Рабочая программа организации внеурочной деятельности Юный патриот 6 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей истории и
обществознания
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:00:40 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: дополнительное изучение учебных предметов
Форма организации: кружок «Юный патриот»
Основное общее образование, 6 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Капустина О.А., учитель истории,
высшая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «По истокам прошлого» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа
является модифицированной, разработана учителем истории и обществознания.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
направлению дополнительное изучение учебных предметов развития личности.
Актуальность программы – содержание программы «Юный патриот» определена
тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение
детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности
человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов,
убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Для того, чтобы Слово и Образ Отечества проявились во всей своей полноте, красоте и
величии, запечатлелись в душе ученика, необходимо обеспечить их целостное восприятие,
осмысление и прочувствование. Уровень мотивации зависит от того, насколько
планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию
коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный
фон уроков
Практическая значимость программы - владеть навыками и способами
деятельности сбора и систематизации информации; поиска и обработки информации с
использованием информационно-коммуникационных технологий; создавать собственные
тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Общая характеристика программы – программа «Юный патриот» рассчитана на
один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее кол-во часов в год – 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. На теоретическую часть отведено 10 ч., практическую часть 24 ч.
Основные образовательные технологии: в процессе обучения теоретические и
практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием
новейших методик и инновационных технологий проектного, игрового, объяснительно –
иллюстративного
обучения.
Практические
занятия
проводятся
во
время
исследовательской работы в соответствии с содержанием рабочей программы.
Формы занятий: беседа, кинолекторий, экскурсия, встречи с интересными людьми,
походы по историческим и памятным местам, практическая работа.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения
Возраст детей, которым адресована программа 11 – 13 лет. Программа учитывает
особенности обучения детей среднего возраста, их психологических особенности.
Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин,
тестов, контрольных срезов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер,
материалы для подготовки к ОГЭ, схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные
конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Продолжительность занятия:40 мин
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - формирование основ патриотизма (воспитание качеств
человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной

активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и
истории страны).
Задачи:
обучающие–способствовать развитию познавательного интереса к истории страны,
родного края, историческому прошлому народа;
воспитательные - способствовать формированию общественной активности личности и
гражданской позиции;
развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности,
потребности в саморазвитии.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трём уровням:
первый – основная функция – познавательная. Приобретение учащимися знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
второй – основная функция – формирование активной жизненной, гражданской позиции,
устойчиво положительного отношения к социальному воспитанию гражданина.
третий – основная функция- получение учащимися опыта самостоятельного социального
действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через отчеты
об участии в конкурсах, акциях.
Планируемые результаты, формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности кружка «Юный патриот»:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение
общей
цели
и
путей
её
достижения,
умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
3. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Формы
Содержание раздела
Виды внеурочной
организации
деятельности
внеурочной
деятельности
Первый раздел «Моя семья – моя Россия» (16 ч.)
Игровая
Викторины,
Что такое семья, род. Семья как ячейка общества. деятельность.
познавательные и
Родной дом и семья. Члены семьи, распределение Познавательная
дидактические
обязанностей в семье. Внимательные и заботливые деятельность.
игры, олимпиады.
отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы Исследовательская Марафон историй
знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; деятельность.
работа в семейном архиве, установление имен и Занятие-практикум.
фамилий своих предков; сбор воспоминаний
родственников, фотографий, заметок различного
характера, изучение значения твоего рода в
истории страны. Семейные реликвии. Работа по
восстановлению фактов из жизни далеких предков,
живших до Октябрьской революции (с 1918 г.),
правила
составления
родословного
древа.
Традиции и обычаи семьи. Советское детствокакое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как
выбирают
профессию.
Профессиональные
династии. Изучение значения твоего рода в
истории страны во время ВОВ, Афганской и
чеченской войн.
Второй раздел «Россия – наша Родина» (18 ч.)
Игровая
Викторины,
Россия – наша Родина, символы государства, деятельность.
познавательные и
историческая справка, географическая справка. Познавательная
дидактические
Москва – главный город России. Великие деятельность.
игры, олимпиады.
достопримечательности столицы. Путешествие по Исследовательская Марафон историй
стране: народы, населяющие РФ, особенности их деятельность.

культуры и истории; ознакомление с образцами Занятие-практикум.
народного искусства; природное разнообразие,
охрана природы, основы экологической культуры,
роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
Народные праздники России. Русские народные
песни и игры. Сотрудничество как основа 9
добрых,
созидательных
отношений
между
людьми,
исключающих
национальные
и
политические конфликты. Слава и честь
защитникам Отечества! Доблесть русского
солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что
такое сила воли и духа. Подвиги женщин в
военное время. Дети – герои Великой
Отечественной войны. Путешествие по городам героям военной славы
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием форм и видов контроля

№
п/п

Название разделов
(тем)
программы

1

2

Виды, формы
контроля

Целевые приоритеты
воспитания в соответствии
с ресурсами курса

Введение. Правила
поведения и ТБ

Беседа,
тестирование.

Проведение инструктажа

«Моя семья – моя
Россия»

Беседа,
тестирование.

«Россия – наша
Родина»

Освоение
учебного
материала по
теме

Создание благоприятных
условий для развития
социально значимых
отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных
отношений;
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
- к труду как основному
способу достижения
жизненного благополучия
человека, залогу его
успешного
профессионального
самоопределения и
ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
-к своему отечеству, своей
малой и большой Родине как
месту, в котором человек
вырос и познал первые
радости и неудачи, которая
завещана ему предками и

«Мой край
родной»

Освоение
учебного
материала по
теме

Кол-во часов
теория практика

1

6

14

2

4

1

5

которую нужно оберегать;
-к природе как источнику
жизни на Земле, основе
самого ее существования,
нуждающейся в защите и
постоянном внимании со
стороны человека;
-к миру как главному
принципу человеческого
общежития, условию
крепкой дружбы,
налаживания отношений с
коллегами по работе в
будущем и создания
благоприятного
микроклимата в своей
собственной семье;
-к знаниям как
интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее
человека, как результату
кропотливого, но
увлекательного учебного
труда;
-к культуре как духовному
богатству общества и
важному условию ощущения
человеком полноты
проживаемой жизни, которое
дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое
самовыражение;
-к здоровью как залогу
долгой и активной жизни
человека, его хорошего
настроения и
оптимистичного взгляда на
мир;
-к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с
которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие
человеку радость общения и
позволяющие избегать
чувства одиночества;
-к самим себе как хозяевам
своей судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся

личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект
человеческой жизни
чрезвычайно важен для
личностного развития
школьника, так как именно
ценности во многом
определяют его жизненные
цели, его поступки, его
повседневную жизнь.
Выделение данного
приоритета в воспитании
школьников, обучающихся
на ступени основного
общего образования, связано
с особенностями детей
подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя
как личность в системе
отношений, свойственных
взрослому миру. В этом
возрасте особую значимость
для детей приобретает
становление их собственной
жизненной позиции,
собственных ценностных
ориентаций. Подростковый
возраст – наиболее удачный
возраст для развития
социально значимых
отношений школьников.
3

Создание отчета

Представление
продукта на
разных
уровнях.
Всего

1

10

24
34

Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Богданова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия. 1-11 классы. – М., «Вако», 2006 год.
2. Воспитать патриота: программы. Мероприятия, игры/ Е.А.Воронова. – Ростов н/Д:
Феникс, 2008 год.
3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л.
Селиванова. – М., 2005 год.
4. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2004 год.
5. Можейко И.В. «Государственная символика России». – М., 2003 год.

6. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся.
административной работы в школе». 2004 год, №1.
7. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. – М. 2002 год.

Ж.

«Практика

Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация п
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

6. Календарное планирование кружка «Юный патриот» на учебный год
(Приложение)

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Юный патриот» на 2024-2025 учебный год

1

04.09

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1ч

2

11.09

Наследие в музее (экскурсия)

1ч

3

18.09

Что такое семья, род?
Установление имен и фамилий своих предков (работа с источниками)

2ч

4

25.09
02.10

5

Профессии в моей родословной. Наш семейный альбом (работа по
восстановлению фактов)

2ч

1
Мультимедиа

https://www.uch
portal.ru/
https://infourok.r
u/?ysclid=ltpg4en
mdq77281761

16.10

8

23.10

9

06.11

10

13.11

11

20.11

1

1
1
1

09.10
6
7

1

Моя Родословная.
Составление родословной.
Составление слайд - презентаций

3ч

1
1
1

Реликвия в моей семье.

Оформление фотовыставки.

2ч

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Внеаудиторных
прак
тика

Наименование тем программы

Аудиторных

Факт

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)

теор
ия

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

1
1

Вклад моей семьи в летопись победы. Экскурсия в детскую
библиотеку. Исследовательская деятельность. Написание
исследовательской работы.

5ч

1

12

27.11

13

04.12

14

11.12

1

15

18.12

1

16

25.12

1

17

15.01

18

22.01

19

29.01

20

05.02

21

12.02

22

19.02

23

26.02

24

05.03

25

05.03

26

12.03

27

19.03

28

09.04

29

14.04

Медаль в моём доме.
Создание проекта.
Защита проекта.

1

3ч

1
1
1

Виртуальное знакомство с музеями края

2ч

1
1

Государственные символы России.
История их создания (оформление слайд- презентаций, написание
докладов)

2ч

Государственные праздники России. Работа с источниками в детской
библиотеке.

2ч

1
1
1
1

Красота родной природы. Фотовыставка. Экскурсия.

2ч

1
1

Этнография родного края

Изучение символов родного края.

2ч

1
1

Создание альбома «Знай и люби свой край»

2ч

1

30

23.04

31

30.04

32

07.05

Подготовка текстов для проведения экскурсии

1ч

1

33

14.05

«Юный экскурсовод»

1ч

1

34

21.05

Подведение итогов. (Отчет)

1ч

1

1

Итого:

34

10

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».