Рабочая программа организации внеурочной деятельности Я в мире. Мир во мне 1-4 классы

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
социально-психологической службы
Протокол № 1 от 29.05.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано

Гришина цифровой подписью:
Гришина Ольга
Ольга
Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
09:27:40 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: комплекс воспитательных мероприятий
Форма организации: кружок «Я в мире…Мир во мне…»
Начальное общее образование, 1-4 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 4 часа
Разработана на основе:



Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков в образовательной среде «Маршрут
безопасности -2.0»

Автор - составитель программы:
Гичева С.И. педагог - психолог

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я в мире…Мир во мне…» разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Программа
является
модифицированной, разработана педагогом-психологом.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по направлению
комплекса воспитательных мероприятий.
Актуальность программы – потребности современного общества возлагают на школу
задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного,
духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и творческих способностей; Вести каждого ребенка
к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих
ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа кружка «Я в мире…Мир во мне…» предусматривает воспитание Благородного
человека, Гражданина России, создает условия для развития личности и ее самореализации. Как
раз то, что мы хотим видеть в наших детях, несущее им и нам счастье и радость жизни.
Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения, что
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе
самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде
всего, должны видеть в нем человека.
Практическая значимость программы - профилактика суицидального поведения у
подростков через осознание собственных жизненных планов, ценностей, целей; развитие
способностей планирования своей деятельности.
Данная профилактическая программа направлена на развитие интереса подростков к
познанию собственных возможностей, проектирование положительного образа будущего, на
повышение ресурсов психологического противостояния негативным факторам среды.
Общая характеристика программы
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
- Личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого
ребенка;
- Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказывания, что
способствует раскованности, пробуждение у детей интереса к нравственным проблемам и
созданию общественного мнения;
- Развивающие нравственное сознание;
- Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его
эмоциональную сферу.
- Проектирование позитивных жизненных целей.
- Формирование мотивации и способности к их достижению.
- Осознание ценности и уникальности собственной личности.
- Овладение навыками конструктивного общения со сверстниками (умением
договариваться, уступать, сделать вклад в общее дело, признавать успехи других, обосновывать
свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром).
- Повышение ответственности подростков за собственные поступки.
- Раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его
реализации.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
Форма организации работы по программе в основном-коллективное, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы.
Основной формат профилактических занятий - интерактивный, что позволяет:

- Строить обучение ни только путем информирования, а тс помощью эмоционального
вовлечения обучающихся, что создает условия для изменения установок и мировоззрения
учащихся;
- Создавать в ходе занятия условия для получения обучающимися личного опыта,
позволяющего сделать собственные выводы в пользу адаптивного поведения;
- Проходить обучение в нетрадиционной форме, с использованием современных
технических средств и общения в игровом и тренинговом формате, что создает у учащихся
дополнительную мотивацию;
- Построить программу с учетом основных возрастных социально-психологических
особенностей детей и подростков.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Общее
кол-во часов в год - 4 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа 7-10 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
игр, викторин, тестов, контрольных срезов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютеры,
проекторы, флип чарты, психологический инструментарий для проведения игр.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является:
 формирование навыков адаптивного поведения обучающихся для профилактики у них
суицидальных намерений;
 формирование у детей ценности собственной жизни.
Задачи программы:
 обучающие – развитие познавательного интереса к своей личности, развитие мотивации и
постановки жизненных целей. Развить способность осознавать и понимать свои эмоции
 воспитательные - формирование общественной активности личности, представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
 развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности,
управление своими эмоциями, целепологание, мотивация к учебе, ценностные ориентации.
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному
взаимодействию с другими людьми. Создание условий для развития личности, для вхождения ее
в гражданское правовое общество через становление отношений к окружающему миру и к себе в
нем.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
• самоанализ (способность понимать свои чувства и то, какое влияние собственное
поведение оказывает на окружающих);

• ассертивность (способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость
убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей);
• положительная самооценка (умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и
воспринимать положительно);
• независимость (способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя)
• самореализация (стремление к максимальному развитию и способность реализовывать
свой потенциал);
• оптимизм (энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во
всем);
• толерантность к стрессу (способность противостоять стрессовым ситуациям без
симптомов физического или эмоционального напряжения);
• контроль импульсивности (умение устоять перед побуждением действовать на волне
эмоций);
• решение проблем (способность выявлять и находить пути решения, способность
концентрироваться и сосредотачиваться).
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
• эмпатия (умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам
известны их чувства);
• гибкость поведения (способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с
меняющимися обстоятельствами).
•получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
третий – основная функция – деятельностная.
• социальная ответственность (способность к взаимовыгодному сотрудничеству,
включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем);
• межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать
взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение
чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах);
• получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности кружка «Я в мире…Мир во мне…»:
Личностные результаты: формирование базовых понятий из области психологии
общения, психологии эмоций, эмоционального интеллекта; развитие осознания и понимания
собственных эмоций и эмоций окружающих; сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества;
Метапредметные результаты: развитие способности к эмпатии, пониманию своих
переживаний, и состояний других людей; обучение способам поведения в отношениях с
другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных
ситуаций.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться
способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания
об основных категориях и понятиях этики, основных положительно нравственных качествах
человека. Освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться
умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать
информацию, отображать содержание и условии деятельности в сообщениях.
Предметные результаты: развитие навыков произвольного управления своим
поведением, регулированием эмоционального состояния, профилактика переутомления и

снижения работоспособности; повышение стрессоустойчивости во время интеллектуальных
испытаний. Формирование у детей ценности собственной жизни.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

Эмоциональный интеллект.
Формирование навыка невербального выражения
различных эмоций. Развитие умения определять
эмоции у других людей. Расширение репертуара
знакомых чувств и эмоций. Формирование умения
определять свои чувства и эмоции по зонам
позитивные,
негативные,
амбивалентные.
Установление связи эмоциональных переживаний и
телесных проявлений. Знакомство с техниками
регуляции эмоций. Формирование умения определять
собственные
переживания
и
возвращаться
в
продуктивное состояние.
Ценностные ориентации.
Определение собственных ценностей. Развитие
способности ориентироваться в спектре возможных
ценностей.
Личные границы.
Диагностика представлений учащихся по основным
понятиям занятия. Формирование представлений об
основных
понятиях
по
тематике
занятия.
Формирование личных границ, исследование личного
пространства,
взаимодействия
с
другими.
Предоставление практического материала для работы.
Закрепление представления о своих личных границах
(визуализация их в виде карты)
Взаимодействие с миром других людей.
Исследование
барьеров
общения,
факторов,
искажающих коммуникацию. Знакомство с понятиями
открытой и закрытой коммуникации. Знакомство со
шкалой открытости в коммуникациях. Отработка
навыка формулирования открытого и закрытого
послания,
распознавания
типа
коммуникации.
Интегрирующие задание на понимание особенностей
коммуникаций внутри класса.

Формы организации
внеурочной
деятельности

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность

Познавательные
и
дидактические игры,
упражнения.

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность

Познавательные
и
дидактические игры,
упражнения. Мини
лекция

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность

Игра
«Пианино»
Интерактивная минилекция. Работа с
плакатом
«Зоны
регуляции эмоций»

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность

Упражнения, мини
лекции, рефлексия.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Интерактивные занятия для обучающихся 1-4 классов.
№

Тема

Тематический план
Цели, задачи
Содержание занятия

I раздел – « ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ»
1
«МЫ КОМАНДА»
 Знакомство с
 Бриф-опрос «Команда»
понятием команда
 Тематический разогрев.
 Способствование
 Игра «Пианино»
осознанию важности
 Упражнение
командной работы.
«Монстроавтомобиль»

Используемые
методы
Вопросы для бриф
опроса, листы
флипчарта, маркеры,
доска, мел. Листы А4
на каждого
участника,

2

«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

3

«Я И МОИ ЭМОЦИИ»

4

«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ
СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»

 Сплочение класса,
командобразование.

 Резюме занятия.

 Развитие
межличностной
коммуникации
 Развитие сочувствия,
сопереживание
эмпатии.
 Развитие навыков
позитивной
коммуникации.
 Формирование
понятий «Дружба»,
«настоящий друг»
 Сплочение класса.
 Познакомить с
понятиями
«Настроение»
«Эмоции».
 Мотивировать детей
на изучение
собственного
собственного
эмоционального мира.
 Способствовать
осознанию детьми
собственных эмоций.
 Развитие умения у
детей выражать свои
эмоции.
 Познакомить
обучающихся с
базовыми эмоциями
человека.
 Научить различать
эмоции.
 Формировать умения
выразительно
изображать отдельные
эмоциональные
состояния.
 Содействовать
формированию
ценности собственной
жизни и здоровья,
ценности своей семьи и
своих друзей.
 Развить веру в
важность себя, своей
жизни, своей семьи.

 Бриф-опрос «Дружба»
 Упражнение «Я
радуюсь/ Я огорчаюсь»
 Мультфильм «Мост»
 Упражнение «Лучший
друг»
 Упражнение «Пять
добрых слов»

фломастеры, лист
ватмана, клей или
скотч.
Файл с
мультфильмом. 4
Листа А3, с
неоконченными
продолжениями,
фломастеры. Набор
карточек на каждую
пару, флипчарт,
клеящий карандаш,
скотч. Бланк для
каждого участника.

 Бриф –опрос «Эмоции».
 Список эмоций.
 Интеракттивная мини
лекция. Работа с
плакатом «Зоны
регуляции эмоций».
 Рефлексия.

Флипчарт или доска.
Плакат «Зоны
регуляции эмоций»,
карточки с
действиями по
регуляции эмоций.

 Бриф опрос:
«Ценности»
 Рисунок «Я, моя семья,
мои друзья»
 Кросс – анализ «Откуда
берутся ценности»
 Резюме занятия.

Вопросы для
брифопроса, листы
флипчарта, маркеры,
доска, мел. Листы
А4, фломастеры или
карандаши.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
№ п/п
1
2

Название разделов (тем)
программы
Эмоциональный интеллект,
Ценностные ориентации.

Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
В воспитании обучающихся подросткового
возраста
приоритетом
является
создание

Кол-во
часов
1
1

3
4

Личные границы.
Взаимодействие с миром других
людей.

благоприятных условий для развития социально
значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре жизни в человека и
источнику его счастья;
-к труду как к основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионально самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к миру как главному принципу человеческого
общежития,
условию
крепкой
дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем
и
создания
благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальным ресурсу,
обеспечивающему
будущее
человека,
как
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которой дают ему чтение,
музыка,
искусство,
театр
творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека,
его
хорошего
настроения
и
оптимистичного взгляда на мир;
К окружающим людям как безусловной и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие
избегать чувство одиночества;
К самим себе как хозяевам соей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Всего:

1
1

4

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Психологические игры и занятия с
детьми. – М.:АСТ, 2014.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Стихия». Интеллектуальная психологическая игра. – М.:АСТ, 2014.
a. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. – СПб.: 2002.
b. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
3. Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2015.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2000.
5. Карпенко К. Олимпиада по психологии / Школьный психолог №11, 2011. – с.8.
6. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
7. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга для продвинутых родителей. – М.: Альпина
Паблишер, 2013.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин //
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. –
М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

9. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В.
Люсин // Психол. диагностика. – 2006. – № 4.
10. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006.
11. Мои эмоции. Метафорические ассоциативные карты. Методические рекомендации для педагоговпсихологов специализированных классов / автор-составитель Н.В.Гетман. – Новосибирск: 2015.
12. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010.
13. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь,
2010.
14. Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь,
2007.
15. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. – Дубна: Феникс,
2000.
16. Террасье Ж.Ш. Одаренные дети и проблемы раннего развития. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
17. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, 2014.
18. Хухлаева О.В. Эмоционально-символические методы в работе школьного психолога. Лекция. –М.:
Издательский дом «Первое сентября», 2015.
Рекомендуемые для детей и родителей:
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. –
Новополоцк: ПГУ, 2011.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
1.

6. Календарное планирование кружка «Я в мире…Мир во мне…» на учебный год
(Приложение)

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Я мире…Мир во мне…» на 2024-2025 учебный год

Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»

11.09
10.10
08.11
06.12

1
1
1
1
4

0,5
0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2

11.09
10.10
08.11
06.12

Факт

Наименование тем программы

Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»

Количество
часов

1
1
1
1
4

Внеаудиторных

1
2
3
4
Итого:

План

Форма
проведения
Аудиторных

№
занятия

2 класс
Дата проведения

С применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения

Количество
часов

0,5
0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения

1
2
3
4
Итого:

Факт

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения
Аудиторных

№
занятия

1 класс
Дата проведения

Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»

11.09
10.10
08.11
06.12

Количество
часов

1
1
1
1
4

0,5
0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2

11.09
10.10
08.11
06.12

Факт

Наименование тем программы

Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»

Количество
часов

1
1
1
1
4

Внеаудиторных

1
2
3
4
Итого:

План

Форма
проведения
Аудиторных

№
занятия

4 класс
Дата проведения

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения

Наименование тем программы

0,5
0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения

1
2
3
4
Итого:

Факт

Внеаудиторных

План

Форма
проведения
Аудиторных

№
занятия

3 класс
Дата проведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».