Рабочая программа организации внеурочной деятельности Мир химии 10 класс

Приложение к ООП СОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей биологии, химии,
географии.
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 177 от 2.09.2024г.
Подписано

Гришина цифровой подписью:
Гришина Ольга
Ольга
Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
15:07:38 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: курса «Мир химии»
Среднее общее образование, 10 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часа
Разработана на основе:
 Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ
№ 5 от 13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Стреколовская Н.Н.., учитель химии,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мир химии» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, разработана учителем химии.
Рабочая программа составлена на уровень среднего общего образования по
общеинтеллектуальному, направлению развития личности.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося освоить профильный
предмет обучения в старших классах или изменить свой выбор. Экзамен по химии требует
от обучающихся многих знаний и понятий; владеть практическими навыками и уметь
применять их в другой ситуации.
Практическая значимость программы - Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на
подготовку обучающихся 10 класса к ЕГЭ.
Общая характеристика программы - Программа курса послужит для существенного
углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных
вопросов органической химии и для общего развития учеников. В данном курсе более
подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение,
расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст
возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения. Программа
отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых
учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися. В рамках
данного курса запланированы практические работы – что способствует формированию
устойчивого познавательного интереса к предмету.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 16-17 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их
психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового
и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия в
форме викторин, тестов, участия в олимпиадах, конкурсе Вернадского.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются классная доска,
химические таблицы, компьютер, принтер, химическая лаборатория.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - подготовка и поддержка обучающихся 10 класса школы,
расширение и углубление знаний об органических веществах; помощь в преодолении
когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену.
Задачи программы:

2

Обучающие - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций; раскрыть более подробно содержание предмета
органической химии,
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научноисследовательской деятельности.
Воспитательные - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение
полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.
Развивающие - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная развить познавательные интересы и
интеллектуальные способности в процессе приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
второй
–
основная
функция
–
формирование
личностного
отношения.
Совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий.
третий – основная функция – деятельностная - воспитать убежденность в позитивной роли
химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности курса «Мир химии».
Личностные результаты: мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельности. готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории,
чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность,
самоконтроль и самооценка;
Метапредметные результаты:
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:

3

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты,
химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами
бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и
освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент;
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через: тесты,
решение задач и упражнений, участие в олимпиадах, выполнение проектов, решение ким.
3. Содержание курса «Мир химии» внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

Содержание раздела
Тема 1. Введение. Правила ТБ (1ч)

Виды внеурочной
деятельности
Познавательная
деятельность.

Тема 2. Элемент, взявший на себя задачу быть Познавательная
основой всего живого
деятельность.
Тема 3. Основы номенклатуры и изомерии

Познавательная
деятельность.
Проблемноценностное общение

Формы организации
внеурочной
деятельности
Познавательные
и
дидактические
занятия.
Познавательные
и
дидактические
занятия
Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
4

Познавательная
деятельность.
Тема 4. Сравнительная характеристика
Ценностноуглеводородов
ориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Тема 5 Применение углеводородов
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Тема 6 Кислородсодержащие органические
Ценностновещества на службе человека
ориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Тема 7. Азотсодержащие соединения
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Тема 8. Экологические проблемы в курсе
Ценностноорганической химии
ориентационная
деятельность
Проблемно9. Итоговое занятие
ценностное общение

проблемная работа
Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Общественный смотр
знаний

Общественный смотр
знаний
Познавательные
и
дидактические
занятия,
тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Познавательные
и
дидактические
занятия,
тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Общественный смотр
знаний

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.

№ п/п

Название разделов (тем)
программы

1

Тема
1.
Введение.
Правила ТБ (1ч)

2

Тема 2. Элемент,
взявший на себя задачу
быть основой всего
живого

3

Виды, формы
контроля

Тема 4. Сравнительная
характеристика

Кол-во
часов
1

Самостоятельная
работа

Опыт самостоятельного
приобретения
новых
знаний.

2

Тестовые задания

Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций
Опыт самостоятельного
приобретения новых

8

Тема 3. Основы
номенклатуры и
изомерии
4

Целевые приоритеты
воспитания в
соответствии с
ресурсами курса
Стремиться узнавать чтото новое.

Тестовые задания.
творческая работа

14

5

углеводородов

5
Тема 5. Применение
углеводородов
6

Тема 6.
Кислородсодержащие
органические вещества
на службе человека

Самостоятельная
работа

Творческая работа

Творческая работа

7
Тема 7. Азотсодержащие
соединения
8
Тема 8. Экологические
проблемы в курсе
органической химии
9

9. Итоговое занятие

Самостоятельная
работа

знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций.
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций.
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций

Тестовые задания

10

16

10

6

1

Итого
Всего

68

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
Список литературы для учителя:
1. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение –
2006..
2. Химия. Программа углубленного изучения для 8-11 классов. Кемерово. –
1995.
3. Габриелян, О.С., Маскаев, Ф.Н., Пономарев, С.Ю.; Теренин, В.И. Химия 10
класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный
уровень. М.; - Дрофа. 2007.
4. Глинка, Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для нехимических
специальностей вузов. Л.; Химия. – 1987.
5. Потапов, В.М. Органическая химия. М.; Просвещение.- 1992.
для обучающихся:
1. Габриелян, О.С.; Маскаев, Ф.Н.; Пономарев, С.Ю.; Теренин, В.И. Химия
10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный
6

уровень. М.; Дрофа. 2007.
2. Цветков,Л.А. Органическая химия. Учебник для 10 класса. М.;
Просвещение. 1988.Интернет-ресурсы:
1. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе: методическое
пособие для преподавателей химии. – Режим доступа: http://him.1september.ru
2. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. –
Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Список литературы для учащихся:
1. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая
промышленность»,1972- 99 с.
2. Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую
химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.
3. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб,: Тригон,1998- 576 с.
4. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М.,
АСТ: Астрель,2007 – 96с.
5. Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.
6. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая
школа,1991 – 288 с.

Интернет-ресурсы:
1. http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических

измерений (Открытый банк заданий ЕГЭ)
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов
3. http://dsyuru.bget.ru/index.php?id_co- Интернет –уроки для тех, кто любит
химию и биологию.
Ресурсы дистанционного обучения
1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.

2. http://reshuege.ru- "Решу ЕГЭ" - образовательный портал
6. Календарное планирование курса «Мир химии» на учебный год (Приложение)

7

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование курса «Мир химии» на 2024-2025 учебный год
10 класс
Количес
тво часов
ресурсы)

1
9.09
Введение. Инструктаж по ТБ.
Тема 1. Тема 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч.)
2
9.09
1. Электронное и валентное состояние атома углерода
3
2. Виды гибридизации
16.09
4
5
6
7
8
9
10
11
12

16.09
23.09
23.09
30.09
30.09
7.10
7.10
14.10
14.10

Тема 2. Основы номенклатуры и изомерии 8ч.
1. Виды изомерии.
2.Виды изомерии.
3. Номенклатура ИЮПАК
4. Структурная изомерия.
5. Структурная изомерия.
6.Пространственная изомерия
7. Пространственная изомерия
8.Решение заданий.
Тема 3. Сравнительная характеристика углеводородов
(14ч.)
1. Классификация углеводородов, их производные.

1
2

1
2
1
1

8

4
1

4
1

1
1
1
1
1
1
14

8
1

6

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Факт

Электронные
(цифровые
образовательные

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

21.10
21.10
28.10
28.10
11.11
11.11
18.11
18.11
25.11
25.11
2.12

24

2.12

25

9.12

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

9.12
16.12
16.12
23.12
23.12
13.01.
2025
13.01
20.01
20.01
27.01

36

27.01

37

3.02

2.Классификация углеводородов, их производные.
3.Алканы: строение молекул, номенклатура, изомерия
4. Алканы: строение молекул, номенклатура, изомерия
5..Строение, номенклатура, изомерия алкенов, алкинов,
6. Строение, номенклатура, изомерия аренов, алкадиенов.
7. Строение, номенклатура, изомерия циклопарафинов.
8. Природные источники углеводородов
9..Генетическая связь между классами углеводородов.
10.Генетическая связь между классами углеводородов.
11.Генетическая связь между классами углеводородов.
12.Контроль знаний.
13.Упражнения по номенклатуре и составлению формул
изомеров углеводородов
14.Упражнения по номенклатуре и составлению формул
изомеров углеводородов
Тема 4. Применение углеводородов (10ч.)
1.Практическая направленность углеводородов.
2. Практическая направленность углеводородов.
3.Нефть и нефтепродукты.
4.Нефтяные комплексы в рт.
5.Полимерное производство, волокна, каучуки.
6. Полимерное производство, волокна, каучуки.
7.Практическое занятие. Решение расчетных задач
8. Решение расчетных задач
9. Решение расчетных задач
10. Решение расчетных задач
5. Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества на
службе человека.
1.Сравнительная
характеристика
монофункциональных
соединений
2. Сравнительная характеристика монофункциональных
соединений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

6
1
1
1
1
1

4

1
1
1
1
1
16

7

9

1
1

9

38
39
40
41
42
43
44
45
46

3.02
10.02
10.02
17.02
17.02
24.02
24.02
3.03
3.03

47

10.03

48

10.03

49

17.03

50

17.03

51

24.03

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62

24.03
31.03
31.03
7.04
7.04
14.04
14.04
21.04
21.04

28.04

3..Муравьиная кислота, её роль в природе и жизни человека.
4. Уксусная кислота, её роль в природе и жизни человека.
5.Высокомолекулярные кислоты.
6.Получение мыла.
7.Биологическая роль жиров.
8.Л.работа «Свойства жиров»
9.Моносахариды и их биологическая роль.
10. Полисахариды в природе, их биологическая роль
11.Проблемы питания.
12.Генетическая связь между классами кислородсодержащих
соединений.
13.Генетическая связь между классами кислородсодержащих
соединений.
14.Генетическая связь между классами кислородсодержащих
соединений.
15.Практическая работа №1 «Кислотный и ферментативный
гидролиз сахарозы и крахмала»
16.Практическое занятие. Решение расчетных задач на
нахождение массовой доли р.вещества
Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (10 ч.)
1.Амины. АК.
2. Нитросоединения
3.Взаимное влияние атомов в молекулах.
4.Медицинские препараты.
5.Белки и их функции.
6.Л.работа «Свойства белков»
7.Пищевые добавки.
8.Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК.
9.Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК.
10.Практическая работа №2 « Анализ пищевых продуктов».
Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической
химии (5 ч)
1.Вредное действие фенола.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

6
1
1
1

4

1
1
1
1
1
1
1
5

3

2

1
10

63
64
65
66
67,
68

28.04
5.05
5.05
12.05
12.05
19.05

2.Синтетические моющие средства.
3.Синтетические моющие средства.
4.Загрязнения нефтепродуктами.
5. Загрязнения нефтепродуктами
Итоговое занятие (2 ч.)
Итого:

1
1
1
1
2
68

33

35

-

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».