.
Рисование орнаментом. Прорисовка.
Весеннее настроение.
Экскурсия.
Линия. Насыщенность.
Рисование линией.
Викторина.
Составление орнамента в круге.
Орнамент в полосе. Орнамент в квадрате.
Оформление работ в паспарту. Творческий отчет.
Какого цвета осень?
Изображение золота осени (акварель)
Земля – кормилица.
Натюрморт. Построение.
Природа – художница.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66 ч.

1
1
https://demiart.ru/forum/

1

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1

http://www.muzped.net/

1
1

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1

13

49

1
17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».