Приложение к ООП НОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
социально-психологической службы
Протокол № 1 от 29.05.2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано
Гришина цифровой подписью:
Гришина Ольга
Ольга
Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
09:27:40 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: комплекс воспитательных мероприятий
Форма организации: кружок «Я в мире…Мир во мне…»
Начальное общее образование, 1-4 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 4 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков в образовательной среде «Маршрут
безопасности -2.0»
Автор - составитель программы:
Гичева С.И. педагог - психолог
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я в мире…Мир во мне…» разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Программа
является
модифицированной, разработана педагогом-психологом.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по направлению
комплекса воспитательных мероприятий.
Актуальность программы – потребности современного общества возлагают на школу
задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного,
духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и творческих способностей; Вести каждого ребенка
к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих
ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа кружка «Я в мире…Мир во мне…» предусматривает воспитание Благородного
человека, Гражданина России, создает условия для развития личности и ее самореализации. Как
раз то, что мы хотим видеть в наших детях, несущее им и нам счастье и радость жизни.
Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения, что
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе
самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде
всего, должны видеть в нем человека.
Практическая значимость программы - профилактика суицидального поведения у
подростков через осознание собственных жизненных планов, ценностей, целей; развитие
способностей планирования своей деятельности.
Данная профилактическая программа направлена на развитие интереса подростков к
познанию собственных возможностей, проектирование положительного образа будущего, на
повышение ресурсов психологического противостояния негативным факторам среды.
Общая характеристика программы
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
- Личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого
ребенка;
- Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказывания, что
способствует раскованности, пробуждение у детей интереса к нравственным проблемам и
созданию общественного мнения;
- Развивающие нравственное сознание;
- Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его
эмоциональную сферу.
- Проектирование позитивных жизненных целей.
- Формирование мотивации и способности к их достижению.
- Осознание ценности и уникальности собственной личности.
- Овладение навыками конструктивного общения со сверстниками (умением
договариваться, уступать, сделать вклад в общее дело, признавать успехи других, обосновывать
свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром).
- Повышение ответственности подростков за собственные поступки.
- Раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его
реализации.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
Форма организации работы по программе в основном-коллективное, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы.
Основной формат профилактических занятий - интерактивный, что позволяет:
- Строить обучение ни только путем информирования, а тс помощью эмоционального
вовлечения обучающихся, что создает условия для изменения установок и мировоззрения
учащихся;
- Создавать в ходе занятия условия для получения обучающимися личного опыта,
позволяющего сделать собственные выводы в пользу адаптивного поведения;
- Проходить обучение в нетрадиционной форме, с использованием современных
технических средств и общения в игровом и тренинговом формате, что создает у учащихся
дополнительную мотивацию;
- Построить программу с учетом основных возрастных социально-психологических
особенностей детей и подростков.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Общее
кол-во часов в год - 4 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа 7-10 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
игр, викторин, тестов, контрольных срезов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютеры,
проекторы, флип чарты, психологический инструментарий для проведения игр.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является:
формирование навыков адаптивного поведения обучающихся для профилактики у них
суицидальных намерений;
формирование у детей ценности собственной жизни.
Задачи программы:
обучающие – развитие познавательного интереса к своей личности, развитие мотивации и
постановки жизненных целей. Развить способность осознавать и понимать свои эмоции
воспитательные - формирование общественной активности личности, представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности,
управление своими эмоциями, целепологание, мотивация к учебе, ценностные ориентации.
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному
взаимодействию с другими людьми. Создание условий для развития личности, для вхождения ее
в гражданское правовое общество через становление отношений к окружающему миру и к себе в
нем.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
• самоанализ (способность понимать свои чувства и то, какое влияние собственное
поведение оказывает на окружающих);
• ассертивность (способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость
убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей);
• положительная самооценка (умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и
воспринимать положительно);
• независимость (способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя)
• самореализация (стремление к максимальному развитию и способность реализовывать
свой потенциал);
• оптимизм (энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во
всем);
• толерантность к стрессу (способность противостоять стрессовым ситуациям без
симптомов физического или эмоционального напряжения);
• контроль импульсивности (умение устоять перед побуждением действовать на волне
эмоций);
• решение проблем (способность выявлять и находить пути решения, способность
концентрироваться и сосредотачиваться).
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
• эмпатия (умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам
известны их чувства);
• гибкость поведения (способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с
меняющимися обстоятельствами).
•получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
третий – основная функция – деятельностная.
• социальная ответственность (способность к взаимовыгодному сотрудничеству,
включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем);
• межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать
взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение
чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах);
• получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности кружка «Я в мире…Мир во мне…»:
Личностные результаты: формирование базовых понятий из области психологии
общения, психологии эмоций, эмоционального интеллекта; развитие осознания и понимания
собственных эмоций и эмоций окружающих; сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества;
Метапредметные результаты: развитие способности к эмпатии, пониманию своих
переживаний, и состояний других людей; обучение способам поведения в отношениях с
другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных
ситуаций.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться
способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания
об основных категориях и понятиях этики, основных положительно нравственных качествах
человека. Освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться
умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать
информацию, отображать содержание и условии деятельности в сообщениях.
Предметные результаты: развитие навыков произвольного управления своим
поведением, регулированием эмоционального состояния, профилактика переутомления и
снижения работоспособности; повышение стрессоустойчивости во время интеллектуальных
испытаний. Формирование у детей ценности собственной жизни.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Содержание раздела
Виды внеурочной
деятельности
Эмоциональный интеллект.
Формирование навыка невербального выражения
различных эмоций. Развитие умения определять
эмоции у других людей. Расширение репертуара
знакомых чувств и эмоций. Формирование умения
определять свои чувства и эмоции по зонам
позитивные,
негативные,
амбивалентные.
Установление связи эмоциональных переживаний и
телесных проявлений. Знакомство с техниками
регуляции эмоций. Формирование умения определять
собственные
переживания
и
возвращаться
в
продуктивное состояние.
Ценностные ориентации.
Определение собственных ценностей. Развитие
способности ориентироваться в спектре возможных
ценностей.
Личные границы.
Диагностика представлений учащихся по основным
понятиям занятия. Формирование представлений об
основных
понятиях
по
тематике
занятия.
Формирование личных границ, исследование личного
пространства,
взаимодействия
с
другими.
Предоставление практического материала для работы.
Закрепление представления о своих личных границах
(визуализация их в виде карты)
Взаимодействие с миром других людей.
Исследование
барьеров
общения,
факторов,
искажающих коммуникацию. Знакомство с понятиями
открытой и закрытой коммуникации. Знакомство со
шкалой открытости в коммуникациях. Отработка
навыка формулирования открытого и закрытого
послания,
распознавания
типа
коммуникации.
Интегрирующие задание на понимание особенностей
коммуникаций внутри класса.
Формы организации
внеурочной
деятельности
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность
Познавательные
и
дидактические игры,
упражнения.
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность
Познавательные
и
дидактические игры,
упражнения. Мини
лекция
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность
Игра
«Пианино»
Интерактивная минилекция. Работа с
плакатом
«Зоны
регуляции эмоций»
Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность
Упражнения, мини
лекции, рефлексия.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Интерактивные занятия для обучающихся 1-4 классов.
№
Тема
Тематический план
Цели, задачи
Содержание занятия
I раздел – « ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ»
1
«МЫ КОМАНДА»
Знакомство с
Бриф-опрос «Команда»
понятием команда
Тематический разогрев.
Способствование
Игра «Пианино»
осознанию важности
Упражнение
командной работы.
«Монстроавтомобиль»
Используемые
методы
Вопросы для бриф
опроса, листы
флипчарта, маркеры,
доска, мел. Листы А4
на каждого
участника,
2
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
3
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
4
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ
СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»
Сплочение класса,
командобразование.
Резюме занятия.
Развитие
межличностной
коммуникации
Развитие сочувствия,
сопереживание
эмпатии.
Развитие навыков
позитивной
коммуникации.
Формирование
понятий «Дружба»,
«настоящий друг»
Сплочение класса.
Познакомить с
понятиями
«Настроение»
«Эмоции».
Мотивировать детей
на изучение
собственного
собственного
эмоционального мира.
Способствовать
осознанию детьми
собственных эмоций.
Развитие умения у
детей выражать свои
эмоции.
Познакомить
обучающихся с
базовыми эмоциями
человека.
Научить различать
эмоции.
Формировать умения
выразительно
изображать отдельные
эмоциональные
состояния.
Содействовать
формированию
ценности собственной
жизни и здоровья,
ценности своей семьи и
своих друзей.
Развить веру в
важность себя, своей
жизни, своей семьи.
Бриф-опрос «Дружба»
Упражнение «Я
радуюсь/ Я огорчаюсь»
Мультфильм «Мост»
Упражнение «Лучший
друг»
Упражнение «Пять
добрых слов»
фломастеры, лист
ватмана, клей или
скотч.
Файл с
мультфильмом. 4
Листа А3, с
неоконченными
продолжениями,
фломастеры. Набор
карточек на каждую
пару, флипчарт,
клеящий карандаш,
скотч. Бланк для
каждого участника.
Бриф –опрос «Эмоции».
Список эмоций.
Интеракттивная мини
лекция. Работа с
плакатом «Зоны
регуляции эмоций».
Рефлексия.
Флипчарт или доска.
Плакат «Зоны
регуляции эмоций»,
карточки с
действиями по
регуляции эмоций.
Бриф опрос:
«Ценности»
Рисунок «Я, моя семья,
мои друзья»
Кросс – анализ «Откуда
берутся ценности»
Резюме занятия.
Вопросы для
брифопроса, листы
флипчарта, маркеры,
доска, мел. Листы
А4, фломастеры или
карандаши.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
№ п/п
1
2
Название разделов (тем)
программы
Эмоциональный интеллект,
Ценностные ориентации.
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
В воспитании обучающихся подросткового
возраста
приоритетом
является
создание
Кол-во
часов
1
1
3
4
Личные границы.
Взаимодействие с миром других
людей.
благоприятных условий для развития социально
значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре жизни в человека и
источнику его счастья;
-к труду как к основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионально самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к миру как главному принципу человеческого
общежития,
условию
крепкой
дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем
и
создания
благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальным ресурсу,
обеспечивающему
будущее
человека,
как
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которой дают ему чтение,
музыка,
искусство,
театр
творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека,
его
хорошего
настроения
и
оптимистичного взгляда на мир;
К окружающим людям как безусловной и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие
избегать чувство одиночества;
К самим себе как хозяевам соей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Всего:
1
1
4
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Психологические игры и занятия с
детьми. – М.:АСТ, 2014.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Стихия». Интеллектуальная психологическая игра. – М.:АСТ, 2014.
a. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. – СПб.: 2002.
b. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
3. Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2015.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2000.
5. Карпенко К. Олимпиада по психологии / Школьный психолог №11, 2011. – с.8.
6. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
7. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга для продвинутых родителей. – М.: Альпина
Паблишер, 2013.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин //
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. –
М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
9. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В.
Люсин // Психол. диагностика. – 2006. – № 4.
10. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006.
11. Мои эмоции. Метафорические ассоциативные карты. Методические рекомендации для педагоговпсихологов специализированных классов / автор-составитель Н.В.Гетман. – Новосибирск: 2015.
12. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010.
13. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь,
2010.
14. Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь,
2007.
15. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. – Дубна: Феникс,
2000.
16. Террасье Ж.Ш. Одаренные дети и проблемы раннего развития. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
17. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, 2014.
18. Хухлаева О.В. Эмоционально-символические методы в работе школьного психолога. Лекция. –М.:
Издательский дом «Первое сентября», 2015.
Рекомендуемые для детей и родителей:
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. –
Новополоцк: ПГУ, 2011.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
1.
6. Календарное планирование кружка «Я в мире…Мир во мне…» на учебный год
(Приложение)
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Я мире…Мир во мне…» на 2024-2025 учебный год
Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»
11.09
10.10
08.11
06.12
1
1
1
1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
11.09
10.10
08.11
06.12
Факт
Наименование тем программы
Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»
Количество
часов
1
1
1
1
4
Внеаудиторных
1
2
3
4
Итого:
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
2 класс
Дата проведения
С применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения
Количество
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения
1
2
3
4
Итого:
Факт
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
1 класс
Дата проведения
Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»
11.09
10.10
08.11
06.12
Количество
часов
1
1
1
1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
11.09
10.10
08.11
06.12
Факт
Наименование тем программы
Интерактивное занятие «МЫ КОМАНДА»
«Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
«Я И МОИ ЭМОЦИИ»
«ЦЕННОСТИ: Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОИ ДРУЗЬЯ»
Количество
часов
1
1
1
1
4
Внеаудиторных
1
2
3
4
Итого:
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
4 класс
Дата проведения
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения
Наименование тем программы
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения
1
2
3
4
Итого:
Факт
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
3 класс
Дата проведения