Приложение к ООП НОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 10:53:00 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: дополнительное изучение предметов
Форма организации: кружок «Учение с увлечением»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Авторы - составители программы:
Виноградова Наталья Сергеевна,
первая квалификационная категория
Микрюкова Ирина Николаевна,
первая квалификационная категория
Попова Марина Викторовна,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителями начальных классов
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования.
Актуальность программы - программа предназначена для развития интеллектуальных
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Практическая значимость программы - младшим школьникам предлагается выполнить
интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и
открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных
интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,
абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение,
конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь,
расширяется словарный запас.
Общая характеристика программы - одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не
могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка
«Учение с увлечением».
Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной
школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой
сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Именно на развитие способностей
направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности «Учение с увлечением».
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка,
литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на
фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не
просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Ценностными ориентирами содержания учебного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
2
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее
кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа –8-9 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр,
викторин. Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий,
просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных.
1. Цель и задачи программы
Основной целью курса является создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи программы:
обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание
на занятиях ситуации успеха.
развивающие - развитие познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на
уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
третий – основная функция – деятельностная. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами
школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности кружка «Учение с увлечением»:
личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и
назначении;
3
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях, в специальной литературе;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные
на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах.
предметные результаты:
- самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
- пользоваться справочной и дополнительной литературой;
- выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
- строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
- предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах;
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного
года.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
4
3. Содержание кружка «Учение с увлечением» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Мир математики - 30ч
Формирование и развитие пространственных
представлений. Развитие умение ориентироваться
в пространстве листа. Формирование навыков
правильного и точного восприятия предметов и
явлений.
Математические игры, задачи-шутки, ребусы,
логические задачи, развивающие смекалку, сообразительность и умственную активность школьников. Изменение свойств предметов по цвету,
размеру, форме.
Мир грамматики - 26ч
Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Отгадывание кроссвордов по русскому языку.
Образование новых слов путём перестановки
букв, убирая буквы, заменяя буквы. Фонетические головоломки. Весёлые рифмы про ударение.
Мир природы - 12ч
Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Игра «Живое-неживое». Разгадывание удивительных лесных загадок о растениях и животных.
Увлекательные рассказы об удивительном в природе
Виды внеурочной
деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность. Досуговая деятельность.
Тренировочные упражнения
и дидактические игры; решение кроссвордов и ребусов, беседы, диагностика,
викторины, познавательные
игры, олимпиады. Практическая работа.
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность. Досуговая деятельность.
Викторины, познавательные
и
дидактические
игры,
олимпиады. КВН. Практическая работа. Просмотр
презентации, беседа.
Практическая работа, экскурсия в природу
Игровая
деятельдля знакомства с местной
ность.
флорой Работа с источниПознавательная деяками информации, беседа.
тельность.
ДосуВикторины, познавательные
говая деятельность.
и
дидактические
игры,
олимпиады.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№ п/п
1
Название разделов (тем)
программы
Мир математики
Виды, формы контроля
Олимпиада.
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с
ресурсами курса
Создание
благоприятных
условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- стремиться узнавать чтото новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до
конца;
- уметь сопереживать,
проявлять сострадание к
попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с дру-
Кол-во
часов
30
5
2
Мир грамматики
Викторины.
3
Мир природы
Брейн-ринг.
гими людьми
- уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу,
отстаивать
свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших;
стремиться узнавать
что-то новое, проявлять
любознательность, ценить
знания; уметь ставить перед
собой цели и проявлять
инициативу
- знать и любить свою Родину, беречь и охранять
природу, уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу
Всего
26
12
68
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.
В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152 с.
4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.
Волгоград. 2004г.
5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. РостовнаДону.2008г.
7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост»,
2011г.
8 Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
9. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
10. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
―АРГО‖, 1996
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», пособия для учащихся. Москва. «Рост»,
2011г.
2. Тарабарина Т.И. «50 игр на логику» издательство - Академия развития,
Ярославль,2001г
3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва
Просвящение,1991г
4. Агеева, И. Д. занимательные материалы по информатике и математике. Методическое
пособие [Электронный ресурс] / И. Д. Агеева. – Режим доступа:
http://zanimatika.narod.ru/Book8.htm
6. Календарное планирование кружка «Учение с увлечением» на 2024 -2025учебный
год (Приложение)
6
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Учение с увлечением» на 2024-2025 учебный год 2 класс
1
04.09
2
3
05.09
11.09
4
5
6
7
12.09
18.09.
19.09
25.09
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.
Римские цифры. Как читать римские цифры?
Решение логических задач
Задачи с изменением вопроса.
8
26.09
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.
9
10
11
02.10
03.10
09.10
12
13
14
15
16
10.10
16.10
17.10
23.10
24.10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
сложение. Упражнения, игры, задачи.
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
Вычитание. Упражнения, игры, задачи.
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки
Как люди научились считать
Новогодние забавы.
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Электронные (цифровые образовательные
ресурсы)
Внеаудиторных
Факт
Наименование тем программы
Аудиторных
План
Форма
проведения
Количество часов
№
занятия
Дата проведения
1
https://infourok.ru/
1
1
https://infourok.ru/
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
1
1
https://infourok.ru/
1
1
1
1
1
-
1
1
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
1
1
1
-
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
1
-
1
1
1
-
1
1
-
1
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
-
1
1
-
7
17
06.11
18
19
20
21
07.11
13.11
14.11
20.11
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.
Игра «Веришь или нет».
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.
Интересные приемы устного счёта.
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
22
21.11
Математические фокусы.
23
27.11
Конкурс знатоков.
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
1
1
1
1
1
1
1
1
https://infourok.ru/
1
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
1
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://nachalka.info/ab
out/193
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://schoolrussia.prosv.ru/
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
1
1
-
1
-
1
-
1
-
24
28.11
Открытие нуля. Загадки-смекалки.
25
04.12
Задачи с многовариантными решениями.
26
05.12
Денежные знаки. Загадки-смекалки.
27
28
29
11.12
12.12
18.12
1
1
30
31
19.12
25.12
Решение задач повышенной трудности.
Игра «Цифры в буквах».
КВМ «Царица наук». Решение занимательных задач в стихах.Отгадывание ребусов.
Игра «Поле чудес».
Путешествие в страну гласных звуков.
1
http://nsportal.ru/nacha
1
lnaya-shkola
-
32
33
34
35
26.12
09.01
15.01
16.01
Хитрые гласные
Слова-братья
Слова- наоборот
Эти интересные сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
1
1
1
1
1
-
1
-
36
37
38
39
40
41
22.01
23.01
29.01
30.01
05.02
06.02
Эти интересные сочетания: чк, чн, щн, нщ.
И снова пословицы, пословицы, пословицы, …
Играем со словарными словами
Создание памятки «Правила переноса»
Волшебник ударение.
Секреты некоторых букв
1
1
1
1
1
1
1
1
https://infourok.ru/
1
1
1
https://infourok.ru/
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
1
1
-
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
1
1
1
1
-
-
8
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
12.02
13.02
19.02
20.02
26.02
27.02
05.03
06.03
12.03
13.03
19.03
20.03
Интересные согласные Н, Р, М, Л, Й.
Еще раз о синонимах и антонимах
Удивительный фокусник мягкий знак.
Два разделительных брата.
Части речи все важны
Текст, тема, главная мысль
Заголовок- всему голова
Работаем с фразеологизмами
Что нам стоит слово построить.
Внимание, корень!
Секреты родственных слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Такие разные приставки.
1
54
55
26.03
02.04
Такие разные суффиксы.
И вновь словарные слова
03.04
Игры с предлогами
1
57
09.04
Какие бывают ребусы .Составление и разгадывание ребусов
1
58
10.04
Кто изобрел кроссворд .Разгадывание кроссвордов
1
59
16.04
Кто придумал первую карту. «Найди клад»(по карте)
60
17.04
Кто автор микроскопа Рассматривание предметов под микроскопом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
http://nachalka.info/ab
out/193
1
Презентации уроков
«Начальная школа»
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
1
http://schoolrussia.prosv.ru/
1
1
56
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://schoolrussia.prosv.ru/
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://schoolrussia.prosv.ru/
http://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola
http://schoolrussia.prosv.ru/
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
Просмотр фильма
https://infourok.ru/
http://nachalka.info/ab
-
-
1
-
1
-
1
-
1
-
1
-
1
-
1
9
и лупой
61
62
23.04
24.04
63
30.04
64
07.05
Каменный мед (сахар) Составление сборника народных рецептов
лечения (с медом)
1
Как люди начали добывать полезные ископаемые. Рассматривание
коллекций полезных ископаемых.
1
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
Просмотр фильма
https://infourok.ru/
1
Просмотр фильма
https://infourok.ru/
Кто написал первую энциклопедию .Рассматривание энциклопедий.
Ель – кормилица. Лесной час Пр. занятие «Творческая мастерская»
1
65
14.05
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1
66
15.05
Природа и фантазия. Практическое занятие
67
21.05
Искусство составления букетов.
22.05
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
Итого:
-
1
-
1
-
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
1
68ч.
-
-
1
1
68
1
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
http://nachalka.info/ab
out/193
Презентации уроков
«Начальная школа»
36
1
-
1
-
1
32
10