Рабочая программа организации внеурочной деятельности Почемучка 2 класс

Приложение к ОПП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей
начальных классов
Протокол №1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ №117 от 02.09.2024г.
Подписано

Гришина цифровой
подписью: Гришина
Ольга
Ольга Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
10:51:07 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: дополнительное изучение предметов
Форма организации: кружок « Почемучка»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Яковлева И.Л., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Почемучка» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной,
разработана учителем начальных классов
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования.
Актуальность программы – содержание программы направлено на личностное развитие
ребенка, воспитание интереса к различным видам деятельности, активизацию познавательной,
деятельности, на развитие коммуникативной компетентности через коллективное
взаимодействие в игре, работе в парах, группе. Курс расширяет математический кругозор,
эрудицию учащихся, грамотность, творческое мышление, способствует формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Практическая значимость программы обусловлена обучением рациональным приёмам
применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в
аналогичные, так и в изменённые условия. Программа является механизмом интеграции,
обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая
его.
Общая характеристика программы
Содержание кружка «Почемучка» направлено на воспитание интереса к предметам, развитию
наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения
решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся
возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор
воображению.
Темы по развитию речи, памяти, внимания, мышления, обогащению словарного запаса
учащихся, расширению их кругозора пропорционально распределяются между собой, что
обеспечивает равномерность обучения, создает условия для всестороннего развития учащихся,
формирования творческой личности.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка,
литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие
логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на
фоне познавательного материала.
Ценностными ориентирами содержания учебного курса являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
 закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного воображения.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее колво часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа –8-9 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
игр,
викторин. Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы,
конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, просмотр и обсуждение
видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер с
выходом в интернет, мультимедийное оборудование, демонстрационный материал, материалы
для творческой деятельности обучающихся.
Продолжительность занятия 25 минут
1. Цель и задачи программы
Создание условий и дополнительных возможности для раскрытия и развития интеллектуальных
способностей ребёнка в различных видах деятельности.
Задачи программы:
 обучающие – развитие творческого мышления и умения решать нестандартные задачи;
формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения
понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
 воспитательные - стимулировать интерес учащихся к изучению различных дисциплин;
воспитание культуры общения, выявление и реализация творческих способностей учащихся,
создание на занятиях ситуации успеха.

развивающие - формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная. Ребенок приобретает знания об
интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется
мотивация к учению через внеурочную деятельность.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой
на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в
такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
третий – основная функция – деятельностная. Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с
педагогом, сверстниками, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста:
высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности кружка «Почемучка»:
 личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера.

 метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях, в специальной литературе;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
 предметные результаты:
- самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, литературе,
окружающему миру.
- пользоваться справочной и дополнительной литературой;
- выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
- строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое
суждение.
- предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах;
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного
года.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

3. Содержание кружка »Почемучка» внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание
раздела
Вводные занятия. (2ч.)
Путешествие в страну
неразгаданных тайн
15ч.

Занимательная грамматика
17 ч.

Ярмарка народной мудрости
9ч.

Виды внеурочной
деятельности
Познавательная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Досуговая
деятельность.

Формы организации внеурочной
деятельности

Познавательная
деятельность.
Творческая
деятельность.

Игры со словами и буквами. Ребусы,
шарады, кроссворды, чайнворды,
анаграммы. Знакомство с новыми
словами. Творческие сочинения.

Познавательная
деятельность.
Эстетическая
деятельность

Бабушкин сундучок
8 ч.

Познавательная
деятельность.
Досуговая
деятельность.

Удивительное рядом
15ч.

Познавательная
деятельность.
Досуговая
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность.
Досуговая
деятельность.
Познавательная
деятельность.

Итоговые занятия 2 ч.

Инструктаж. Стартовый контроль
Математические конкурсы, игры с
числами, математические головоломки,
ребусы, кроссворды, занимательные
задания с геометрическими фигурами
«Танграм», путешествия в город
Цифроград, Формоград. Ролевая игра
«Сыщики»

Лучшие традиции и секреты народных
мастеров – умельцев. Сказания, были,
басни, пословицы и поговорки,
загадки,
скороговорки,
потешки,
конкурс загадок, Копилка народных
секретов, проект.
Знакомство с новыми сказками.
Литературные кроссворды, чайнворды.
Ребусы,
шарады,
анаграммы
о
литературных героях.
конкурс по
сказкам, речевое творчество.
Знакомство
с
растительным
и
животным миром нашей планеты.
Викторины. Кроссворды, ребусы,
шарады, анаграммы, чайнворды на
тему «Природа».
Тест. Беседа.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
4.

№ п/п

1.

Название разделов
(тем)
программы
Вводное занятие

Виды, формы контроля
Диагностическая
стартовая работа. Тест.

Целевые
приоритеты
Кол-во
воспитания
в
часов
соответствии с
ресурсами курса
2

КВН.
Стремиться
узнавать
Наблюдение за степенью что-то новое, доводить
вовлеченности на
начатое дело до конца;
занятиях
уметь ставить перед
собой цели и проявлять
инициативу.
Занимательная грамматика Турнир «смекалистых».
Стремиться
узнавать
Наблюдение за степенью
что-то
новое,
вовлеченности на
проявлять
занятиях.
любознательность, ценить
знания; уметь ставить
перед собой цели и
проявлять инициативу.
Ярмарка народной
Групповой проект.
Уважительно относиться
мудрости
Наблюдение за степенью к традициям, обычаям,
вовлеченности на
творчеству
разных
занятиях.
народов.
Бабушкин сундучок
Конкурс.
Следовать
Наблюдение за степенью общепринятым нормам
вовлеченности на
поведения,
уважать
занятиях.
старших, сотрудничать
со сверстниками.

15

6.

Удивительное рядом

Викторина

Знать и любить свою
Родину,
беречь
и
охранять природу.

15

7.

Итоговые занятия

Тест. Наблюдение над
степенью
самостоятельности при
выполнении заданий

Быть уверенным в себе,
действовать
самостоятельно,
без
помощи старших.
всего

2

2

3.

4.

5.

5.

Путешествие в страну
неразгаданных тайн

17

9

8

68

Перечень учебников, литературы и материалов

Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действияк мысли:
пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
– 152 с.
2. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.
Волгоград. 2004г.
3. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
4. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов- на
Дону.2008г.
5. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
6. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.
7. Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы.
8. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.
9. Синицын В.А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи для учителей
начальных классов и их учеников .
10. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Занимательное пособие по русскому языку для
учителя начальных классов.
11. Соколовская С.М. Развивающее обучение. Словарь в ребусах.
12. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы.

Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Тарабарина Т.И. «50 игр на логику» издательство - Академия развития, Ярославль,2001г

2. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва:
Просвящение,1991г
3. Агеева, И. Д. занимательные материалы по информатике и математике. Методическоепособие
[Электронный ресурс] / И. Д. Агеева. – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Book8.htm
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
•
•
•
•
•
•

Учительский портал https://easyen.ru/
Образовательная платформа https://infourok.ru/
Сайт для детей, учителей, родителей. Здесь можно учиться и играть. . http://www.nachalka.info/
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/
Готовые презентации https://mypresentation.ru
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://gramota.ru/

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Почемучка» на 2024-2025 учебный год

1.

04.09

2.

04.09

3.

11.09

4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

11.09
18.09

18.09
25.09
25.09
02.10
02.10
09.10
09.10

Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)

Вводные занятия 2ч.
Инструктажи по технике безопасности на занятиях в
1
кружке.
Диагностическая стартовая работа
1
Путешествие в страну неразгаданных тайн 15ч.
https://foxford.ru/wiki/matematika/k
Как люди научились считать.
ak-lyudi-nauchilis-schitat-rimskiecifri-i-drugie-primeri-numeracii
1
Путешествие в город Цифроград.
https://mel.fm/blog/matematicheskiy
Интересные приемы устного счёта.
e-tropinki/36741-6-priyemov1
ustnogo-scheta-dlya-uchenikovnachalki-rabotayet-dazhe-natrekhznachnykh-tsifrakh
1
Задача - смекалка. Задача – шутка.
1
Практикум «Подумай и реши».
1
Математическая игра «Волшебный квадрат».
https://dzen.ru/um_
1
Загадки о знаках и со знаками
1
Логические задачи
1
Путешествие в город Формоград.
1
Игры с геометрическими фигурами.

1
1

1
1

0,5

0,5
1
0,5

0,5

1
1
0,5
1
0,5
1

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Наименование тем программы

Внеаудиторных

Факт

Аудиторных

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

13.
14.
15.

16.10
16.10
23.10

День веселых задач.
Смекай, считай, отгадывай.
Игра «Раскрась числовую картинку».

1
1
1

16.
17.

23.10
30.10

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

30.10
06.11
06.11
13.11
13.11
20.11
2011
27.11

26.
27.
28.

27.11
04.12
04.12

29.
30.
31.
32.
33.

11.12
11.12
18.12
18.12
25.12

34.

25.12

35.

36.

15.01

15.01

0,5
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2018/03/18/mate
maticheskie-raskraski-dlya-2-klassa

1

Ролевая игра «Сыщики».
Математический КВН.

1
1
Занимательная грамматика 17 ч.
1
Происхождение слов.
1
Слово и его значение.
1
Занимательное словообразование.
1
Многозначность слов.
1
Игра «Расшифруй слово».
1
Знакомство с новыми словами.
1
Интеллектуальная игра «Слово на ладошке».
https://tpmpk8.ru/uploadedFiles/files
Речевые задачи.
/Didakticheskie_igry_i_uprazhneniy
1
a_po_razvitiyu_rechi_obuchayuschi
khsya_nachalnykh_klassov.pdf
1
Превращение маленькой буквы.
1
«Добрый волшебник» - ударение.
https://multiurok.ru/files/nedeliaВ мире русского языка. Ребусы, кроссворды, игры.
1
russkogo-iazyka-krossvordy-rebusyteksty-i.html
1
Здесь живут части речи.
1
Здравствуй, имя существительное!
1
Доброе утро, имя прилагательное!
1
Здравствуй, дядюшка глагол!
https://videouroki.net/razrabotki/russ
Познавательная программа «Тайное становится
1
kiyYazik/meropriyatia-5/2-class
явным».
1
Турнир «смекалистых».

Ярмарка народной мудрости
9ч.
Лучшие традиции и секреты народных мастеров –
1
умельцев.
Лучшие традиции и секреты народных мастеров –

1

https://infourok.ru/prezentaciyanarodnie-umelci-i-promisli2721325.html

1
0,5

1
1
1
0,5
0,5
1

0,5
0,5

0,5

1
0,5
1

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

1
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
1
1

1
1

37.
38.
39.

22.01
22.01
29.01

40.
41.
42.
43.

29.01
05.02
05.02
12.02

44.
45.
46.
47.
48.
49.

12.02
19.02
19.02
26.02
26.02
05.03

50.
51.

05.03
12.03

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

12.03
19.03
19.03
02.04
02.04
09.04
09.04

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

16.04
16.04
23.04
23.04
30.04
30.04
07.05

умельцев.
Самые легкие загадки на свете.
В замке рассказов – загадок.
Народный месяцеслов.

1
1
1

1
Познавательное мероприятие «В далеком прошлом».
1
Копилка народных секретов.
1
Проект «Ларец с загадками».
1
Проект «Ларец с загадками».
Бабушкин сундучок 8 ч.
1
Невероятные путешествия героев сказок.
1
Литературные герои в ребусах.
1
Ребусы, шарады, анаграммы о литературных героях.
1
Литературные кроссворды, чайнворды.
1
Творческая страничка. Проба пера.
Литературный ринг «О дружбе, доброте и
1
отзывчивости».
1
Речевое творчество. Мир фантазии.
1
Конкурс «В гостях у сказки».
Удивительное рядом 15ч.
1
Природа и мы.
1
Путешествия по миру.
1
«Что такое? Кто такой?»
1
В мире животных.
1
«Его величество боровик».
1
«Поющие в голубом небе» (из жизни птиц).
Кроссворды,
ребусы,
шарады,
анаграммы,
1
чайнворды на тему «Природа».
1
Творческая работа «Времена года».
1
Мы – друзья природы.
1
«Про все на свете»
1
Красная книга природы.
1
Соревнование «На лесной полянке».
1
Экологическая страница «Берегите Землю».
По городам и странам.
1

0,5
0,5
https://multiurok.ru/files/narodnyimesiatseslov.html

0,5
0,5

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
0,5
1
1
1
1

https://urok.1sept.ru/articles/622459

https://www.ya-uznayu.ru/

1
1
0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
1

https://www.ya-uznayu.ru/

0,5
1
1
0,5

https://infourok.ru/prezentaciyadlya-2-klassa-k-umk-rainbow-

1

1
0,5

1
0,5

66.

07.05

Викторина «Знаешь ли ты?».

67.
68.

14.05
14.04

Итоговая диагностическая работа
Праздник знаний

Итого:

1

english-goroda-mira-4159599.html
https://pedsovet.su/load/1181-1-039090

Итоговые занятия 2ч.
1
1

68 ч

1
1
1

14

30

38

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».