Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей математики, физики и
информатики
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:08:34 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Занимательная геометрия»
Основное общее образование, 8 А класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Кузнецова А. П., учитель математики
первая квалификационная категория
Саяногорск 2024г.
0
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная геометрия» разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Программа
является
модифицированной разработана учителем математики.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы- Данный факультативный курс предназначен для учащихся 8 классов.
Именно в этот период закладывается фундамент знаний, необходимых в 8, 9 классах при изучении
геометрии, а затем при изучении стереометрии. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Факультативное занятие проводится длительностью 40 минут .
Практическая значимость программы - изучения приёмов и методов решения наиболее
трудных задач, расширение и углубление материала, изучаемого в курсе математики.
Отрабатываются навыки решения заданий, предлагаемых в контрольных измерительных материалах.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся,
коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся по индивидуальному
графику, учитывается уровень знаний детей по предмету. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа
проводится в форме аудиторных (теоретических, практических) занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 14-15 лет
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного
материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме тестирования.
Содержание факультатива «Занимательная геометрия» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с
разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в
наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического
развития.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика
рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях
1. Цель и задачи программы
Основные цели курса:
- Всестороннее развитие математического мышления учащихся 8 класса с помощью методов
геометрической наглядности, способствующие развитию наглядно-действенного и нагляднообразного видов мышления;
- Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного
изучения курса геометрии путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их
решению;
1
- Расширить начальные сведения о геометрических фигурах и их свойствах;
Основные задачи курса:
- Формирование у учащихся интереса к предмету;
- Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой, транспортиром
и циркулем;
- Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, сообразительности,
творческих способностей;
- Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции;
- Формировать представления о практической значимости геометрических знаний;
Методы обучения:
1.Объяснительно - иллюстративный (рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.)
2.Частично - поисковый (эврика, находка и т.д.)
3.Исследовательский метод (поисковая деятельность, самостоятельная работа и т.д.)
4.Интерактивные методы (взаимодействие в процессе общения, диалог, работа в группе и т.д.)
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная.
Основной тип занятия – комбинированное занятие.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме
мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного
обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в тетрадях,
проводится работа с тестами.
Формы учебных занятий:
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практикумы и зачеты.
В ходе обучения периодически проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний
и скорости выполнения заданий. Такая форма работы обеспечивает эффективную обратную связь,
позволяет учителю и ученикам корректировать свою деятельность.
Формы контроля:
Текущий контроль. Итоговый контроль.
К письменной форме контроля относится выполнение диагностической работы.
Основные виды проверки знаний - текущий и итоговый.
Текущая проверка проводится систематически из занятий в занятия, а итоговая - по завершении
курса.
Содержание курса способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с
самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт
мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к
дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и
качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов. При этом не изучаются теоремы и не
делаются строгие рассуждения. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между
естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями,
формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные
способности протекания психических процессов учащихся.
Методы:
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные
дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и
ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний,
контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового
материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний
и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по
2
заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого
подхода).
Технологии обучения:
Развивающие
Личностно-ориентированные
Информационные.
Виды деятельности учащихся - наблюдение;
- изображение, построение;
- измерение;
- изготовление геометрических фигур;
- геометрические эксперименты;
- моделирование.
Большинство уроков проходит в “нестандартной” форме с использованием различных форм
наглядности, в том числе и с использованием интерактивного оборудования. Учащиеся проявляют
интерес и фантазию при изготовлении моделей из бумаги и картона, презентаций в программе Power
Point и творческих работ в программе Word и Excel, вместе с учителем проводят геометрические
эксперименты
- виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с кинематическими схемами.
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом
Моделирование и конструирование.
2. Планируемые результаты освоения программы
Требование математической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты:
1)
Повышение качества обучения учащихся геометрии;
2)
Развитие интереса у учащихся геометрии
Обоснование содержания:
Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление о
геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших
геометрических построений, способствует развитию логического мышления учащихся на основе
образного.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических
соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения геометрии в 8 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными
способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
- в умении изображать основные геометрические фигуры;
- в сравнении и измерении геометрических величин
- в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
- владения основами эвристической деятельности;
- во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
- в умении анализировать геометрический чертёж;
Универсальные компетенции:
Приобретают опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения,
постановки и формулирования новых задач;
3
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования
различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с
одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые
свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства
конкретного геометрического тела.
3. Содержание курса кружка «Занимательная геометрия» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
№
п/п
Виды внеурочной
деятельности
Содержание раздела
1
Геометрические фигуры в пространстве
(11 часов)
Познавательная
деятельность.
2
Головоломные размещения и
занимательные перестановки (6 часов)
Познавательная
деятельность.
3
Между делом и шуткой в геометрии (5
часов)
Познавательная
деятельность.
Геометрические построения (12 часов)
Познавательная
деятельность.
4
Формы организации
внеурочной деятельности
Групповые, индивидуально –
групповые,
компьютерные практикумы,
беседы, практикум.
Групповые, индивидуально –
групповые,
компьютерные практикумы,
беседы, практикум.
Групповые, индивидуально –
групповые,
компьютерные практикумы,
беседы, практикум.
Групповые, индивидуально –
групповые,
компьютерные практикумы,
беседы, практикум.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№
п/п
1
Название
разделов (тем)
программы
Виды, формы
контроля
Геометрические
фигуры в
пространстве
(11 часов)
Беседы,
просмотр
видеофильмов.
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
-к знаниям познавательного и
интеллектуального направления,
- к знания как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как
Кол-во
часов
11
4
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
2
3
4
Головоломные
размещения и
занимательные
перестановки (6
часов)
Беседы,
просмотр
видеофильмов,
природные
материалы
Между делом и
шуткой в
геометрии (5
часов)
Беседы,
просмотр
видеофильмов,
природные
материалы
Геометрические
построения (12
часов)
Беседы,
просмотр
видеофильмов,
природные
материалы
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
-к знаниям познавательного и
интеллектуального направления,
- к знания как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
-к знаниям познавательного и
интеллектуального направления,
- к знания как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
-к знаниям познавательного и
интеллектуального направления,
- к знания как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
6
5
12
всего 34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия /Я.И. Перельман -М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.
3. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 8 кл.: Кн. для учителя /
Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999
4. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю., Дмитриева О.А.: Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя.М., «Просвещение», 2008
Рекомендуемые для детей и родителей:
5. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. М. Дрофа, 2005.
6. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку. М. Просвещение, 2000.
6. Календарное планирование кружка «Занимательная геометрия» на учебный год
(Приложение)
5
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Занимательная геометрия» на 2024-2025
учебный год
1
6.09
2
13.09
3
20.09
4
27.09
5
4.10
6
11.10
7
18.10
8
25.10
9
8.11
10
15.11
11
22.11
12
29.11
13
6.12
14
13.12
15
20.12
16
27.12
17
10.01
Многогранники, их элементы. Виды
многогранников. Многогранники в
истории математики.
Многогранники, их элементы. Виды
многогранников. Многогранники в
истории математики.
Платоновы тела. Модели
многогранников.
Построение моделей многогранников.
Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Построение моделей многогранников.
1
1
Построение моделей многогранников.
1
Построение моделей многогранников.
Куб. Элементы куба. Фигурки из
кубиков и их частей.
Куб. Элементы куба. Фигурки из
кубиков и их частей.
Движение кубиков.
1
1
1
Игры и головоломки с кубом,
параллелепипедом.
Решение логических задач на
перестановку объектов, переливание.
Решение логических задач на
перестановку объектов, переливание
Решение задач на перестановку спичек.
1
Танграмы.
1
Составление силуэтов.
1
Составление силуэтов.
1
1
1
1
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения
Факт
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
18
17.01
19
24.01
20
31.01
21
7.02
22
14.02
23
21.02
24
28.02
25
7.03
26
14.03
27
21.03
28
4.04
29
11.04
30
18.04
31
25.04
32
16.05
33
23.05
34
23.05
Геометрия впотьмах.
1
Старое и новое о круге.
1
Геометрия без вычислений и
измерений.
Большое и малое в геометрии.
1
Геометрическая экономика.
1
Построение параллельных прямых с
помощью рейс-шины, малки, рейсмуса.
Построение параллельных прямых с
помощью рейс-шины, малки, рейсмуса.
Угловой отражатель.
1
Построение с помощью циркуля и
линейки.
Построение с помощью циркуля и
линейки.
Общая схема решения задач на
построение.
Задачи на построение треугольников.
1
Задачи на построение треугольников.
1
Построение с помощью двусторонней
линейки, угольника.
Построение с помощью двусторонней
линейки, угольника.
Сведения из истории: классические
задачи.
Сведения из истории: задачи, не
разрешаемые с помощью циркуля и
линейки.
1
1
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
28
6
7