Рабочая программа организации внеурочной деятельности Страноведение Германии 8 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей иностранных языков
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:12:42 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общекультурное
Кружок: «Страноведение Германии»
Основное общее образование: 8 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
 Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Павлова А.Е., учитель иностранных языков,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Страноведение Германии» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа является модифицированной, разработана учителем иностранных языков.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общекультурному направлению развития личности.
Актуальность программы заключаются в том, что ее содержание не только является
продолжением и углубленным изучением немецкого языка как основного иностранного в 8
классе, а также некоторых смежных предметных областей (истории, языкознания, страноведения, литературы, искусства и т.д.), но и предусматривает погружение участников кружка в
исследовательскую деятельность с выходом на выполнение продукта исследовательской деятельности. Программа подробнее знакомит обучающихся со страноведением Германии, а
именно с такими аспектами как традиционные и религиозные праздники Германии; национальный немецкий костюм; немецкие легенды и сказания и др.
Страноведение стран изучаемого языка всегда являлась средством для мотивации изучения предмета. Учебно-методический комплекс по немецкому языку «Deutsche» дает ограниченные сведения о Германии и других немецкоговорящих странах. Практическая значимость программы заключается в более углубленном изучении этой области знаний и информировании у обучающихся более глубоких представлений в данном направлении, а также во всестороннем развитии школьников посредством интеграции ключевых компетенций,
привитии интереса и формировании внутренней мотивации учащихся, которая ориентируется на перспективы, резервы развития с учётом возрастных и психологических особенностей
школьников.
Основными ценностными ориентирами содержания учебного курса внеурочной деятельности являются:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1
часу. Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения
Программа обучения построена по принципу углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения, а также способствует активизации познавательных интересов во внеурочное время, формирует интеллектуальную активность.
Возраст детей, которым адресована программа – 14-15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в
форме защиты индивидуальных и групповых мини-проектов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются:
 персональный компьютер;
 демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с
темами программы обучения;
 карточки с заданиями;
 электронные справочники;
2






электронные пособия;
самостоятельно разработанные презентации;
видеофильмы по предмету;
аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

1. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование у учащихся познавательного интереса,
творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям,
говорящим на этом языке, их культурным традициям на основе использования немецкого
фольклора, знакомства с бытом немцев, традиционной кухней, большого количества игр и
разнообразных творческих заданий.
Задачи программы:
1. обучающие - развитие познавательного интереса к лексическим и грамматическим явлениям немецкого языка; включение обучающихся в познавательную деятельность;
углубление знаний, умений по темам школьной программы;
2. воспитательные – толерантное отношение к культуре других стран, социальным явлениям, традициям и обычаям Германии;
3. развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности,
активности, креативности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности кружка «Страноведение Германии» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
 первый уровень. Основная функция – познавательная. Признаки достижения первого уровня: Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для обучающихся, имеющих неустойчивые первоначальные трудовые умения, слабые знания по немецкому языку, главным планируемым результатом является достижение понимания воспринимаемой через чтение, аудирование информации на немецком языке; овладение
знаниями, умениями и навыками по основным видам речевой деятельности на удовлетворительном уровне.
Личностные результаты:
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты
 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет) информации.
Предметные результаты
Говорение
Диалогическая речь
 вести диалог этикетного характера.
Монологическая речь.
 передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст.
Аудирование
-понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста, при этом уметь:
3

 выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
 выбирать главные факты, опуская второстепенные;
 выборочно понимать необходимую информацию в сообщения прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Чтение
Читать и понимать тексты с пониманием основного содержания несложные аутентичные материалы, включающие факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры страны изучаемого языка, при этом уметь:
 определять тему, содержание текста по заголовку;
 выделять основную мысль;
 выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
 устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Письменная речь
 составить словарь.
 второй уровень. Основная функция – формирование личностного отношения.
Признаки достижения второго уровня: Получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для обучающихся, имеющих устойчивые первоначальные трудовые умения, средние знания
по немецкому языку, главным планируемым результатом является развитие и углубление
знаний, умений и навыков по основным видам речевой деятельности, их совершенствование.
Личностные результаты:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 использование различных способов сбора, обработки, анализа информации.
Предметные результаты
Говорение
Диалогическая речь
 вести диалог—расспрос:
 вести диалог-побуждение к действию.
Монологическая речь.
 передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст.
Аудирование
-понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста, при этом уметь:
 выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
 выбирать главные факты, опуская второстепенные;
 выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Чтение
Читать и понимать тексты с выборочным пониманием нужной или интересующей информации, при этом уметь: просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
 делать выписки из текста.

4

 третий уровень. Основная функция – деятельностная. Признаки достижения
третьего уровня: Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для обучающихся, имеющих устойчивые трудовые умения, хорошие знания по немецкому
языку, главным планируемым результатом является не только углубление знаний и расширение кругозора, но и развитие навыка исследовательской деятельности, овладение навыками планирования деятельности, выстраивания гипотезы и ее доказательства, методами анализа информации, синтеза и другими, необходимыми при проведении исследования.
Личностные результаты:
 развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов передачи и интерпретации информации;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметные результаты
Говорение
Диалогическая речь
 вести диалог-обмен мнениями:
Монологическая речь.
 делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Аудирование
-понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста, при этом уметь:
 выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
 выбирать главные факты, опуская второстепенные;
 выборочно понимать необходимую информацию в сообщения прагматического
характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Чтение
Читать и понимать с полным пониманием текста несложные аутентичные тексты:
 полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования
двуязычного словаря);
 выражать свое мнение по прочитанному.
Письменная речь
 составлять план высказывания.
Социокультурные результаты
знать:
 фамилии и имена, некоторые факты из биографии выдающихся людей в странах изучаемого языка;
 государственную символику (флаг и его цветовую символику, гимн, столицы
страны/ стран изучаемого языка);
 федеративное устройство страны изучаемого языка;
 достопримечательности некоторых городов страны изучаемого языка;
 особенности характера жителей страны изучаемого языка;
 особенности национальной кухни страны изучаемого языка.
Система отслеживания и оценивания результатов занятий обучающихся организована на
практических занятиях в форме защиты проектов, викторин, составление календарей и др.,

5

т.е. практического продукта исполнительской деятельности, собственного творчества и др.,
созданного после получения соответствующей информации.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Познавательная де- Беседы
Праздники Германии (26ч.)
Об истории праздников Германии. Общий обзор.
ятельность
Рукоделие
Традиционные праздники Германии. Общий об- ЦенностноИгры интеллектузор.
ориентационная
ального содержаПраздник урожая
деятельность
ния
День Единства
Эстетическая дея- Организация
выНациональные и религиозные праздники Герма- тельность
ставок продуктов
нии.
Досуговая деятель- исполнительской
Рождество. Общий обзор.
ность.
деятельности
Традиции Рождества
Этические беседы
Адвент
Конкурсы эрудитов
Проект «Календарь Адвентов»
Викторины
Атрибуты рождества (штолен, рождественская ель
Исследовательские
и т.д.)
минипроекты
Легенда о трех мешках и рождественском башмачКонкурсы
ке
Приготовление пиРождественские блюда
рога “штолен”
Кулинарная битва
Изготовление книНовый Год. Традиции празднования.
ги, содержащей в
6 декабря – день святого Николауса
себе информацию о
Празднование масленицы
традиционных
Пасха
праздниках ГермаДень святого Мартина
нии.
День святого Валентина
Фестивали в Германии. Общий обзор.
Октоберфест
Парад любви
Карнавал
Проект «Путеводитель по праздникам Германии»
Познавательная де- Беседы
Национальный немецкий костюм (4 ч.)
Из истории одежды и костюмов
ятельность
Рукоделие
Национальный костюм «вчерашнего дня». ЖенЭстетическая деяИгры интеллектуские и мужские костюмы
тельность
ального содержаСвадебный наряд Германии
ния
Проект «Национальный костюм»
Организация
выставок продуктов
исполнительской
деятельности
Исследовательские
минипроекты
Познавательная де- Игры интеллектуНемецкие легенды и сказания (4 ч.)
Романтическое путешествие по Рейну.
ятельность
ального содержаЛегенда о Лорелее.
Эстетическая деяния
Крысолов из Гамельна. Принцесса Ильза.
тельность
Конкурсы эрудитов
Мышиная башня. Семигорье.
Досуговая деятель- Инсценировки
ность.
Викторины
Исследовательские
Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

6

минипроекты
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые предполагают углубленное изучение тем школьной программы и развитие навыков исследовательской деятельности. Разделы взаимосвязаны между собой.
№ п/п
1

Название разделов
(тем)
программы
Праздники Германии

2

Национальный немецкий костюм

3

Немецкие легенды и
сказания

Виды, формы
контроля

Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса

Кол-во
часов

Конкурсы эрудитов
Исследовательские
минипроекты
Викторина
Создание печатного
ресурса
о
праздниках Германии

Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы
 к знаниям как интеллектуальному
ресурсу;
 к культуре как духовному богатству
общества
Исследовательские Создание благоприятных условий для
минипроекты
развития социально значимых отношеВыставка продук- ний обучающихся, и, прежде всего, центов проектной де- ностных отношений:
ятельности
 к культуре как духовному богатству
общества;
 к знаниям как интеллектуальному
ресурсу
Квиз
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
всего

26

4

4

34

5. Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Лебедев В.Б., Знакомьтесь: Германия! Пособие по страноведению. - М.: Высшая
школа, 2000. - 287 с.
2. Большакова Э.Н., Deutsche Feste und Bräuche: Учебное пособие для начинающих
немецкий язык. - Спб.: Антология, 2003. - 192 с.
3. Панасюк Х. Г.-И. Германия: страна и люди. Мн.: Выш. шк., 1998.-365 с.
4. Родин О.Ф. Федеративная республика Германия: учебное пособие по страноведению.М.: АСТ: Восток – Запад, 2009.- 447 с.
5. Живенко Т.Г.. Занимательный немецкий. 2-11 классы. Внеклассные мероприятия.
Волгоград. Издательство « Учитель», 2010 .
6. Комбарова О.В.. Немецкий язык. Дидактический материал для школьников и младших школьников. Волгоград. Издательство « Учитель», 2007 .
7. Коноплева Т.Г. Веселый немецкий. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8. Wir feiern Feste (Мы отмечаем праздники). Учебно-методическое пособие для изучающих немецкий язык. – М.: ЗАО «МСНК-пресс», 2015.
7

9. Planet 1. Deutsch für Jugendliche, G. Kopp, S. Büttner (Kursbuch, Arbeitsbuch, Audiokurs).
–Hueber Verlag, 2013.
10. Planet Plus. Deutsch für Jugendliche. G. Kopp, J. Alberti, S. Büttner. (Kursbuch, Arbeitsbuch, Audiokurs) – Hueber Verlag, 2021.
11. 111 Kurzrezepte. Deutsch als Fremdsprache. Interaktive Übungsideen für zwischendurch. B.
Ur, S. Wright. - Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2015.
12. Zwischendurch mal… Spiele. C. Beck, B.Duckstein u.a. - Hueber Verlag, 2016.
13. 44 Aussprachespiele für Gruppen- und Plenumsarbeit. K. Reinke, U.Hirschfeld. - Stuttgart:
Ernst Klett Sprachen, 2022
14. Fit in Deutsch 1. Deutsch als Fremdsprache. S. Janke-Papanikolaou, K. Vavatzandis
(Übungs- und Textbuch, Audiokurs). – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2015.
15. Beste Freunde. Deutsch für Jugendliche. M. Georgiakaki, M. Bovermann u.a.(Kursbuch,
Arbeitsbuch). - Hueber Verlag, 2015.
16. Mitreden. Diskursive Landeskunde für Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. E. Hamann,
Ch. Magosch, C. Mempel, B. Vondran, R. Zabel. – Ernst Klett Sprache, Stuttgart, 2023
17. Schrumdirum – журналы для детей на немецком языке
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Детский журнал на немецком языке Schrumdirum, №№ 1-12, 2020 год; 2021 год; 2022
год
2. Учишь немецкий? Lernst du Deutsch? [Электронный ресурс] // Deutsch mit Schrumdi
[сайт]. – Режим доступа https://schrumdirum.rusdeutsch.ru/
6. Календарное планирование «Традиции и обычаи Германии» на 2024-2025 учебный
год (Приложение)

8

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Страноведение Германии» на 2024-2025 учебный год

с применением дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения

14

13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
28.10
30.10
01.11
08.11
15.11
22.11
29.11

Факт

Количество часов

Внеаудиторных

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

План

Форма
проведения
Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1. Праздники Германии (26 часов)
Об истории праздников Германии. Общий обзор.
Традиционные праздники Германии. Общий обзор.
Праздник урожая
День Единства
Национальные и религиозные праздники Германии.
Рождество. Общий обзор.
Традиции Рождества
Адвент
Проект «Календарь Адвентов»
Атрибуты рождества (штолен, рождественская ель и т.д.)
Легенда о трех мешках и рождественском башмачке
Рождественские блюда

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
-

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Новый Год. Традиции празднования.

1

-

-

1

Наименование тем программы

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02

27
28
29
30

07.03
14.03
21.03
24.03

31
25.03
32
26.03
33
27.03
34
28.03
Итого:

6 декабря – день святого Николауса
Празднование масленицы
Пасха
День святого Мартина
День святого Валентина
Проект «Открытка ко Дню Святого Валентина»
Фестивали в Германии. Общий обзор.
Октоберфест
Парад любви
Карнавал

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проект «Путеводитель по праздникам Германии»

2

-

1

1

1
1
1
1

1
-

1
1
1

-

1
1
1
1
34 ч.

7

6

1
1
1
1
21

2. Национальный немецкий костюм (4 часа)
Из истории одежды и костюмов
Национальный костюм «вчерашнего дня». Женские и мужские костюмы
Свадебный наряд Германии
Проект «Национальный костюм»
3. Немецкие легенды и сказания (4 часа)
Романтическое путешествие по Рейну.
Легенды о Лорелее.
Крысолов из Гамельна. Принцесса Ильза.
Мышиная башня. Семигорье.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».