Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей математики, физики и
информатики
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
Руководитель ШМО
_______________ / Ечкалова А.В.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
_____________ / О.В. Гришина
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:31:30 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное направление
Форма организации: кружок «Подготовка к ОГЭ по математике»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Кислицина М.И., учитель математики,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Подготовка к ОГЭ по математике» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
авторской, разработана учителем математики.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы - содержание программы «Подготовка к ОГЭ по математике»
предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному
государственному экзамену по математике за курс основного общего образования и предусматривает
их подготовку к дальнейшему обучению на уровне среднего общего образования. Программа
позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики
основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). Знание этого
материала и умение его применять в практической деятельности, позволит школьникам решать
разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче государственной
итоговой аттестации. Программа курса применима для школьников, с разным уровнем обучения.
Весь курс построен на решении различных по степени важности и трудности задач. Основные
формы работы- индивидуальная, групповая(в зависимости от подготовки обучающихся)
Практическая значимость программы -данный курс поможет школьникам отработать
следующие моменты:
-обучение постоянному самоконтролю времени;
-обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;
- обучение прикидке границ результатов и подстановке как приему проверки, проводимой после
решения задания;
- обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.
Общая характеристика программы -программой курса «Подготовка к ОГЭ по математике»
позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики
основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). Знание этого
материала позволит школьникам подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Курс предлагает учащимся прийти к пониманию того, что математика является инструментом
познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент
и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и
развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента
является решение задач. Собственно весь курс математики строится на решении различных по
степени важности и трудности задач.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее колво часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических и практических)
занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15 -16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного
материала. Программа предусматривает тренировочные тесты.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеютсякомпьютер и
необходимые справочные материалы для подготовки к экзамену. Продолжительность занятия - 40
минут.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является -систематизация знаний и способов деятельности учащихся по
математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному
государственному экзамену по математике.
Задачи программы:
обучающие -формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике,
позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от
способа проверки знаний; активизация познавательной деятельности;
воспитательные -формирование умения слушать и вступать в диалог; воспитание культуры
личности;
развивающие - умение планировать свою работу; оценивать, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания,
определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение
оперировать со знакомой информацией.
второй – основная функция –развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее
достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; выполнение
текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и
полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Подготовка к ОГЭ по математике»:
- личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к труду, целеустремленности; умения управлять своей
познавательной деятельностью.
- определять и выражать самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
- в различных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога
- метапредметные результаты:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
- предметные результаты:
- использовать различные языки математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и
доказательства;
- решать широкий класс задач из различных разделов курса, поисковой и творческой
деятельности при решении задач повышенной сложности нетиповых задач;
- планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность: выполнение и самостоятельное
составление алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
использование и самостоятельное составление формул на основе обобщения частных случаев и
результатов эксперимента; выполнение расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных
задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы,
соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- решать уравнения и системы уравнений
- анализировать геометрические задачи;
- рассматривать и изучать геометрические конфигурации: касающиеся окружности,
пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности треугольника и
четырехугольника;
- применять способы нахождения различных элементов геометрических фигур: медиан, высот,
биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей;
- преобразования числовых, алгебраических или функциональных выражений; исследовать задачи
с параметром.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создание портфолио.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Формы организации
Содержание раздела
Виды внеурочной
внеурочной
деятельности
деятельности
Алгебраические задания базового уровня( 26 ч )
Познавательная
Групповая,
Обыкновенные
и
десятичные
дроби. деятельность.
коллективная,
Стандартный вид числа. Округление и сравнение
индивидуальная
чисел. Буквенные выражения. Область допустимых
работа.
значений. Формулы. Степень с целым показателем.
Многочлены.
Преобразование
выражений.
Разложение
многочленов
на
множители.
Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических
дробей. Преобразования рациональных выражений.
Квадратные корни. Линейные и квадратные
уравнения. Системы уравнений. Неравенства с
одной переменной и системы неравенств. Решение
квадратных неравенств. Последовательности и
прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи,
решаемые с помощью прогрессий.Числа на
координатной прямой. Представление решений
неравенств и их систем на координатной прямой.
Функции и графики
Геометрические задачи базового уровня.(5ч)
Познавательная
Треугольники, четырехугольники. Равенство
исследовательская
треугольников, подобие. Формулы площади.
практика.
Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы:
вписанные и центральные.
Познавательная
Задания повышенного уровня сложности (3 ч)
Преобразования
алгебраических
выражений. исследовательская
Уравнения, неравенства, системы. Исследование практика.
функции и построение графика. Кусочно-заданные
функции. Построение графиков с модулем. Задачи
на движение. Задачи на смеси, сплавы.
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа.
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
№
п/п
1
Название разделов
(тем)
программы
Алгебраические
задания базового
уровня
Виды, формы
контроля
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
Самостоятельная
работа
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
Тренировочные
тесты
2
Геометрические
задачи базового
уровня
Самостоятельная
работа
-к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
Кол-во
часов
26
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения
- к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда;
5
3
Задания
повышенного уровня
сложности
Самостоятельная
работа
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
3
- к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
Итого
34
5. Переченьучебников, литературы и материалов
1. Математика. 9 класс. ГИА - 2024. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия,
реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –
Ростов – на Дону, Легион, 2024
2. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и
задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2024
3. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2020. Алгебра, геометрия,
теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.
Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2024
Интернет ресурсы для подготовки к ГИА
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - www.fipi.ru
- http://www.gotovkege.ru/demos.htm
- Решу ОГЭ по математике
- http://www.allmath.ru (Вся математика в одном месте);
- http://www.math-on-line.com (Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры,
конкурсы по математике))
6. Календарное планирование кружка «Подготовка к ОГЭ по математике» на учебный год
(Приложение)
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
план
факт
Внеаудит
Тема занятия
Форма
проведения
Аудит
№
занятия
Дата
проведения
Количество часов
Календарное планирование кружка «Подготовка к ОГЭ по математике»
на 2024- 2025 учебный год
С применением
дистанционных
образовательн
ых технологий
и электронного
обучения
I. Алгебраические задания базового уровня - 26 часов
1
5.09
2
12.09
3
19.09
4
26.09
5
3.10
6
10.10
7
8
17.10
24.10
9
10
7.11
14.11
11
2.11
12
28.11
13
5.12
14
15
16
17
18
19
12.12
19.12
26.12
9.01
16.01
23.01
20
30.01
21
6.02
22
13.02
Натуральные числа. Десятичная
система счисления.
Признаки делимости, деление с
остатком.
Числа, вычисления и алгебраические
выражения
Числовые неравенства, координатная
прямая
Дроби. Основное свойство дроби.
Действия с дробями
Степень с целым показателем
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выражения с переменными.
Уравнения , неравенства и их
системы
1
1
1
1
Тренировочные тесты
Многочлены,разложение
многочленов на множители
Многочлены,разложение
многочленов на множители
Алгебраическая дробь. Алгоритм
тождественных преобразований
выражений
Алгебраическая дробь. Алгоритм
тождественных преобразований
выражений
Сокращение дробей.
Сокращение дробей.
Тренировочные тесты
Системы уравнений.
Системы уравнений.
Неравенства. Числовые неравенства,
их свойства. Решение неравенств
Неравенства. Числовые неравенства,
их свойства. Решение неравенств
Решение задач с помощью
уравнений
Анализ диаграмм, таблиц.графиков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
20.02
27.02
6.03
13.03
27
28
29
20.03
3.04
10.04
30
31
17.04
24.04
32
15.05
33
15.05
34
22.05
ИТОГО
Графики функций
Графики функций
Расчеты по формулам
Тренировочные тесты
1
1
1
1
1
1
1
1
II. Геометрические задачи базового уровня – 5 часов
Практические задачи по геометрии
1
1
Практические задачи по геометрии
1
1
Треугольник. Четырехугольник.
1
1
Многоугольник
Окружность и круг
1
1
Углы: вписанные и центральные.
1
1
Задания повышенного уровня сложности- 3 часа
Преобразования алгебраических
1
1
выражений
Преобразования алгебраических
выражений
Преобразования алгебраических
выражений
1
1
1
1
34
31
0
3