Рабочая программа по учебному предмету Родная литература 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №5
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.19. Тел. 8(39042) 68900
Рассмотрено:
методическим объединением
учителей русского языка
и литературы
протокол №1 от 29.08.2024г.
руководитель ШМО:

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ№5
_________О.В.Гришина
приказ № 117 от 02.09.2024г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
13:18:26 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная литература»
для обучающихся 8 классов

Составители: Багаева А.А. учитель русского
языка и литературы I кв. категории
,

Саяногорск-2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273 ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5 г.
Саяногорска.
4. Примерной программы, разработанной на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатам освоения основной. образовательной. программы основного общего
образования по учебному предмету «Родная (русская) литература».
5.Учебного плана МБОУ СОШ №5 на 2024-2025 учебный год;
6.Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2024-2025 учебный год рабочая
программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного
познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы
обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту
человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на
основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать
её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета
«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература»
не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как
время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область
«Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые
в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор
обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности
русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в
соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 7 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы включает произведения русской классики и современной
литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом

и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и
др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа учебного предмета «Родная
литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений
о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма
и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования
собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; 
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки
и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. В основу курса
родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только
их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем
самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной

традиции в сознании школьников. Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной
язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно исторический подход к
представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная
литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает
сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского
народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные
понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное
пространство, которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в
целом, так и отдельного человека. Это концептуальное положение определяет специфические
особенности учебного предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного
предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»
на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»
на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление квзаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, реализующей программы основного общего образования, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей
объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и
анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать
способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен
(исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского народа; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о сибирском крае и
русском поле;

2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании
Пасхи и о русских умельцах и
мастерах;
3)иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в
произведениях о защите
Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам;
об уникальности русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её
результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её
обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Раздел 1. Введение. (1 час)

«Читать или не читать?»
Чтение – способ интеллектуального развития. Литература – колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт
жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и
понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает
перед вами сердца людей. Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA.
Составление списка перспективного чтения. Анкетирование.
Раздел 2. Милосердие и сострадание (5 часов)
«Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития
Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала,
олицетворение Святой Руси.
А.С. Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.
А. Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе.
О. Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие. Волонтерство.
Раздел 3. Книги о взрослении, настоящей дружбе и любви (11 часов)
А. С. Макаренко. «Педагогическая поэма» (фрагменты). Отражение современных реалий в произведении.
В. Каверин. «Два капитана». Жизнь и творчество В. Каверина. Роман «Два капитана». Обзор. Нравственная
проблематика романа. Характеристика контрастных персонажей романа Литературный музей.
Ю.К. Олеша. «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом?
А.Г. Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и
окружающих.
А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» как факт сопротивления режиму. Отражение периода культа
личности Сталина. Автобиографический характер повести.
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Смысл названия повести.

В. П. Астафьев. Глава из повести «Последний поклон». Образ бабушки в жизни главного героя
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Образ бабушки в жизни главного героя
П. Санаев. «Похороните меня за плинтусом». Автобиографический характер повести, образная система
Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве. Рассказ «Капустное чудо».
Раздел 4. Мир природы (2 часа)
Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.
В. Песков. «Воробьи». Анализ текста публицистического стиля.
Раздел 5. Материнская любовь (5 часов)
Конкурс чтецов. Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы
жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама» и др.)
К. М. Симонов. «Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание,
гуманистическая идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности.
В. Закруткин. «Матерь человеческая». Повесть о женщине, доброту и силу воли которой не смогла
уничтожить война.
Ю.П. Казаков. «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.
Раздел 6. Человек на войне (5 часов)
Литературная гостиная. «Строки, опаленные войной». А. Сурков «Утро победы», А. Фатьянов «Где же вы
теперь, друзья-однополчане?», Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…» и др. Героизм,
патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о
войне.
А.Н. Толстой. «Русский характер». Слово о писателе. Черты характера русского человека. Скромность,
сдержанность главного героя. Образ рассказчика.
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». История создания произведения. Герой и прототип. Правда
факта в художественном произведении.
К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образысимволы.
Раздел 7. Моя малая родина (4 часа)
Л.К. Татьяничева. Слово о поэте. Стихи. «Урал», «Живу я в глубине России…» и др.
Б.А. Ручьёв. Слово о поэте. Стихи. «Песня о брезентовой палатке» и др.
(Допускается выбор учителя в изучении творчества поэтов ЮУ)
А.Б. Кердан. Слово о поэте. «Берёзка». Рассказ о любви и верности.
Коркинское литературное объединение «Надежда». Основатели объединения. «Надежда» и «Горняцкая
правда». Поэты Коркино (обзорно).
Раздел 8. Моя книжная полка
Анкетирование.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родная литература (русская)»

Дата
план

факт

Кол-во
часов

Введение.

1

№ п/п

Раздел 1

03.09

Тема

1.
Раздел 2

Введение. «Читать или не читать?». Анкетирование.
Милосердие и сострадание

1
5

10.09

1.

«Житие Сергия Радонежского».

1

17.09

1.

А.С. Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зелёная лампа».

1

24.09

1.

А. Костюнин. «Поводырь».

1

01.10

1.

О. Павлова. «Гришка».

1

08.10

1.

Р/Р. Устное выступление на одну из тем.

1

Книги о взрослении, настоящей дружбе и любви
Раздел 3

11

15.10

1.

«Педагогическая поэма» А. С. Макаренко (фрагменты).

1

22.10

1.

Проблема нравственного выбора в романе В. Каверина «Два
капитана».

1

2 чет

1.

Ю.К.Олеша. «Друзья».

1

12.11

1.

А.Г. Алексин. «А тем временем где-то».

1

19.11

1.

Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» как факт
сопротивления режиму.

1

26.11

1.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось».

1

03.12

1.

В. П. Астафьев. Глава из повести «Последний поклон».

1

10.12

1.

Екимов Б.П. «Ночь исцеления».

1

17.12

1.

Тема воспитания в повести П. Санаева «Похороните меня за
плинтусом»

1

24.12

1.

Л. Улицкая. «Капустное чудо».

1

3 чет

1.

Р/Р Письменный ответ на вопрос (по выбору учащегося).

1

05.11

14.01

Раздел 4

Мир природы

2

21.01

1.

Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха».

1

28.01

1.

В. Песков. Очерк «Воробьи».

1

Раздел 5

Материнская любовь

5

04.02

1.

Конкурс чтецов. Стихи о маме.

1

11.02

1.

К. М. Симонов. «Свеча».

1

18.02

1.

В. Закруткин «Матерь человеческая».

1

25.02

1.

Ю.П. Казаков. «Запах хлеба».

1

04.03

1.

Р/Р Эссе о материнской любви.

1

Раздел 6

Человек на войне

5

11.03

1.

Литературная гостиная. «Строки, опаленные войной»

1

18.03

1.

А.Н. Толстой. Слово о писателе. «Русский характер».

1

4 чет

1.

Герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого как воплощение
нравственного идеала

1

08.04

1.

К.Д. Воробьев. «Седой тополь».

1

15.04

1.

Р/Р Сочинение-рассуждение. «Что такое героизм (подвиг, мужество,
трусость, смелость?)»

1

Моя малая родина.

4

01.04

Раздел 7

Из литературы Южного Урала
22.04

1.

Л.К. Татьяничева. Слово о поэте. Стихи.

1

29.04

1.

Б.А. Ручьёв. Слово о поэте. Стихи.

1

06.05

1.

А.Б. Кердан. «Берёзка».

1

13.05

1.

Коркинское литературное объединение «Надежда»

1

Раздел 8

20.05

Моя книжная полка

1

1.

Представление книги. Анкетирование.

1

1.

Резерв.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».