Рабочая программа организации внеурочной деятельности Актуальные вопросы обществознания 11 класс

Приложение к ООП СОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей истории и обществознания
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 177 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 15:16:39 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Актуальные вопросы обществознания»
Среднее общее образование, 11 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Фадеева Е.В., учитель истории и
обществознания,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Актуальные вопросы обществознания» для 11 класса разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программа является модифицированной (адаптированная), разработана учителем истории и
обществознания.
Рабочая программа составлена на уровень среднего общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы – данная программа обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания для успешной сдачи ЕГЭ.
Практическая значимость программы – направлена на рассмотрение теоретического
материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной
системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений обучающихся раскрывать
смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по
актуальным проблемам.
Практические занятия ориентированы на развитие умений обучающихся осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации и неадаптированных источников.
Тренинги позволяют ученику выработать определенный алгоритм действий при решении
различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
При организации занятий уделять внимание личностно-ориентированному подходу по
овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика.
Общая характеристика программы
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных
умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у обучающихся
специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование основных обществоведческих понятий.
Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития учащихся и
получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить теоретические
вопросы основных тем курса обществознания, выполнять тренировочные задания по темам.
Структура курса соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ЕГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на
теоретических и практических занятиях
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы
с информацией.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 16-18 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего возраста.
Программа основана на трёх формах работы с обучающимися: индивидуальная, групповая и
фронтальная работа.

2

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются: компьютер,
материалы для подготовки к ЕГЭ, схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является – формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
применять обществоведческие знания в жизни.
Задачи программы:
 обучающие – сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию; назначение заданий различного уровня
сложностей.
 воспитательные – воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
 развивающие – развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по
трём уровням:
первый – основная функция – познавательная. Знание ряда ключевых понятий базовых для
школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке,
о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Умение применять полученные знания в социальной реальности и повседневной жизни.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.
третий – основная функция – деятельностная. Формирование личности и её способностей,
компетентностей через активную познавательную деятельность самого обучающегося.

3

Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности кружка «Актуальные вопросы обществознания»:
- личностные результаты:
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
 на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
 на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
 на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
 на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
 на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
- метапредметные результаты:
 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских
позиций;
 рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей;
 владении различными видами публичных выступлений;
 умение выполнять познавательные и практические задания.
- предметные результаты:
 знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
 относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
 адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей;
 умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
В соответствии с требованиями ФГОС и поставленными в программе курса цели и задачами планируемые результаты курса внеурочной деятельности формулируются как приобретенные учащимися возможности или способности в решении значимых для них проблем с
учетом мотивационной составляющей, которая определяется соответствием планируемых результатов возрастным особенностям и образовательным потребностям учащихся. Например,
находить в тексте требуемую информацию, готовить свое выступление, преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать в команде, продуктивно взаимодействуя с
взрослыми и своими сверстниками, вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через систему
оценки достижений планируемых результатов, освоения программ внеурочной деятельности,
в том числе отдельных тем программы курса внеурочной деятельности, должна:
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов, освоения программ курсов внеурочной деятельности;
 обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе реализации внеурочной деятельности;

4

 предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга;
 позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной деятельности,
характеризующие уровень достижения планируемых результатов обучающимися, как основы
для оценки деятельности образовательной организации.
Система оценки достижений результатов, освоения образовательных программ внеурочной
деятельности может осуществляться на уровнях:
представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках

внеурочной деятельности;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося

на основании личного мониторинга обучающегося на основе базы КИМ
качественная и количественная оценка эффективности деятельности МБОУ СОШ № 5

по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся пол итогам пробных экзаменов.
3. Содержание кружка, внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной деятельности

Познавательная
Творческая
Учебноисследовательская
Рефлексивная
Коммуникативная
Человек. Духовная сфера общества (АктуПознавательная
альные вопросы содержания при подготов- Творческая
ке к ЕГЭ)
УчебноПроблемы изучения конкретных разделов и исследовательская
тем в содержательных линиях «Человек» и Рефлексивная
«Познание»
Коммуникативная
Входной контроль. (Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание)
Структура и содержание КИМов
ЕГЭ по обществознанию

Формы организации внеурочной деятельности

Лекция, дискуссии.

Практические умения
для выполнения заданий
различных видов ЕГЭ.
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая
работа

Социальные отношения»: обзор основных
позиций, сложные вопросы
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»
Итоговое обобщение

Познавательная
Творческая
Учебноисследовательская
Рефлексивная
Коммуникативная

Практические умения для
выполнения заданий различных видов ЕГЭ.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
№
п/п

Название разделов (тем)
программы

Виды, формы контроля

Целевые приоритеты воспитания в соответствии
с ресурсами курса

Кол-во
часов

5

1

Входной контроль. (Единый
государственный экзамен по
обществознанию: структура и
содержание )
Структура и содержание КИМов
ЕГЭ по обществознанию

тестирование

2

Человек. Духовная сфера общества (Актуальные вопросы
содержания при подготовке к
ЕГЭ)

тестирование

3

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек» и
«Познание»

тестирование

4

Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

тестирование

5

Актуальные проблемы изучения содержательной линии
«Экономическая сфера жизни
общества»

тестирование

6

Итоговое повторение

Тестирование
ЕГЭ

Создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений обучающихся и,
прежде всего, ценностных
отношений.

в

к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне
к миру как главному
принципу человеческого
общежития,
условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда
к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества
форме Создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений обучающихся и,
прежде всего, ценностных
отношений.

Всего

2

10

14

18

18

6

68

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва,
Просвещение, 2016.
2. А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.

6

3. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник.
Москва, АСТ, 2017
4. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Москва, АСТ, 2016.
5. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
6. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
7. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
8. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Москва, Астрель, 2016.
9. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
10. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
11. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
12. Единый государственный экзамен 2021. Обществознание. Универсальные материалы для
подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
13. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и
поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
14. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
15. Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
16. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
17. А.В.Половникова. Обществознание. Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек
и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Москва, Астрель, 2016.
18. А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня сложности
В4, В6, В7. Москва, Астрель, 2015.
19. А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1В3, В5. – Москва, Астрель, 2015.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество 10 класс М., 2021
2.Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
7

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
6. Календарное планирование кружка «Актуальные вопросы обществознания» на
учебный год (Приложение)

8

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Актуальные вопросы обществознания» на 2024-2025 учебный год
Дата проведения

№
з
аня
ти
я

План

Факт

Форма
проведения

Наименование тем программы

Входной контроль. (Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификация.
03.09
1
Демоверсия.
Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Уровни сложности
03.09
2
занятий.
Человек. Духовная сфера общества(Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ)

Количество
часов

Вне
ауди
торных

Ауд
итор
ных

2
1

1

1

1
10

с
применением
дистанционных
образовательных
технологий и
электронного
обучения

Проблемы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы
человечества.
10.09
Трудные вопросы: распознавание признаков и динамизма общества как системы.
4
17.09
Трудные вопросы: распознавание, понимание основных тенденций развития совре5
17.09
менного мира.
6
24.09
Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Общество».
7
24.09
Трудные вопросы: культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции раз8
01.10
вития).
9
01.10
Трудные вопросы: мораль, её основные категории.
10
Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Духовная жизнь обще08.10
11
ства».
Тренинг по выполнению заданий содержательных линий «Общество» и «Духовная
08.10
12
жизнь общества».
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек» и «Познание»
15.10
Основные теоретические положения. Бытие и потребности человека. Цель и смысл
13
15.10
жизни человека. Самореализация.
14
22.10
Социализация индивида. Свобода и ответственность личности
15
22.10
16
05.11
Трудные вопросы: определение значения понятия «деятельность». Анализ примеров
17
05.11
и ситуаций.
18
12.11
Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Человек».
19
12.11
Основные теоретические положения
20
19.11
21
19.11
Сложные теоретические вопросы. Истина и её критерии. Формы и виды познания.
22
26.11
23
26.11
Трудные вопросы: научное и ненаучное познание. Анализ научной информации.
24
03.12
25
03.12
Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Познание».
26
Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
10.12
Основные позиции. Социальный статус. Социальная роль.
27
10.12
28
17.12
Демографическая и семейная политика в РФ.
29
17.12
30
24.12
31
24.12
Этнические общности. Межнациональная политика.
32
3

10.09

1

1
1

1

2

1

1

1

2

1

1

1
1

1
1

1

1

1
14

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1
18

2

1

1

3

2

1

2

1

1
10

14.01
33
14.01
Конституционные основы национальной политики РФ. Социальные процессы в со34
21.01
временной России.
35
21.01
Сложные вопросы темы. Социальный конфликт.
36
28.01
37
28.01
Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации.
38
04.02
39
04.02
Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
40
11.02
41
11.02
Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Социальные отношения».
42
18.02
43
18.02
44
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»
25.02
Актуальные проблемы содержания.
45
25.02
46
04.03
Основные источники финансирования бизнеса
47
04.03
48
11.04
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
49
11.04
50
18.04
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
51
18.04
52
01.04
Экономика потребителя.
53
01.04
54
08.04
Экономика производителя
55
08.04
56
15.04
Систематизация знаний по ключевым понятиям содержательной линии.
57
15.04
58
22.04
59
22.04
Модели заданий и тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Эконо60
29.04
мическая сфера жизни общества».
61
29.04
62
06.05
Тестирование в форме ЕГЭ
63
06.05
64
13.05
65
13.05
66

2

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

3

3

1

18
2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

3

3

3

3

6

6

11

20.05
67
20.05
68
Итого:

68 ч.

47

7

14

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».