Рабочая программа организации внеурочной деятельности Шахматы 2 класс

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
цифровой
Гришина Подписано
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 10:49:13 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: развитие личности и самореализация
Форма организации: кружок «Шахматы»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Дюкарев А.Ф., учитель физической культуры

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» составлена на основе программы
шахматного образования в школе, разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта учителем физической культуры.
Данная рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по
направлению развития личности и самореализации обучающихся.
Актуальность программы - продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают все большее признание в России и во всем
мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Практическая значимость программы - основой программы является деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок,
рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И
ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Шахматы, сочетающие в себе элементы науки и искусства, могут вырабатывать в
обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из
него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Начальный курс по обучению игре в шахматы учит принимать самостоятельные решения и
нести ответственность за них. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том,
что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Дети, играющие
в шахматы, лучше воспринимают и усваивают содержание школьных дисциплин, применяют
полученные знания и опыт на практике, быстрее делают домашнее задание.
Общая характеристика программы – Учебный курс «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание
учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС
начального общего образования.
«Шахматы» – курс, который используется в школе для изучения шахматной теории и практики. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний,
но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог
учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс
по шахматам диалогичен.

2

Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются
вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в
мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог
учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная
работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для школы:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня
подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее
кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 7-9 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дает не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются настенная магнитная шахматная доска с фигурами, наборы индивидуальных шахмат. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах,
шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность
самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на
шахматной доске.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - создание условий для развития интеллектуально-творческой,
одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
3

- развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;
- воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного
отношения ко времени.
Обучение игре в шахматы помогает решить основные воспитательные задачи:
1. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
2. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.
3. Приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время.
4. Воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; – формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип индивидуализации обучения — обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества — процесс обучения сориентиован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Шахматы»:
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые
учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других
людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к
4

работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся,
приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
5

- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через: проведение игр, тестов, соревнований, конкурсов решения позиций, спарринги, шахматные праздники.
3. Содержание кружка «Шахматы» по внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Дидактические
Теоретические основы и правила шахматной Познавательная деятельность.
игры «Вертикаль»,
игры (2)
Исторические сведения, основные термины и по«Горизонталь»,
нятия, а также образовательные аспекты, ориенти«Диагональ»,
рованные на изучение основ теории и практики
«Волшебный
мешахматной игры.
шочек», «УгадайВведение в образовательную программу. Знака», «Что общекомство с программой «Шахматная школа». Рего?», «Мешочек»,
жим занятий. Необходимое оборудование. Прави«Да и нет», «Один
ла поведения на занятиях.
в поле воин», «Лабиринт»,
«Битва
Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о
часовых», «Атака,
происхождении шахмат. Для чего нужно играть в
еще раз атака»,
шахматы.
«Двойной
удар»,
«Ограничение поПрактико-соревновательная деятельность (62)
движности», «Шах
Сведения об организации и проведении шахмат— не шах», «5 шаных соревнований, конкурсов по решению задач,
хов», «Защита от
шахматных праздников.
шаха», «Мат — не
Шахматная доска.
мат»,
«Первый
Белые и черные поля. Чередование белых и чершах», «Рокировка»,
ных полей на шахматной доске. Шахматная доска
«Два хода» и др.
и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. ГориПроведение игр
зонтальная линия. Количество полей в горизонта«Игра на уничтоли. Количество горизонталей на доске. ВертикальИгровая деятельжение» и др., Игра
ная линия. Количество полей в вертикали. Количеность.
всеми фигурами из
ство вертикалей на доске. Чередование белых и
начального полочерных полей в горизонтали и вертикали. Диагожения.
наль. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая беТесты, соревнолая и большая черная диагонали. Короткие диагования, конкурс ренали. Центр. Форма центра. Количество полей в
шения
позиций,
центре.
спарринги,
шахШахматные фигуры.
матные праздники
Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция); расСодержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

6

положение каждой из фигур в начальной позиции;
правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении.
Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении.
Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные
слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход
коня, взятие. Конь — легкая фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении.
Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении.
Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой
его ставить нельзя.
Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты
ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Итоговое занятие (4)
Повторение программного материала в форме
конкурсов, мини-соревнований, турниров.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№ п/п
1
1.1

Название разделов (тем)
программы

Виды, формы контроля

Теоретические основы и наблюдение,
правила шахматной игры фронтальный опрос
Введение в образовательную программу.

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально значи-

Кол-во
часов
2
1

7

1.2
2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3

Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Практикосоревновательная
деятельность
Шахматная доска.
тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
Шахматные фигуры.
упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами
и на запись ходов;
дидактические игры
на маршруты фигур и
их взятие с учетом
контроля полей, на
ограничение
подвижности фигур.
Начальная расстановка фи- Упражнения на загур.
поминание
правил
шахматной нотации,
игры с ограниченным
набором фигур, простейшие этюды.
Ходы и взятие фигур.
разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Решение арифметических
задач (типа «Укого
больше?») и логических задач («типа
«Какая фигура ценнее?»)
Цель шахматной партии.
анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной
части партии.
Игра всеми фигурами из отработка на шахначального положения.
матной доске пешечного и ладейного
эндшпиля. Решение
упражнений на постановку мата и пата
в различное количество ходов.
Показательные выИтоговое занятие
ступления наиболее
успешных учащихся.
Презентация успехов
юных шахматистов с
приглашением родителей
учащихся.
Конкурс на решение
шахматных
задач;
шахматный вернисаж
(выставка
картин
школьников на шах-

мых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время,
потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних
делах, доводить начатое дело
до конца;
 проявлять миролюбие – не
затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то
новое, проявлять любознательность, ценить знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной
гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой
цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.

1
62

2

4

2

32

18

4

4

8

матные темы).
всего

68

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN
978-5-09-050355-6.
2. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.
3. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
4. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
5. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В.
И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература,
1980.
7. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
10. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
11. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
12. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
2. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.:
Новая школа, 1994.
3. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр
Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
4. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.
5. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
6. Календарное планирование кружка «Шахматы» на учебный год (Приложение)

9

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Шахматы» на 2024-2025 учебный год

2

Мультфильм «Знакомство с шахматной доской с котом
Честером»

Шахматная доска
Знакомство с шахматной доской
1-2

03.09
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Знакомство с шахматными фигурами

3-4
5-6
10.09

7-8
910

17.09

Ходы и взятие фигур
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1112

2

01.10

Ладья в игре.

-

-

2

-

-

4
Мультфильм«10
правил дебюта в
шахматах или как
научится играть в
шахматы»

1,5

2

0,5

2

-

-

2

-

-

2
2
2

24.09

13-

2

4

2
Знакомство с шахматными фигурами
Начальная расстановка фигур
Начальное положение

с применением дистанционных
образовательных технологий и
электронного обучения

Факт

Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)

Внеаудиторных

Наименование тем программы

Аудиторных

План

Форма
проведения

Количество часов

№
занятия

Дата проведения

2

32
Шахматный урок,
знакомство с игрой
базовые принципы,
фигуры, как играть
в шахматы

1,5

2

0,5

-

-

14
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
3132
3334

8.10
15.10
22.10
29.10
05.11
12.11
19.11
26.11
03.12

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

2

Слон в игре.

2

Ладья против слона.

2

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

2

Ферзь в игре.

2

Ферзь против ладьи и слона.

2

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

2

Конь в игре.

2

Конь против ферзя, ладьи слона.

2

Знакомство с пешкой.

2

10.12

3536
3738
3940
4142

17.12
24.12
14.01.25
21.01

Пешка в игре.

2

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

2

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

2

Король против других фигур.

2

Цель шахматной партии
4344
4546
4748

28.01
04.02
11.02

Шахматные фигуры. Пешка / Шахматы
для
детей
//ЛогикЛайкhttps://w
ww.youtube.com/wat
ch?v=h9PGGOI1AT
U

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

1,5

0,5

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

18

Шах.

2

Шах.

2

Мат.

2

Шахматы для детей
на ChessKid - Мат с
помощником

1,5

0,5

11

https://www.youtube.
com/watch?v=TGE0J
gB67Ao
4950
5152
5354
5556
5758

18.02
25.02
04.03
11.03

Мат.

2

Ставим мат.

2

Ставим мат.

2

Ничья, пат.

2

Рокировка.

2

18.03

5960
6162
6364
6566
6768

08.04

15.04
22.04
29.04
06.05

Рокировка.

2

Игра всеми фигурами из начального положения
Шахматная партия.

2

Шахматная партия.

2

Повторение программного материала.

2

Повторение программного материала.

2

Итого:

РОКИРОВКА
в
шахматах. Короткая
и Длинная рокировка.
https://www.youtube.
com/watch?v=2wr1s
WSDuck

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

1,5

0,5

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

65,5

-

2,5

6

68 ч.

6

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».