Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей биологии, химии,
географии,
Протокол № 1 от29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 14:27:05 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Занимательная биология»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Куликова И.М, учитель биологии
высшая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная биология» разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Программа
является
модифицированной, разработана учителем биологии
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования, по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы – содержание программы «Занимательная биология » в том, что она
даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о
многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам
различного уровня., является продолжением изучения смежных предметных областей (биологии,
химии, экологии). Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в
сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне
развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной
средой.
Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и
окружающему миру, как части самого себя.
Основной идеей построения программы творческого объединения является: углубление знаний
обучающихся о разнообразии цветочно-декоративных растений.
Особенностью программы является то, что в процессе обучения большое внимание уделяется
формированию творческого мышления, которое успешно реализуется в рамках предметнопрактической деятельности.
Практическая значимость программы. – Обучающиеся получат возможность расширить,
систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,
приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить
наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний. Программа призвана, существенно дополнить и углубить знания учащихся,
полученные при изучении других предметов, и является частично пропедевтическим по отношению
к изучению биологии в старших классах.
Общая характеристика программы. Программа обучения построена по принципу от «простого
к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем
этапе обучения.
Программа направлена на:
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- создание условий творческой самореализации личности ребенка.
Программа имеет большое природоохранное значение (создание зеленых зон, приток чистого
воздуха, защита от вредителей, улучшение микроклимата). В программе усилено внимание к
опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений;
влиянием различных способов подготовки семян на их прорастание, сроков посева и на их
урожайность.
Возраст детей которым адресована программа –17-18 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
практических работ, тестов и т.д.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены в результате
разведения и выращивания цветочных культур для озеленения и благоустройства школы.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, в рекреациях школы, на
пришкольном участке. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной
безопасности, санитарным нормам, при наличие аптечки с медикаментами для оказания первой
медицинской помощи.
Продолжительность занятия:40 минут, - перерыв между занятиями составляет 5 -10 минут.
Продолжительность учебного года — 34 учебные недели. Реализация программы рассчитана на
один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часов. Работа
проводится в форме теоретических и практических занятий, 10 тем выносится на самостоятельное
изучение - дистанционно ( в тематическом планировании отображено).
В условиях сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019
комплектование группы для очных занятий допускается только из учащихся одного класса. Для
занятий, которые организуются с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения, комплектование групп обучающихся допускается из одного возраста и (или)
групп обучающихся разных возрастных категорий с учетом обеспечения их образовательных
потребностей и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Цель программы: подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 классов.
Задачи:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей
среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы
с различными источниками информации.
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления,
формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными
растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность
учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы,
объединение и организация досуга учащихся.
2. Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты
реализации программы внеурочной деятельности кружка
«Занимательная биология » в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по
следующим уровням:
Первый – основная функция – познавательная.
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
Приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды;
необходимости защиты растительного мира; объяснение роли растений в жизни человека; значения
растительного разнообразия; сравнение растений, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения; выявление приспособлений растений к среде обитания.
Второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Умение работать с разными источниками информации; овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение
организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать —
определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении
результатов с заданным эталоном.
Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Третий – основная функция – деятельностная.
Освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; овладение
умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через работу в
творческом объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой
содержания теоретических занятий являются беседы и рассказы о методах выполнения той или иной
работы. На практических занятиях дети учатся получать навыки выполнения разнообразных работ.
Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности.
Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая, игровая,
исследовательская, проектная, экспериментальная.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- проводить, организовывать рейды, игры, мероприятия. Приобретение навыков творческой
деятельности. Овладевать методами опытнической и исследовательской работы. Вести дневники
наблюдений;
- умение ухаживать за растениями. Умение работать с разной литературой. Оформлять выставки,
стенды, альбомы, изготавливать поделки. Писать доклады, выступать с ними перед другими
ребятами.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Занимательная биология »:
Личностные:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в
мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные
жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их
изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ
жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему во внеурочной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя
ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к
понятию с большим объемом.
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений,
животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и
системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программ курсов внеурочной
деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной
деятельности, должна:
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программ курсов внеурочной
деятельности;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе
реализации внеурочной деятельности; предусматривать использование разнообразных методов и
форм, взаимно дополняющих друг друга таких как : тестирование, дискуссия. отчет о проведении
опыта, наблюдения, диагностические карты; решение КИМов, участие обучающихся в олимпиадах
разного уровня, викторинах и конкурсах.
Результативность реализации программ курсов внеурочной деятельности определяется по
результатам участия обучающихся в итоговых мероприятиях (участие их в выставках, конкурсах,
фестивалях, массовых мероприятиях), проводимых МБОУ СОШ № 5, и (или) выполнения
обучающимися в рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой
избранной области (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной) исследования, проекта, успешной сдачи ГИА
3.Содержание кружка «Занимательная биология», внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения
живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание,
измерение биологических объектов.
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества:
вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические
вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки,
углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний
организмов.
Биологические
мембраны.
Строение
эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Виды внеурочной
деятельности
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное
общение;
Формы организации внеурочной
деятельности
познавательные и дидактические
игры, поисковые и научные беседы,
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады,
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное
общение;
познавательные и дидактические
игры, поисковые и научные беседы,
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное
общение;
познавательные и дидактические
игры, поисковые и научные беседы,
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового
процесса.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка.
Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код.
Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. питания.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы,
системы органов растений и животных, выявление изменчивости
организмов. Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,
человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в
биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани
и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Характеристика классов
животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его
роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система
человека. Рефлекс. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови
в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды
организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурнофункциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурнофункциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурнофункциональные единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные
единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная
деятельность мозга. Индивидуальные особенности личности:
способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное
общение;
познавательные и дидактические
игры, поисковые и научные беседы,
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и
отдыха, чистый воздух. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми
растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими
животными и животными переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями,
угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах
опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении
зрения.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов
к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных
видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные
изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,
потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь
других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное
общение;
познавательные и дидактические
игры, поисковые и научные беседы,
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий
экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения
работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор
типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.
Познавательная деятельность; познавательные и дидактические
Проблемно-ценностное
игры, поисковые и научные беседы,
общение;
диспуты, экскурсии, решение
тестов, олимпиады
4.Тематическое планирование, в том числе
деятельности
№ п/п
Название разделов (тем) программы
как
наука.
с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов
Виды, формы контроля
Методы Самостоятельные работы.
Целевые приоритеты
ресурсами курса
воспитания
в
соответствии
с
1
Биология
биологии
2
Признаки живых организмов
работы. привлечение внимания обучающихся к групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
4
3
Система, многообразие и эволюция Практические
работы. привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
живой природы
Тесты.
Самостоятельные информации, активизации их познавательной деятельности;
работы. Зачет.
применение на уроке интерактивных форм работы с
обучающимися
7
4
Человек и его здоровье
Тесты.
Самостоятельные использование воспитательных возможностей содержания
работы. Зачет.
учебного предмета через демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и обросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога
16
5
Взаимосвязи
организмов
окружающей среды
и Тесты.
Самостоятельные привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
работы. Зачет.
изучаемых
на уроках явлений, применение на уроке интерактивных
форм работы с обучающимися
4
Практические
Тесты.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
применение на уроке интерактивных форм работы с
обучающимися
Колво
часов
1
6
Решение
вариантов ГИА
демонстрационных Тесты.
Самостоятельные подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
работы. Зачет.
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
всего
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Лернер Г. И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ ( на сайте «Наша-Природа.рф) https://ours-nature.ru/lib/b/book/4198922748/
2. Открытый банк заданий «Биология ГИА-9» (Федеральный институт педагогических
измерений) http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90
3. Кириленко А.А. Биология. 8-11 кл. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебнометодическое пособие / А.А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 298 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
4. Фросин В.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011. – 319 с. – (ЕГЭ:
шаг за шагом).
5. Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо,
2007. – 192 с. – (Мастер-класс для учителя).
6. Пособие для поступающих в ВУЗы и студентов по биологии. Часть 3 (Анатомия, физиология и гигиена человека) / Ярославская
государственная медицинская академия – факультет довузовского образования – негосударственное образовательное учреждение «Учебномедицинский центр» - Ярославль,2005.
7. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни:
учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И Колесников. – Изд.3-е дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 256 с. – (ГИА-9).
8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. /
Учебно-методическое пособие – Изд.4-е переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
9. Лернер Г.И. ОГЭ 2020. Биология: сборник заданий: 9 класс-М.: Эксмо, 2019
10. Рохлов, Бобряшова, Национальное образование: ОГЭ 2020 Биология. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов
Рекомендуемые для детей и родителей:
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
2
34
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Учебные пособия для обучающихся:
1. Рохлов, Бобряшова, Галас: ОГЭ 2020 Биология. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов
2. Лернер Г.И.: ОГЭ-2020. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2020. – 128 с.
3. Лернер Г.И. ОГЭ-2020. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2020.
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка Занимательная биология на 2022-2023 учебный год
1
09.09
2
16.09
3
23.09
4
30.09
5
07.10
6
14.10
7
21.10
8
11.11
9
18.11
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии
Биология как наука. Методы биологии.
Тема 2 Признаки живых организмов
1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Гены и хромосомы.
2. Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.
3. Признаки живых организмов Признаки живых организмов. Наследственность и
изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
4. Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Практическая работа
№ 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы
биологии», «Признаки живых организмов»
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы
1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии –
возбудители заболеваний.
2. Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни
человека.
3. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших
растений.
4. Основные семейства цветковых растений.
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения
Факт
Количе
ство
часов
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
10
25.11
11
02.12
12
09.12
13
16.12
14
23.12
15
13.01
16
20.01
17
27.01
18
03.02
19
10.02
20
21
17.02
24.02
22
03.03
23
10.03
24
17.03
25
31.03
Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства:
Бактерии, Грибы, Растения»
5. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных.
6. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.
7. Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство
Животные, Учение об эволюции органического мира»
Тема 4 Человек и его здоровье
1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека.
2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план
строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»
3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
4. Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система
пищеварения, дыхание»
5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет.
6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
7. Обмен веществ и превращение энергии
Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя
среда организма»,«Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
9. Покровы тела и их функции.
10. Размножение и развитие организма человека Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
11. Практическая работа № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система
выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»
12. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
13. Органы чувств, их роль в жизни человека
Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорнодвигательный аппарат», «Органы чувств»
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
07.04
14.04
28
21.04
29
28.04
30
05.05
31
09.05
32
12.05
33
19.05
34
26.05
14. Психология и поведение человека. ВНД.
15. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
16. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.
Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и
поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой
помощи»
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды
4 ч44
1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
2. Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе.
3. Экосистемная организация живой природы.
4. Учение о биосфере
Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи
организмов и окружающей среды»
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»
1. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Практическаяработ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого
года»
2. Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта
ГИА прошлого года. Практическая работа № 12: «Решение
демонстрационного варианта ГИА текущего года».
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34
24
10