Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей ИЗО, МХК, музыки, технологии
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 14:10:22 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: социальное
Форма организации: модульный курс в рамках проектной деятельности «Марья - искусница»
Основное общее образование, 8 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Автор - составитель программы:
Гурьянова Л.В., учитель технологии
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа модульного курса в рамках проектной деятельности «Марья-искусница» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем технологии.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по социальному
направлению развития личности.
Актуальность программы
Новый технологический этап развития общества характеризуется появлением совершенно
новых технологий и постоянным совершенствованием уже имеющихся. В связи с этим человеку в течение жизни приходится несколько раз кардинально менять направления и содержание
своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализуя свой
потенциал, применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме
профессиональных знаний на высоком уровне, должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера - работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т. д. Для человека в современном обществе также
становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать
выводы и заключения.
Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию
и перемене труда.
Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельностный подход к обучению и, в частности, использование проектного метода, позволяющего научить приобретать
знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Практическая значимость программы
Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме
проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения
практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться
брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления
творческого потенциала учащегося.
Общая характеристика программы
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей).
Осуществление проектной деятельности позволяет:
- обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;
- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
- организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;
- комплексно использовать в процессе обучения средства информационно-коммуникационных
технологий;
- на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;
- осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать деловые качества личности;
- развивать инициативу и творческие способности;
- формировать навыки целеполагания, анализа, оценки результатов своего труда;
- формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, деньгам, времени;
2
- способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности;
- развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;
- увеличивать объем изученного материала, повышать активность познавательной деятельности;
- формировать учебные навыки - такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;
- активизировать процесс обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;
- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Выполненный самостоятельно, на основании личного опыта проект - лучшая основа для достижения воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта у школьника формируется самостоятельность и активная осмысленность.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения
знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также
самостоятельного принятия решений.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих
ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации, желания делать свою работу качественно.
Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не
ставится перед современным образованием. Современный человек должен не только обладать
неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать
и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия по первому модулю проводятся с
сентября. Второй модуль рассчитан на период с ноября по март. Общее кол-во часов в год - 34
часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических)
занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 14-15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр,
викторин, тестов, контрольных срезов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются швейные машины, оверлог, компьютер, ножницы, иглы.
3
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - обучение основам проектной деятельности.
Задачи программы:
обучающие
-формирование основ технико-технологических и дизайнерских знаний;
- создание условий для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.
воспитательные
- формирование личности, способной к самообразованию, саморазвитию;
- развитие творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности
учащихся;
- оказание содействия становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной деятельности.
развивающие –
- формирование общетрудовых и специальных умений ручного труда, основ трудовой
культуры, способности к сотрудничеству в трудовом процессе;
- обучение самостоятельности в приобретении новых знаний;
- формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями;
- развитие творческих и конструкторских способностей учащихся.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
Учащиеся получат понятие о проекте в целом, ознакомятся с типами проектов и этапами выполнения различных проектов, ознакомятся с критериями оценки проектной документации.
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Учащиеся научатся самостоятельно использовать различные источники информации, научатся
способам представления информации, научатся анализировать ситуацию, определять проблему
и вытекающие из нее задачи.
третий – основная функция – деятельностная.
Учащиеся смогут самостоятельно выдвигать гипотезу исследовательской деятельности, ставить цель, составлять и реализовывать план проектной деятельности; сопоставлять цель и действия по ее достижению; владеть различными способами познавательной деятельности; организовывать рабочее место и трудовой процесс; рассчитывать необходимые материалы и время
выполнения этапов проекта; находить рациональные приемы работы; планировать, контролировать и оценивать проделанную работу; составлять план-график работ; моделировать варианты
ожидаемых результатов; применять различные методы исследования; выбирать информацию
для представления; оформлять результаты проектной деятельности; проводить рефлексию.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Марья - искусница»:
личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Овладение установками, нормами и правилами организации труда
3. Осознание необходимости общественно-полезного труда
4. Трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
5. Сформированность основ российской, гражданской идентичности.
4
6. Использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
метапредметные результаты:
1. Умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении
основных наук;
2. Знания алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности;
3. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
предметные результаты:
1. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
2. Распознавание видов и назначения материалов, инструментов и приспособлений,
применяемых в технологических процессах при изучении разделов программы;
3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения
степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.
Оценивание успешности освоения программы выявляется на публичной защите проектов.
3. Содержание модульного курса в рамках проектной деятельности «Марья-искусница»
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание модулей/ разделов
Виды внеурочной
деятельности
I Модуль – 9ч.
Познавательная
Введение. Актуальность (1 час).
Понятие проекта, проектной деятельности, про- деятельность
ектной культуры. Структура проекта. Типология
проектов.
Исследовательский проект (3 часа).
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект,
Познавательная
концепция, объект исследования, предмет исдеятельность
следования, принцип, проблема, теория, факт,
методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез
и т. д.).
Прикладной проект (2 часа).
Понятие прикладного проекта. Особенности Познавательная
прикладного проекта. Основные этапы выполне- деятельность
ния прикладного проекта.
Творческий проект (1 час).
Познавательная
Понятие творческого проекта. Особенности
деятельность
творческого проекта. Основные этапы выполне-
Формы организации
внеурочной деятельности
Беседа
Беседа
Беседа, практические
задания
Беседа, рассматривание изделий народного искусства, иллю5
ния творческого проекта
страций,
открыток
Информационный проект. Использование
интернет ресурсов (2 часа).
Познавательная
Понятие информационного проекта. Особеннодеятельность
сти информационного проекта. Основные этапы
выполнения информационного проекта
II Модуль – 25ч.
Творческий или научно-исследовательский
проект по выбору (18час.).
Оформление результатов проектной деятельноПознавательная
сти. Оформление списка литературы и приложе- деятельность,
ний. Изготовление конструкторской и техничетворческая
деяской документации. Изготовление изделия.
тельность, практиОформление результатов научноческая
деятельисследовательской деятельности. Оформление
ность
списка литературы и приложений. Исследование
актуальной проблемы по выбору обучающегося.
Познавательная
Оформление проекта. Самоанализ - оценка
деятельность,
проекта (2 часа).
Оформление результатов проектной деятельнотворческая
деясти. Требования к оформлению пояснительной
тельность, практизаписки. Оформление списка литературы и при- ческая
деятельложений.
ность
Разработка презентации проекта. Защита
Познавательная
проекта (4 часа).
деятельность,
Разработка и оформление презентации к проекттворческая
деяной деятельности. Требования к оформлению
тельность, практипрезентации. Использование интернет ресурсов.
ческая
деятельЗащита проекта. Критерии оценивания защиты
ность
выполненного проекта.
Творческая деяВыставка проектов (1 час.).
тельность, практиВыставка работ обучающихся: творческих проческая деятельектов и исследовательских работ.
ность
альбомов,
Беседа, практические
задания
Экспериментирование
с различными художественными материалами;
творческий
проект; выставки и
конкурсы детских работ по декоративноприкладному искусству, творческий проект
творческий проект
творческий проект
выставка
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из двух модулей, которые взаимосвязаны между собой.
№
п/п
1
Название разделов (тем)
программы
Введение. Актуальность.
Виды, формы контроля
I Модуль
Викторина
Целевые приоритеты
воспитания в соответствии с ресурсами курса
Отношение к труду как
основному способу достижения жизненного
благополучия человека,
залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
Кол-во
часов
1
6
2
3
4
5
1
2
завтрашнем дне
Исследовательский проект.
Комбинированное заня- Отношение к знаниям
тие
как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
Прикладной проект.
Комбинированное заня- Отношение к труду как
тие
основному способу достижения жизненного
благополучия человека,
залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне
Творческий проект.
Комбинированное заня- Отношение к культуре
тие
как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком
полноты
проживаемой
жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
Информационный проект.
Практическое задание
Отношение к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным
партнерам, с которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
II Модуль
Творческий или научно- Тренировочные упраж- Отношение к самим сеисследовательский проект нения; работа с карточ- бе как хозяевам своей
по выбору
ками; практическое за- судьбы, самоопределядание
ющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое
собственное будущее.
Оформление проекта. Само- Практическое задание
Отношение к труду как
анализ - оценка проекта.
основному способу достижения жизненного
благополучия человека,
залогу его успешного
3
2
1
2
18
2
7
3
Разработка
презентации Практическое задание
проекта. Защита проекта.
4
Выставка проектов.
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне
Отношение к самим себе как хозяевам своей
судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое
собственное будущее.
Отношение к знаниям
как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
выставка
всего
4
1
34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Жураковская В. М., Симоненко В. Д. Десять творческих проектов для учащихся VII -IХ классов. Брянск: Изд-во БГПУ, 2010.
2. Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное
образование. 2000. № 7.
3. Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М.: Академия, 2009.
5. Симоненко В. Д. Основы технологической культуры: Книга для учителя. Брянск: Изд-во
БГПУ, 2011.
6. Творческие проекты старшеклассников: Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск:
Изд-во БГПУ, 2010.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных
материалов / Л. М. Иляева, В. Д. Симоненко, Н. П. Шипицын. Брянск: Изд-во БГПУ, 1995.
2. Творческие проекты учащихся V-1Х классов / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во
БГПУ, 1996.
6. Календарное планирование модульного курса в рамках проектной деятельности «Марья-искусница» на учебный год (Приложение)
8
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование модульного курса «Марья – искусница» на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
28.10
29.10
30.10
31.10
01.11
04.11
05.11
12.11
19.11
I Модуль
Введение. Актуальность.
Исследовательский проект. Представление исследования. Защита исследовательского проекта.
Прикладной проект. Изготовление изделия по инструкционным картам.
Творческий проект.
Информационный проект. Использование интернет ресурсов.
Количество
часов
1
1
3
3
2
2
1
1
2
2
с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения
Факт
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
II Модуль
Творческий или научно-исследовательский проект по выбору
18
9
9
26.11
18
03.12
19
10.12
20
17.12
21
24.12
22
14.01
23
21.01
24
28.01
25
04.02
26
11.02
27
18.02
28
25.02
29
04.03
30
11.03
31
18.03
32
24.03
33
25.03
34
Итого:
Оформление проекта. Самоанализ - оценка проекта.
Подготовка презентации. Разработка презентации и дизайн оформления. Защита
проекта.
Выставка проектов.
2
2
4
4
1
34 ч.
1
10
15
9
10