Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей физической культуры и
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
.УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:09:31 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Здоровым быть - здорово» (в рамках проектной деятельности)
Основное общее образование, 8 классы
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Автор - составитель программы:
Казмерчук Е.В., учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Здоровым быть - здорово» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, разработана учителем физической культуры.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы - обусловлена ее методологической и практической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость программы – показывает эффективность применения метода
проектов по предмету физическая культура, раскрывает практическое значение (применения)
индивидуального проекта, описание того, как могут применяться полученные результаты в
жизнедеятельности. В ходе исследовательской деятельности учащимся приходится искать
ответы на основополагающий вопрос проекта, не имеющий однозначного тривиального ответа,
и проблемные вопросы, отражающие сущность, основное противоречие рассматриваемой темы.
Поиски ответа на проблемные вопросы активизируют самостоятельное творческое критическое
мышление учащихся, вызывают дискуссию. Занятия в кружке «Здоровым быть - здорово»
формируют у учащихся активную мыслительную деятельность, учат наблюдать и
исследовать свое здоровья, понимать роль в формировании здорового образа жизни,
осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем
самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, частично в
каникулярное время. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме
дистанционных занятий (с использованием интернет ресурсов) и занятий вне аудитории
(экскурсии, посещение библиотек, спортивных организаций города, встречи с интересными
людьми). Возраст детей, которым адресована программа – 14 – 15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговую защиту проекта на школьной
научно практической конференции и дальнейшее участие на городской НПК.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены в проектах
учащихся, где поэтапно собран материал по теме проекта. Программа рассчитана на занятия в
оборудованном кабинете, где имеются: компьютерная техника, мультимедийное оборудование.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - развитие исследовательской компетентности учащихся
посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов
исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании
работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов в области физической
культуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в процессе исследования;
- воспитание трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к
людям и их труду, ответственность.
Развивающие:
- развивать творческие способности и креативное мышление;
- умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать интерес к поисковой и исследовательской деятельности.
2. Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты
реализации программы внеурочной деятельности кружка
«Здоровым быть - здорово» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по
следующим уровням:
Первый уровень – основная функция – познавательная. Период ( октябрь, ноябрь) уровень
предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта коллективного решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками
сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень - основная функция – формирование личностного отношения. Период
(декабрь, январь, февраль) уровень предполагает позитивное отношение учащихся к базовым
ценностям общества, в частности к самореализации и самообразованию. Результат проявляется
в активном использовании учащимися метода групповых или индивидуальных проектов,
приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и анализа интересующей
информации.
Третий уровень - основная функция – деятельностная. Период (март, апрель, май)
Приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления;
интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями
других социальных групп, других поколений.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Здоровым
быть - здорово»:
- личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной
успешности каждого обучающегося;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
- метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающихся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о теме исследования с
помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
- предметные результаты:
обучающийся научится:
формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью
презентации результатов работы над проектом;
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами
и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач
образования;
навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через: защиту
проекта на школьной научно практической конференции и дальнейшее участие на городской и
республиканской НПК.
3. Содержание курса кружка «Здоровым быть - здорово» внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Виды внеурочной
деятельности
Познавательная,
Виды проектов (2ч)
Понятие о проектах и исследовательской деятельность.
деятельности
учащихся.
Важность
исследовательских умений в жизни современного
человека.
Анкетирование.
Презентация
исследовательских работ учащихся школы,
выполненных
в
разные
учебные
годы.
Классификация проектов по ведущим видам
деятельности: учебные
исследования;
информационный (сбор и обработка информации);
- игровые (занятия в форме игры); - творческие
проекты;практико-ориентированные
(практические). Проект может включать элементы
докладов, рефератов, исследований и любых
других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения
результата проекта.
Этапы проекта (19ч)
Первым
этапом
работы
над
проектом
является проблематизация - необходимо оценить
имеющиеся обстоятельства и сформулировать
проблему. На этом этапе возникает первичный
мотив к деятельности, так как наличие проблемы
порождает ощущение дисгармонии и вызывает
стремление ее преодолеть. Второй этап работыцелеполагание. На этом этапе проблема
преобразуется в личностно значимую цель и
приобретает образ ожидаемого результата,
который в дальнейшем воплотится в проектном
продукте. Важнейший этап работы над проектом –
это планирование, в результате которого ясные
очертания приобретает не только отдаленная цель,
но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы,
в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки,
время) и понятная цель, можно приступить к
работе. Следующий этап проектного цикла реализация имеющего плана. Непременным
условием проекта является его публичная
защита,презентациярезультаты работы. В ходе
презентации автор не только рассказывает о ходе
работы и показывает ее результаты, но и
демонстрирует собственные знания и опыт
проблемы
проекта,
приобретенную
Познавательная,
поисковая,
деятельность.
Проектная,
исследовательская
деятельность.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
Беседы.
Теоретические
занятия.
Индивидуальная,
групповая работа,
просмотр
видеофильмов,
презентаций.
Беседы,
индивидуальная,
групповая работа,
наблюдения,
анкетирование,
анализ, поисковые
исследования,
компьютерный
практикум, встречи
с
интересными
людьми, экскурсии,
практикум.
компетентность. Элемент самопрезентации важнейшая сторона работа над проектом, которая
предполагает рефлексивную оценку автором всей
проделанной им работы и приобретенного ее в
ходе опыта. По завершении работы необходимо
сравнить полученный результат со своим
замыслом, если есть возможность, внести
исправления. Это этап коррекции - осмысления,
анализа допущенных ошибок, попыток увидеть
перспективу работы, оценки своих достижений,
чувств и эмоций, возникших в ходе и по
окончании работы
Проектная
Портфолио проекта (7ч)
Составление письменного отчета о ходе деятельность
реализации проекта, представление отчета в виде
портфолио
(титульный
лист,
введение,
проблематика,
актуальность,
целеполагание,
методы работы, форма проекта, результаты, фотоподтверждения,
иллюстрации
(рисунки),
компьютерная презентация).
Проектная
Рефлексия и самооценка (6ч)
Краткое сущностное содержание проекта с деятельность
исходными личностными данными Обобщение
полученных данных. Что такое обобщение.
Приёмы обобщения. Определения понятиям.
Выбор главного. Последовательность изложения
Завершающий этап работы
Выступление на НПК разного уровня, защита
проекта.
Компьютерный
практикум,
индивидуальна,
групповая работа,
фотоотчеты,
таблицы,
схемы,
иллюстрации,
графики, создания
продукта проекта.
Защита проекта,
Индивидуальное
или
групповое
выступление.
4.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
№ п/п
Название
разделов (тем)
программы
Виды, формы
контроля
1
Виды
проектов
Опрос,
консультация.
2
Этапы
проекта
Опрос,
консультация,
график
Колво
часов
Создание благоприятных условий для
2
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
к знаниям познавательного характера
- к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;
- к ведению здорового образа жизни и
заботы о здоровье других людей.
Создание благоприятных условий для
19
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
выполнения
этапов проекта.
3.
Портфолио
проекта
миниконцеренция
«Круглый стол»
(презентация,
демонстрация
продукта
проектной
деятельности)
Рефлексия и Педагогическое
наблюдение
самооценка
к знаниям познавательного характера
- к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;
- к ведению здорового образа жизни и
заботы о здоровье других людей.
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим
за
свое
собственное будущее.
- к природе как источнику жизни на Земле,
основе
самого
ее
существования,
нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека.
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
к знаниям познавательного характера
- к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;
- к ведению здорового образа жизни и
заботы о здоровье других людей.
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим
за
свое
собственное будущее.
- к природе как источнику жизни на Земле,
основе
самого
ее
существования,
нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека.
Всего:
7
6
34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса для
педагога:
1.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2008. - 176 с.
2. Гребенкина JI.K., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности
заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005.
№ 4 . С. 52.
4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная
деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.:
Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
6. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное
образование, 2001. № 1. С. 10-20.
7. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей
школьников : Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005.
8. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической
прессы, 2004 .№ 3.
Дополнительная
9. Айзман И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого- педагогические
аспекты формирования. - Новосибирск, 1996.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Использование каталогов и поисковых систем.
2. Российские каталоги: http: // www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов Рунета,
http: // www.potal.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование», http:
//school.holm.ru
3. Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
4. Поисковые системы
5.
6. Календарное планирование кружка «Здоровым быть – здорово»» на учебный год
(Приложение)
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Здоровым быть - здорово» на 2024-2025 учебный год
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
Введение в проектную деятельность.
Виды проектов.
Проблематизация.
Планирование.
Поиск информации и ее обработка.
13
14
15
16
17
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
Реализация проекта.
Коли
чество
часов
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
6
1
4
1
8
2
5
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
26.02
06.03
13.03
20.03
24.03
25.03
26.03
27.03
28.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
Требования к оформлению проекта.
Коррекция проекта, рефлексия.
1
1
2
2
Презентация проекта
Оформление портфолио проекта.
1
1
4
2
1
1
3
1
2
2
1
34
1
17
Предзащита проекта.
Стендовый доклад, презентация.
Защита проекта. Выступление на школьной этапе НПК
Рефлексия деятельности. Подготовка портфолио на городскую НПК.
Итого:
2
2
9
7