Рабочая программа организации внеурочной деятельности Творческая мастерская 7 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
цифровой
Гришина Подписано
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 14:05:33 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: развитие личности и самореализация
Форма организации: кружок «Творческая мастерская»
Основное общее образование, 7 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы:34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Баянова Е.В., учитель ИЗО,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Творческая мастерская» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является авторской,
разработана учителем ИЗО.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по развитие личности и самореализация направлению развития личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах
к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия
изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению
народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Практическая значимость программы. Приобретенные по окончанию программы компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и
нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле
важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Программа учитывает особенности обучения детей, их психологические особенности. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста, индивидуальных особенностей обучающихся. На каждом занятии органически сочетается изучение
нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия в
форме конкурсов, выставок, викторин, творческих отчетов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете с хорошим освещением, где
имеются необходимые инструменты, материалы, приспособления и оборудование, телевизор,
музыкальная аппаратура.
Общая характеристика программы.
Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство
имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного
и декоративно-прикладного искусства. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства
и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Учащиеся будут учиться рисовать красками, работать с бумагой, узнают много нетрадиционных техник рисования.

2

Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.
Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа –12-13 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей, их психологические особенности. На
каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете с хорошим освещением, где
имеются необходимые инструменты, материалы, приспособления и оборудование, телевизор,
музыкальная аппаратура.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - приобщение через изобразительное творчество к искусству,
развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Овладение элементарной художественной грамотой. Приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности,
разными художественными материалами.
Задачи программы:
 Обучающие - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Приобретение навыков рисования.
 Воспитательные – воспитывать эстетическую восприимчивость, воспитывать на лучших
образцах произведений живописи и уважительное отношение к отечественному искусству.
 Развивающие - способствовать освоению практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне. Развитие
творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета
и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Творческая мастерская» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим
уровням:
 первый – основная функция – познавательная. Приобретение школьником знаний о
простейших техниках рисования и создание собственного произведения.
 второй – основная функция – формирование личностного отношения. Получение
школьником опыта самостоятельной работы, эмоционально-нравственной отзывчивости.
 третий – основная функция – деятельностная. Применение школьником знаний.
Умение использовать разные художественные материалами. Участие в школьных и городских
выставках, создание мини- проектов.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности кружка «Творческая мастерская»:
Личностные результаты:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
3

- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения программы «Творческая мастерская» является формирование следующих знаний и умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них, нетрадиционные техники рисования;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой, биографии и
творчестве художников;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
Портфолио ученика в которое включаются продукты собственного творчества, иллюстрации,
эскизы.
Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных видах
изобразительного искусства.
Результативность реализации внеурочной деятельности определяется по результатам участия
обучающихся в итоговых мероприятиях, выставках, проводимых МБОУ СОШ № 5.
3. Содержание кружка «Творческая мастерская» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
7 класс
Формы органиСодержание раздела
Виды внеурочной дея- зации внеурочтельности
ной деятельности
Лепка фигуры человека.

Эстетическая деятельность.
Познавательная деяОбъемные изображения. . Объёмное изображение жи- тельность.
Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.
Лепка фигуры человека.

Образнохудожественные
формы.

вотных в различных материалах. Выполнение животных в различных материалах. Объёмное изображение посуды в различных материалах

4

Мой дом-Россия. Красота народного костюма.
Изготовление пого.
Искусство оформления книги. Шрифт. Структура
оформления книги. Искусство оформления книги. Полиграфия.
Мы – юные дизайнеры. Мы – юные дизайнеры.
Выбор и выполнение индивидуального проекта.
Защита индивидуального проекта.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
7 класс
№
п/п

1

2

3
4

5

Название
разделов
(тем)
программы

Виды, формы контроля

Индивидуальные творчеЛепка
ские работы учащихся, выфигуры
человека. полненные в различных

видах
изобразительного
искусства.
Практическое
занятие.
Лепка.

Объемные
изображения.
Мой дом- Викторина. Практическое
занятие.
Россия.
Искусство
оформления книги.
Мы
–
юные дизайнеры.

Практическое занятие. Беседа, рассказ с элементами
обсуждения. Выставка.
Рассказ с элементами беседы.
Дизайнерское
оформление работ. Практическое выполнение проекта. Творческий отчет.

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса

Кол-во
часов

В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собствен
ное будущее.

2

всего

3

6
6

17

34

5

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2016.
2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2014.
3. Кордобовский К.А. «Декоративная и оформительская работа в школе», Ленинград,
«Учпедгиз», 1961г.
4. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2015. - 112с., ил.
5. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2015. – 112с.
6. Соколова-Кубей Н.П. «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2010 г.
7. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа.
8. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова
/Дополнительное образование. – 2014.
9. Телегина Н. «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2012 г.
10. Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1990г.
11. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный
план. – М.: Дрофа.
12. http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов
13. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
14. https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей
15. http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества
16. https://www.art-teachers.ru/ Союз педагогов-художников
17. https://demiart.ru/forum/ огромное количество уроков и прочего материала
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», Л., «Учпедгиз», 2014г.
2. Королёва В.А. «Материалы и техники рисунка», М., «Изобразительное искуство»,2017г.
3. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2008г
4. Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 2009г.
5. Энциклопедический словарь для школьников, М, 1991г.

6. Календарное планирование кружка «Творческая мастерская»
2024-2025 на учебный год (Приложение)

6

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Творческая мастерская» 7 класс на 2024-2025учебный год

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.
Лепка фигуры человека.
Объёмное изображение животных в различных материалах.
Выполнение животных в различных материалах.
Объёмное изображение посуды в различных материалах.
Красота народного костюма. Теория.
Изготовление пого. Эскиз.
Изготовление пого.
Изготовление пого.
Красота родного края.
Викторина.
Шрифт. Теория шрифта.
Шрифт. Параметры шрифта.
Шрифт.
Структура оформления книги.
Искусство оформления книги.
Полиграфия.
Выбор темы индивидуального проекта.
Обоснование выбора темы индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

Внеаудиторных

Факт

Наименование тем программы

Аудиторных

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

1
1
https://demiart.ru/forum/

1
1
1

https://demiart.ru/forum/

1
1

1
1
https://demiart.ru/forum/

1
1
1

1
1

https://demiart.ru/forum/

1

1

https://demiart.ru/forum/

1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Итого:

Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта.
Оформление индивидуального проекта.
Оформление индивидуального проекта.
Оформление индивидуального проекта.
Защита индивидуального проекта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34ч.

1

1
1
1
http://www.muzped.net/

1
1

1
1

1
1
https://demiart.ru/forum/

1

20

1

13

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».