Рабочая программа организации внеурочной деятельности Творческая мастерская 8 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
цифровой
Гришина Подписано
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 14:13:49 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: социальное
Форма организации: кружок «Творческая мастерская »
Основное общее образование

8 класс

Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Баянова Е.В., учитель ИЗО,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Творческая мастерская »разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является авторской,
разработана учителем ИЗО.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по социальному
направлению развития личности.
Актуальность программы - в настоящее время возникает необходимость в новых подходах решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. При составлении программы учтены запросы социума, требования к содержанию программы внеурочной деятельности в соответствии с целями общего образования, значение программы, требования к содержанию программы. Воспитание пытливости, любознательности каждого ученика,
воспитание любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и
необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только
на уроках, нот и во внеурочной деятельности. Осуществление данной программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках черчения, биологии, географии, с другой – вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную, трудовую деятельность, ориентированную в первую очередь на формирование личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития, создание конечного продукта своей деятельности по данному направлению.
Практическая значимость программы - урок по понятным причинам не может вместить
все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся для формирования устойчивых умений коммуникации, включения
обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. На практико-ориентированных
занятиях учащиеся смогут самостоятельно изучать материал по разным источникам, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, приобретут
навыки индивидуального, парного, коллективного составления творческой работы. Еще одной
из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к изучению
родного края, школы с целью формирования основ гражданской идентичности школьника,
включая чувство гордости за свою страну, народ, город, школу, класс. Особенностью программы является то, что в процессе обучения большое внимание уделяется формированию дизайнерского мышления, которое успешно реализуется в рамках предметно-практической деятельности. Программа является мощным стимулом экологического воспитания детей. Обучающиеся
постигают конкретные закономерности и принципы дизайна. Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре труда, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических
качеств личности, способствует профессиональному самоопределению школьников, выбору
учащимися жизненных, профессиональных планов, формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика программы.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры
как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности
и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Показать как улучшить экологическую обстановку в городе, используя средства массовой информации донести до населения информацию о том, что зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по
защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микро2

климатические и санитарно гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю Общее
количество часов в год – 34. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 13-14 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей, их психологические особенности. На
каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете с хорошим освещением, где
имеются необходимые инструменты, материалы, приспособления и оборудование, телевизор.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации к
изучению дополнительного материала по биологии, географии, истории, для развития ценностных отношений школьников к Отечеству, родной природе, труду, знаниям. Для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации
и организации совместной деятельности с другими детьми; создание привлекательного пришкольного участка, реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи программы:
 Обучающие - формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное
творчество. Приобретение навыков конструирования.
 Воспитательные – совершенствование коммуникативной культуры учащихся. Развитие
эстетического вкуса, творческих способностей учащихся через работу по благоустройству
школьной территории, развитие способностей видеть красоту родного края. Воспитание любви
и уважения к родному краю. Формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к
трудовой деятельности.
1. Развивающие - способствовать освоению практических приёмов и навыков черчения и
ландшафтного дизайна, декоративно-прикладного творчества, архитектуре, дизайне. Развитие
творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета
и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей. Обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы.
2. Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Наш
школьный двор»» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим
уровням:
 первый – основная функция – познавательная. Приобретение школьником знаний о
ландшафтном дизайне, архитектуре малых форм.
 второй – основная функция – формирование личностного отношения. Участие в проектной деятельности и получение школьником опыта самостоятельной работы, эмоциональнонравственной отзывчивости.

3

 третий – основная функция – деятельностная. Написание (разработка) собственного
проекта. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Умение использовать
разные материалы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены в проектах
учащихся, где поэтапно собран материал по теме проекта. Результаты труда детей находят
применение в привлечении общественности к значимости проекта. Улучшение окружающего
ландшафта школьного двора, эстетическое соответствие школы и созданного культурного
ландшафта.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Наш школьный двор»
Личностные результаты:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения программы «Творческая мастерская »классе является формирование следующих знаний и умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой, биографии и
творчестве художников;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, ландшафтного дизайна.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
4

Портфолио ученика в которое включаются продукты собственного творчества, иллюстрации,
эскизы.
Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных видах
изобразительного искусства.
Результативность реализации внеурочной деятельности определяется по результатам участия
обучающихся в итоговых мероприятиях, выставках, проводимых МБОУ СОШ № 5.
2. Содержание кружка «Творческая мастерская »внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной деятельности

Благоустройство территории. Что вам хотелось бы создать
на
территории
школы?
Изучение
актуальности
благоустройства школьной территории. Опрос мнений.
Составление анализа опроса.
Декоративное
оформление
школьной
территории.
Обобщение знаний о благоустройстве школьной территории.
Условности
благоустройства
школьной
территории.
Основные принципы оформления. Изучение декоративности
ландшафтного дизайна. Проблема озеленения школьной
территории. Опрос. Создание места отдыха и общения для
школьников в свободное от уроков время.
Разработка индивидуального проекта школьного двора.
Разработка индивидуальных эскизов проекта школьного двора. Соответствие технического проекта требованиям. Соответствие технического проекта требованиям.
Разработка технического проекта. Создание эскизных зарисовок. Конкурс на оптимальный проект благоустройства. Создание эскизных зарисовок. Разработка перечня тех работ,
которые нужно для того, чтобы разработать техническую документацию. Уточнение и дополнение перечня тех работ, которые предусматриваются эскизным проектом. Расчет конструкций. Проработка технических решений. Проработка технологических параметров изделия. Оценка качественных параметров изделия и его технического уровня. Защита проекта.

Общественная деятельность .
Эстетическая деятельность.
Познавательная деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности

Работа в рамках
проекта «Благоустройство
школьной территории» .
Социально значимые акции в
социуме

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№
п/п

1

2

Название
разделов
(тем)
программы
Благоустро
йство
территори
и.
Декоратив
ное
оформлени
е
школьной

Виды, формы контроля
Индивидуальные творческие работы обучающихся.
Индивидуальные творческие работы обучающихся.

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса

Кол-во
часов

В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как

9

4

5

3

4

территори
и.
Разработка
индивидуального
проекта
школьного
двора.
Разработка техниче
ского проекта.

Индивидуальные творческие работы обучающихся.

Индивидуальные творческие работы обучающихся.

месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

всего

10

11

34

4. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Бондарева О.Б., «Клумбы и живые изгороди». Издательство «Сталкер», 2004г.
2. Доронина Н.В., «Ландшафтный дизайн». Издательство «Фитон+», 2006г.
3. Титова Н.П., «Сады на крыше». Издательство «ОлмаПресс», 2015 г.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Лебедева А. , «Японский сад». Издательство «Вече», 2003г.
2. Сапелин А.Ю., «Садовые композиции». Издательство «Фитон+», 2008г.
3. Тим Ньюбери, «Всё о планировке сада». Издательство "Кладезь Букс", 2013г.

5. Календарное планирование кружка «Творческая мастерская »
на 2024-2025 учебный год (Приложение)

6

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Творческая мастерская » 8 класс на 2024-2025 учебный год

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02

Что вам хотелось бы создать на территории школы?
Изучение актуальности благоустройства школьной территории.
Составление анализа опроса. Опрос мнений.
Обобщение знаний о благоустройстве школьной территории.
Условности благоустройства школьной территории.
Основные принципы оформления.
Изучение декоративности ландшафтного дизайна
Проблема озеленения школьной территории.
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время.
Разработка индивидуальных эскизов проекта школьного двора.
Разработка индивидуальных эскизов проекта школьного двора.
Соответствие технического проекта требованиям.
Соответствие технического проекта требованиям.
Создание эскизных зарисовок.
Разработка технического проекта.
Разработка технического проекта.
Разработка технического проекта.
Разработка технического проекта.
Разработка технического проекта.
Конкурс на оптимальный проект благоустройства.
Конкурс на оптимальный проект благоустройства.
Разработка перечня тех работ, которые нужно для того, чтобы разработать техническую документацию.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения

Факт

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24

21.02
28.02

25
26

07.03
14.03

27
28
29
30
31
32
33
34

21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
07.05
16.05
23.05

Итого:

Уточнение и дополнение перечня тех работ, которые предусматриваются эскизным проектом.
Проверка того, насколько принимаемые решения соответствуют требованиям производственной
санитарии и техники безопасности.
Расчет конструкций.
Расчет конструкций с соблюдением всех условий, установленных техническим заданием, с обеспечением достижения требуемых технико-экономических показателей.
Проработка технических решений.
Проработка технологических параметров изделия.
Проработка технологических параметров изделия.
Проработка технологических параметров изделия.
Проработка технологических параметров изделия.
Проработка технологических параметров изделия.
Оценка качественных параметров изделия и его технического уровня.
Защита проекта.

1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

34ч.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

4

15

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».