Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №5
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.19. Тел. 8(39042) 68900
Рассмотрено:
Утверждено:
Методическим объединением
учителей русского языка и литературы
протокол №4 от 20.05.2022г.
руководитель ШМО: __________/Багаева А.А./
Директор МБОУ СОШ №5
приказ № 96 от 25.05.2022г
______________/Гришина О.В./
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
15:48:54 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Индивидуальный проект»
10 класс
Программа разработана на основе: положения «О проектно-исследовательской
деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 5 г. Саяногорска для 8-х, 10-х классов» и
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденным приказам Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, (согласно приказу о внесении изменений от
12.08.2022 №732).
Разработал: Галахова М.П., учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
г. Саяногорск, 2022
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением «О проектноисследовательской деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 5 г. Саяногорска для 8-х, 10-х
классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования Приказ № 413 от 17 мая 2012 год (с изменениями от 12.08.2022
№732)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 35 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего
(полного) общего образования на базовом и углубленном уровне. С учетом учебного плана, где
определяется 34 учебные недели, число часов уменьшается до 34
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами
являются: умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального
анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
Рекомендуемая литература:
1.
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
2.
Крылова Н., Проектная деятельность школьника как принцип организации и
реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
3.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
4.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
5.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.,
2015
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа по предмету «Проектная деятельность» разработана с учётом рабочей
программы воспитания «Школа роста» МБОУ СОШ №5. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы по предмету
«Проектная деятельность», нашедших своё отражение и конкретизацию в программе
воспитания «Школа роста»;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается программой воспитания «Школа роста»;
в
высокой
степени
самостоятельности
школьников
в
проектноисследовательской деятельности, что является важным
компонентом воспитания
ответственного гражданина;
в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания «Школа
роста» социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и
исследований.
Воспитательный потенциал реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, использование воспитательных возможностей содержания
раздела через подбор соответствующих упражнений;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор
соответствующих задач для решения;
применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
Целью учебного проектирования является полное и органичное включение проектной
деятельности в образовательный процесс школы, изменение психологии его участников и
перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство
учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями
использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного
профессиональным сообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых для
жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе, воспитание
личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире,
важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни.
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на
протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом
(составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о
библиографии)
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы).
Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного
процесса – учителей, учащихся (обучающихся) и их родителей, создание единого творческого
коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания
современной творческой личности.
Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной
деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и
форм творческого проектирования.
Расширение границ практического использования проектных работ, созданных
педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельности для
школьников.
2. Планируемые результаты должны отражать:
2. 1. умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
2.2. способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять
приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать,
контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного
планирования;
2.3. способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
2.4. способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом,
обладающие выраженными потребительскими свойствами;
2.5. сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в
результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и
выполнения индивидуального проекта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
2) структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
3) навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
4) умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
5) выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
6) определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
7) работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по
проблеме;
8) оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
9) рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
10) наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
11) описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
12) проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
13) проводить измерения с помощью различных приборов;
14) выполнять письменные инструкции правил безопасности;
15) оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления
простых таблиц, графиков, формулирования выводов; выбирать и применять на практике
методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (руководителя проекта) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
исследовательского, творческого, социального, практико-ориентированного, игрового.
По окончании изучения программы «Проектная деятельность» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования,
дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект
исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт,
эксперимент.
4. Содержание учебного предмета.
4.1 Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе
автора - исследователя) индивидуальную работу современного научного уровня. Проект может
рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым,
предоставляющим другим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
4.2 Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское
толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат
серьезного научного поиска и обобщения, а также создание продукта, раскрывающего
содержание проектной работы.
4.3 Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование какихлибо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти
источники, в том числе и Интернет-ресурсы.
4.4 Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость,
возможность применения в той или иной сфере деятельности.
Введение. (1 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование
как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
Основы исследовательской и проектной деятельности (10 часов).
Особенности
научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды
источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и
аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные,
аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана.
Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила
оформления цитат. Рецензия, отзыв. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы
проекта. Ресурсное
обеспечение.
Виды
проектов:
практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами
ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и
презентация проекта.
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности (4 часа) Структура
исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над
введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория
+ практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить
проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель
и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.
Учебное проектирование (10 ч)
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего
плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования:
методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты
опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации;
анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения
индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности
в программе
Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные
таблицы Excel
Защита проектов (9 ч)
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение
итогов, анализ выполненной работы. Конференции
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы
Количество часов Форма контроля
(проверочная работа,
самостоятельная работа,
зачет, диктант, изложение,
тест, контрольная работа)
Введение
Основы
исследовательской и
проектной
деятельности
1 час
10 часов
Алгоритм проектной и
исследовательской
деятельности
Учебное
проектирование
Защита проекта
4 часа
Итого:
Практическая
часть
(лабораторная
работа, практическая
работа, проект)
10 часов
Практическая часть
9 часов
проект
34 часа
N№
Темы
разделов
Количе
ство часов
Темы уроков
1
Введение
1
Введение.
Виды
источников
информации.
План
информационного
текста
2
Основы
исследовательско
й и проектной
деятельности
10
3.
Алгоритм
проектной
и
исследовательско
й деятельности
4
п/п
Характеристика
основных
видов
деятельности обучающихся (УУД) по разделам
Личностные (далее, ЛУУД): развивать положительное
отношение к изучению различных наук.
Регулятивные (далее РУУД): развивать умение
составлять план к текстам.
Познавательные УУД (далее ПУУД):
развивать умение читать и слушать, извлекать их
текста нужную информацию.
Коммуникативные УУД (далее КУУД):
Развивать умение планировать сотрудничество с
учителем.
Особенности и структура ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания.
проекта, критерии оценки. РУУД: развивать умения составлять планы проектов.
Виды проектов.
ПУУД: развивать умение оценивать достижения и
успехи в планировании проектов.
КУУД: развивать умение в постановке вопросов и
точно выражать свои мысли.
Тема
проекта
и
обоснование актуальности.
Планирование
учебного
проекта.
Основные
методы
исследования.
Обзор
литературы
по
темам.
Составление
индивидуального рабочего
плана.
ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания о
планировании и работе над исследовательским
проектом.
РУУД: принимать учебную задачу, удерживать цель
деятельности до получения ее результата; осуществлять
самостоятельный контроль своей деятельности.
ПУУД: развивать умение извлекать нужную
информацию из текстовых и графических объектов
КУУД: оформлять диалогические высказывания,
понимать позицию партнера, в том числе и отличную
от своей, согласовывать действия с партнером;
вступать в коллективное учебное сотрудничество.
4
Учебное
проектирование
10
5
Защита
индивидуального
проекта
9
Проведение
опытноэкспериментальной
работы.
Создание компьютерной
презентации.
Подготовка
тезисов
выступления.
Отзыв и рецензия на
проект.
Подведение итогов, анализ
выполненной работы.
Предзащита проекта.
Конференции.
ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания.
РУУД: развивать умения правильно оформлять и
презентовать выполненные проекты.
ПУУД: развивать умение оценивать достижения и
успехи в оформлении результатов и защите проектов.
КУУД: развивать умения оформлять диалогические
высказывания, понимать позицию партнера.
ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания.
РУУД: развивать умения правильно оформлять и
презентовать выполненные проекты.
ПУУД: развивать умение оценивать достижения и
успехи в планировании проектов.
КУУД: развивать умение в постановке вопросов и
точно выражать свои мысли.