Рабочая программа организации внеурочной деятельности Лабиринты творчества 9 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:27:51 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общекультурное
Форма организации: кружок «Лабиринты творчества»
Основное общее образование, 9Г класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Казмерчук Е.В., учитель физической культуры,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Лабиринты творчества» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем физической культуры.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общекультурному направлению развития личности.
Актуальность программы - состоит в обеспечении возможности познать себя, найти свой
индивидуальный и неповторимый образ, выработать собственный стиль. Программа создаёт
благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными вопросами теории моды,
законами художественной формы, сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию
творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной
одежды преимущественно спортивного стиля с этническими элементами, стилизованными
народными костюмами.
Практическая значимость программы – при реализации программы - школа приобретает
развитых, творческих детей с гармоничным отношением к миру и себе, дети приобретают знания, навыки и умения, способствующие устранению подростковых комплексов, проблем
переходного периода, определению с дальнейшей профессией, хобби. Также дети имеют возможность участвовать в различных мероприятиях что позволяет расширить кругозор и общее
развитие. Программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы сразу в нескольких направлениях, выбрать приоритетное и максимально реализовать себя в нем, одновременно получить навыки и по хореографии, и по актерскому мастерству, и в культуре тела,
разобраться в особенностях физической красоты тела. Программа направлена на создание уникальной гармоничной личности.
Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводится в форме аудиторных
занятий, занятий вне аудитории (на сцене), дистанционно.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 14-15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются для обучения:
компьютерная техника, мультимедийное оборудование и на сцене с использованием музыкального и сценического оформления. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме творческих мероприятий.
Продолжительность внеаудиторных занятий зависит от темы занятия (мастер – классы, участие в конкурсах, показах театра моды «Антураж»)
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - приобщение обучающихся к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса и социальной адаптации подростка и в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Задачи программы:
 обучающие - обучить учеников знаниям в области культуры одежды, самой технологической культуры и технологического образования; обучить детей решать творческие задачи
в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами; формировать навыки
коммуникативной культуры, умению работать в детском коллективе; познакомить с миром
профессий, связанным с созданием одежды, демонстрацией коллекций.
 воспитательные - воспитать в учениках тонкий художественный вкус, чувство стиля,
умение гармонически сочетать особенности своего облика с выбранным костюмом; воспиты-

2

вать стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию; воспитать чувство
ответственности за выполненную работу; воспитывать чувство коллективизма.
 развивающие - развивать способности к совместной творческой деятельности; выявлять и раскрывать индивидуальные творческие способности подростка; развивать образное
мышление и фантазию; развивать у обучающихся потребность трудиться; развивать проектное
мышление и способность действовать в проектной группе; развивать способности анализировать свою деятельность.
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Лабиринты творчества» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
 первый – основная функция – познавательная. Знакомство с историей костюма этнокультурной направленности спортивного стиля, дефиле, с фотообразом, сценическими движениями. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
 второй – основная функция – занятия в кружке дают возможность проникнуться в историю моды, имиджа, дефиле, прически. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
 третий – основная функция – деятельностная. Демонстрация авторских коллекций,
демонстрация коллективного эскизного проекта, головных уборов, прически. Получение
школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы «Лабиринты
творчества» являются следующие умения:
 проявление познавательных интересов и активности в данной области;
 овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного труда;
 самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
 смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной
деятельности);
 нравственно – эстетическая ориентация;
 развитие готовности к самостоятельным действиям;
 развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
 проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы «Лабиринты творчества» являются следующие умения:
познавательные УУД:
 алгоритмизированное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности;
 определение адекватных имеющимся организационным и материально –
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
 осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и
созидательного труда.
коммуникативные УУД:
 согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с
другими её участниками;
 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико – технологического и организационного решения;

3

регулятивные УУД:
 целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
 самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование,
прогнозирование самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
саморегуляция;
 диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
 обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процесса
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы «Лабиринты
творчества» являются следующие умения:
 планирование технологического процесса и процесса труда;
 соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
 оценка и учёт свойств тканей животного и растительного происхождения при выборе модели
одежды;
 оценивание способности и готовности к труду в конкретной деятельности;
 осознание ответственности за качество результатов труда;
в эстетической сфере:
 дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
 моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
 достижение необходимой точности движений при выполнении сценических движений;
 сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены в мероприятиях: конкурсы - конкурс мастерства, конкурс стилистов, конкурс авторских моделей, конкурс
манекенщиц; конкурсы разных уровней, выступления и концерты; просмотр показов известных
дизайнеров на Неделе моды зрительская практика; проведение мастер-классов по изготовлению модных аксессуаров; фотоконкурсы и фотосессии; экскурсии, выставки.
3. Содержание курса кружка «Лабиринты творчества» внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Познавательная де- Беседы, работа с
Азбука моды (4ч)
Введение Что такое мода? Как мода пришла в Рос- ятельность.
журналами, фотосию? В поисках определения. Мужчины и женщиграфиями, психоны в моде. Мода на подиуме.
логические тесты
Тайна стиля. Классический стиль. Стиль «Шана самопознание,
нель». Романтический стиль. Спортивный. Делоанкетирование, девой. Авангардный. Фольклорный. Диффузный.
монстрация своего
Конструктивистский. Обратимся к внешности.
образа.
Понятие «внешность». Тайны лица мужчин и женщин. Формы лица мужчин и женщин.
Внимание: цвет! Тайна цвета. Сила цвета. Секреты
личного выбора. Цветовые направления. Цветовые
образы. Цветовые
символы и
традиции.
Тайна тела. Особенности фигуры. Типы фигур.
Если хочешь быть красивой. Секреты гармонии.
Хитрости в одежде и пол. Ловкость рук, или Оптический обман. Поговорим о деталях. Безболезненные покупки. Комплексы физической неприСодержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

4

влекательности. Простой совет избавиться от комплексов. Пять интервью на тему об одежде: «Давайте одеваться хорошо», «Выбираем женственность», «Одеваюсь, как все», «Урок и мода»,
Мода и возраст. Мода для детей. Рождение молодежной моды. Выбери свой стиль. Индивидуальность в моде. Прогноз на будущее.
Сценическая пластика и общеразвивающие
упражнения (8ч.)
Осанка фигуры человека. Понятие «осанки». Многообразие типов осанки. Факторы, влияющие на
формирование осанки. Нарушения осанки, связанные с искривлениями позвоночника: кифоз,
лордоз, сколиоз. Комплекс упражнений на исправление осанки при сколиозе. Типы осанок и их характеристики. Правильная осанка. Понятие «правильной осанки». Тест на определение правильной
осанки. Основные позы контроля правильной
осанки. Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки. Сценическая пластика. Понятие «пластики». Пластика и музыка. Разница понятий «движение под музыку» и «движение на музыке».
Фотообраз ( 4ч)
Основные требования к фотомодели. Стили фотосъемок ( гламур, фэшн, реклпмная съемка, арт и т.
д.)
Владение мимикой, выражением эмоций в кадре.
Создание фотообраза. Позировать в разных стилях, быть раскрепощенной, естественной в кадре.
Дефиле ( 8ч)
Дефиле, или подиумный шаг. Понятие «дефиле»
как свободное движение по подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию в соответствии
с замыслом демонстрации модели.
Походка. Типы походок. Осанка формирует походку. Походка и здоровье. Правильная походка,
критерии походки. Спортивно-оздоровительный
момент походки. Походка и возраст Походка и
настроение. Рекомендации к выработке правильной походки. Дефиле и танец. Своеобразие дефиле. Сходство и отличие от танцевального шага.
Комплекс упражнений типа ходьбы на месте (из
аэробики).

Познавательная деятельность.
Оздоровительная
деятельность
Эстетическая деятельность

Беседы, наблюдения, просмотр видео, занятия физическими упражнениями, тест на
определение правильной осанки.
Танцевальные движения,
ритмические упражнения,
пластический этюд

Познавательная де- Беседы, фотосесятельность.
сии, фото конкурЭстетическая дея- сы.
тельность

Познавательная деятельность.
Эстетическая деятельность
Двигательная деятельность

Беседы, показ, просморт видеозаписей,
комплексы
упражнений танцевального характера,
составление композиций.

5

Основы театрального мастерства (10ч)
Понятие «Мышечного контролера». Мышцы, их
роль в актерском мастерстве. Работа мышц и подчинение ее своей воле. Перенос центра тяжести и
точки опоры тела. Способы мгновенной ориентировки. «Ощущение» мускульного напряжения при
поднятии мнимых тяжестей. Действия групповой
взаимосвязи. Воображение. О фантазирование
предметов. Острота «внутреннего зрения». Понятие «внутреннего зрения». Групповое фантазирование. Темпо ритм. «Ощущение» чувства ритма.
Одновременное действие нескольких человек на
одной сцене в разных темпо ритмах .Смена деятельности человека в зависимости от смены темпо
ритма. Понятие «образа», «характера» в актерском
искусстве. Особенности создания сценического
характера. Техника создания образа на сцене. Понятие пластической выразительности. Приемы
пластической выразительности для достижения
сценического образа и передачи характера.

Познавательная деятельность.
Эстетическая деятельность
Двигательная деятельность

Беседа, показ, физические упражнения, пластический
этюд, импровизация.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
№ п/п

1

Название разделов
(тем)
программы

Азбука моды

Колво
часов
Тесты, анкети- Создание благоприятных условий для
4
рование
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
- к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей
судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Виды, формы
контроля

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса

6

2

Сценическая пластика и общеразвивающие упражнения.

тест на определение правильной
осанки,
пластический
этюд.

3.

Фотообраз

фотоконкурсы

4.

Дефиле

Составление
танцевальной
композиции.

Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
- к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда
на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
- к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
- к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, му-

8

4

8

7

5.

зыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Создание благоприятных условий для
Основы театраль- Пластический
этюд, импови- развития социально значимых отношеного мастерства
зация,
показы ний и
коллекций
прежде всего, ценностных отношений:
одежды.
- к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Всего:

10

34

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Кале-Жермен Б. Твое тело: подробная инструкция для пользователя, или Как работают позвоночник, суставы и мышцы. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
2. Хавилер С. Тело танцора: медицинский взгляд на танцы и тренировки. М.: «Новое слово»,
2004.
3.Горшкова Е. В. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей. – М.: Издательство «Гном и Д», - 2004.
4.Современная энциклопедия «Мода и стиль» Аванта + Москва 2002 г.
5.История костюма Р.В. Захаржевская Москва 2006 г.
6.Журналы мод «Бурда моден» 2018-2020г.
7.Алянский Ю. Азбука театра.- Ленинград: Дет. лит., 2006.
8.3айцев В. Такая изменчивая мода. - Москва: Наука, 2002.
9.3абозлаева Т. Великая тайна одеваться к лицу.- С.-П.: 2003.
10.Каминская М. История костюма.- Москва: Легкая индустрия, 2008.
8

11.Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды.- Москва: Легкая
индустрия, 2000.
12.Краткий словарь по эстетике от «А» до «Я».- Москва: Просвещение, 2001.
13.Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.
14.Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе
воплощения: Дневник ученика. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
15.Хаас Ж. Г. Анатомия танца. – Минск: Попурри, 2011.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1.Булгаков М. А. Иван Васильевич: Рассказы, пьесы. – СПб.: Издательская группа «Азбукаклассика, 2009.
2.Зощенко М. М. Голубая книга. – СПб.: Азбука, 2011.
3.Театрализованное танцевальное степ-шоу Riverdance.
4.Цирк Cirque du Soleil: шоу Zarkana, Alegria, KOOZA.
6. Календарное планирование кружка «Лабиринты творчества» на учебный год
(Приложение)

9

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Лабиринты творчества» на 2024-2025 учебный год

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01

Факт

Количество
часов

Введение. Что такое мода? Тайны стиля.
Обратимся к внешности. Внимание: цвет!
Тайны тела. Определение типа фигуры.
Если хочешь быть красивой. Направления в одежде.
Сценическая пластика. Основные понятия.
Комплекс ритмических упражнений для рук и плечевого пояса .
ОРУ для осанки. Пластический этюд.

1
1
1
1
1
1
1

1

Основные требования к фотомодели. Известные фотомодели мира.
Стили фотосъемок. Владение мимикой, выражением эмоций в кадре.

1

1

Создание своего фотообраза. «Мой фотоальбом»

2

1
1
0,5

с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

0,5
1

1
1

0,5

1

1.5
2

2

Комплекс ритмических упражнений для ног.
Грация и выразительность движений.
Пластический этюд. Сценические упражнения.

1
1

1

2

2

Дефиле. Походка.

1

1

1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого:

24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
24.03
04.04
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05

Техника подиумного шага
Отработка основного шага под музыку. Составление комбинации.

1

0,5

4

0,5

0,5
3

0,5

Музыкально - театральная постановка коллекции одежды.
6

6

4

4

Выступление на конкурсах, мероприятиях.

Итоги работы кружка.

1
34 ч.

1
6

22

6

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».