Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением истории
и обществознания
Протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ №.117 02.09.2024
Подписано
Гришина цифровой подписью:
Гришина Ольга
Ольга
Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
14:40:13 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: курс « Я в экономических отношениях. (Подготовка к ОГЭ по
обществознанию)»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Сергеева Е.А., учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я в экономических отношениях. (Подготовка к ОГЭ по обществознанию)» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем истории и обществознания.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному, направлению развития личности.
Актуальность программы - курс направлен на овладение обучающимися девятых классов ключевыми социальными компетенциями. Существование современного общества невозможно без знания юридических правил, призванных регулировать поведение людей. При
этом необходимо учитывать, что право, являясь древнейшим социальным институтом, продолжает играть в обществе важнейшую роль, в то же время претерпевая определенные социальные изменения.
Курс рассчитан на активное овладение теоретическим и практическим материалом. Теоретические основы права облегчают понимание конкретных норм отраслевого права, которые регулируют соответствующие сферы жизни общества. Большое внимание уделяется теоретическому изучению вопросов соотношения государства, права и гражданина.
Практическая значимость программы - заключается к подготовки обучающихся к сдачи ОГЭ, а так же применении полученных знаний в жизни. Сформированные лексические
навыки помогают разбираться в правовых ситуациях, грамотно читать, анализировать юридические документы.
Общая характеристика программы - программа призвана формировать правовую культуру и адекватное правовое сознание девятиклассников как граждан Российской Федерации.
Этим объясняется активное использование в процессе преподавания активных форм обучения, широкое обсуждение спорных вопросов и проблем современного общества.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1раз в неделю. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа –15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего школьного возраста, их
психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового
и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по
каждой теме в форме игр, практических работ, тестов, круглых столов, диспутов.
Программа основана на трёх формах работы с обучающимися: индивидуальная, групповая
и фронтальная работа.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются: компьютер,
материалы для подготовки к ОГЭ схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, тесты для этапа контроля.
2
1. Цель и задачи программы
Цель: сформировать и научиться применять правоведческие знания, а так же организация
систематической, качественной, плодотворной подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ОГЭ.
Задачи:
обучающие:
1) преобразование теоретического правоведческого материала в более доступную для
восприятия форму;
2) повышение предметной компетентности учеников
3) овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
воспитательные:
4) формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.
5) формирование правоведческой и гражданской позиции обучающихся;
развивающие:
6) формирование и отработка навыка заполнение бланков заявлений, обращений и пр.
7) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
8) формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по
трём уровням:
первый – основная функция – познавательная. Знание ряда ключевых понятий базовых
для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности
людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Умение применять полученные знания в социальной реальности и повседневной жизни.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной
жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.
- третий – основная функция – деятельностная. Формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого обучающегося.
3
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности: «Гражданин, общество, право»
личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
владении различными видами публичных выступлений;
умение выполнять познавательные и практические задания.
предметные результаты:
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно
целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения.
Формируются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса. Результаты программы диагностичны, реальны, конкретны, отслеживаемы и соответствуют
уровню субъектов образовательной деятельности детей возраста 15-16 лет.
В соответствии с требованиями ФГОС и поставленными в программе курса цели и задачами планируемые результаты курса внеурочной деятельности формулируются как приобретенные учащимися возможности или способности в решении значимых для них проблем с
учетом мотивационной составляющей, которая определяется соответствием планируемых
результатов возрастным особенностям и образовательным потребностям учащихся. Например, находить в тексте требуемую информацию, готовить свое выступление, преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать в команде, продуктивно взаимодействуя с взрослыми и своими сверстниками, вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Система оценки достижений планируемых результатов, освоения программы внеурочной
деятельности должна:
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов, освоения программ курсов
внеурочной деятельности;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе
реализации внеурочной деятельности;
4
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга;
позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной деятельности, характеризующие уровень достижения планируемых результатов обучающимися, как
основы для оценки деятельности образовательной организации.
Система оценки достижений результатов, освоения образовательных программ внеурочной деятельности может осуществляться на уровнях:
представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках
внеурочной деятельности;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании личного мониторинга обучающегося на основе базы КИМ
качественная и количественная оценка эффективности деятельности МБОУ СОШ № 5
по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся пол итогам пробных экзаменов.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
1. Как и почему зарождается
право?
2. Я - гражданин страны. Государственное устройство РФ
Виды внеурочной деятельности
Игровая деятельность.
Проблемно — ценностное
общение
Познавательная деятельность. Игровая деятельность Проблемно — ценностное общение
4. Работодатели и работники на
рынке труда. Трудовое право.
Познавательная деятельность. Проблемно — ценностное общение
5. Правовые основы брака. Родители и дети.
Социальное творчество.
Познавательная деятельность. Проблемно — ценностное общение
6. Судопроизводство в нашей
стране.
Познавательная деятельность. Игровая деятельность Проблемно — ценностное общение
7. Экономика и право
Познавательная деятельность. Игровая деятельность Проблемно — ценностное общение
8. Мировое сообщество на защите прав человека.
Социальное творчество.
Познавательная деятельность. Проблемно — ценностное общение
Формы организации внеурочной деятельности
Лекция, дискуссии.
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ.
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ.
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ.
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ.
Лекция, дискуссии,
семинар, практическая работа.диспут.
5
9.Итоговое занятие
Познавательная деятель
ность.
Практические умения для выполнения заданий различных
видов ОГЭ.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
№
п/п
Название разделов (тем)
программы
1
Как и почему зарождается право?
2
Я - гражданин страны. Государственное
устройство РФ
3
Работодатели и работники на рынке труда. Трудовое право.
4
Правовые основы брака.
Родители и дети.
5
Судопроизводство в
нашей стране.
6
Экономика и право.
7
Мировое сообщество на
защите прав человека.
8
Итоговое повторение
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами
курса
Практическая работа Идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога.
Практическая рабо- Идентификация себя как полнота, тестирование
правного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога.
Практическая рабо- Усвоение социально значимых
та, тестирование
знаний – знаний основных норм и
законов того общества, в котором они живут
Практическая работа, тестирование
Виды, формы контроля
Кол-во
часов
5
7
3
2
Практическая рабо- Идентификация себя как полнота, тестирование
правного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога.
Практическая рабо- Усвоение социально значимых
та, тестирование
знаний – знаний основных норм и
законов того общества, в котором они живут
Практическая работа, тестирование
5
Тестирование
форме ОГЭ
5
по Создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений обучающихся и,
прежде всего, ценностных отношений.
всего
4
3
34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 9 класс, Москва,
Просвещение, 2016.
2. А.И. Кравченко. Обществознание.9 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
6
3. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный
справочник.
Москва, АСТ, 2017
4. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ.
Москва, АСТ, 2016.
5. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ.
Москва, Политика, АСТ, 2023
6. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
7. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
8. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
9. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
10. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах.класс. Москва, Астрель, 2016.
11. П.А. Баранов. Право. классы. Москва, Вентана-Граф, 2023
12. Единый государственный экзамен 2021. Обществознание. Универсальные материалы
для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
13. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов
и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
14. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
15. Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
16. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
17. А.В.Половникова. Обществознание. Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Москва,
Астрель, 2016.
18. А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика»,
«Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня
сложности В4, В6, В7. Москва, Астрель, 2015.
19. А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика»,
«Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1- В3, В5. – Москва, Астрель, 2015.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество 9 класс М., 2021
2. Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
7
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
6. Календарное планирование курса (Приложение)
8
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Курса «Я в экономических отношениях. (Подготовка к ОГЭ по обществознанию)»
на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
8
25.10
9
01.11
10
08.11
11
15.11
12
22.11
13
29.11
14
06.12
15
16
17
18
19
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
20
24.01
21
31.01
22
23
07.02
14.02
24
21.02
25
28.02
26
07.03
Факт
Понятие «Право»
Как зарождается право
Правовой статус гражданина России. Конституция РФ.
Наша Родина-Россия. Решение задания № 23ОГЭ
Официальная государственная символика России
Административно-территориальное деление России
Субъекты Российской Федерации
Государство и гражданское общество в современной
России
Президент России – выразитель общенациональных
интересов
Государственная власть в России .Местное самоуправление в России
Политические партии
Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране
Государственная власть в Хакасии
Выборы власти – конституционное право и долг
гражданина
Избирательный процесс. Практическая работа
Референдумы в Российской Федерации.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме
Трудовое право.
Трудовой кодекс РФ
Основные принципы правового регулирования труда
в РФ
Права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя
.Безработица и ее виды
Заработная плата. Практическая работа
Правовые основы брака. Семейное право РФ. Практическая работа
Гражданские взаимоотношения в семье. Правовое
регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ.
Права и обязанности родителей и детей Решение
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения
Наименование тем программы
План
Количество
часов
Внеаудиторных
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
0,5
0,5
0,5
0,5
9
27
28
14.03
21.03
29
28.03
30
04.04
31
11.04
32
18.04
33
25.04
34
16.05
Итого:
типовых заданий ОГЭ по теме
Система судов в РФ
Экономика: наука и хозяйство.
Типы экономических систем, факторы производства.
Государство в рыночной экономике
Основы предпринимательства. Менеджмент и маркетинг.
Банковская система. Инфляция: виды, причины,
следствия
Система мировой защиты прав человека. Международные документы об основных правах человека
. Тестирование по форме ОГЭ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
31,
5
34
0,5
2,5
10