Рабочая программа организации внеурочной деятельности Практическая география 9 класс

Приложение к ОПП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
Методическим объединением учителей
биологии, химии, географии, истории
Протокол № 1 от 29.08.2024.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №5:
Приказ № 117 от 02.09.2024.
Подписано цифровой

Гришина Ольга подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Валериевна
Дата: 2024.09.02 14:37:53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
+07'00'

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Практическая география»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:



Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения) «Внеурочная деятельность
школьников».

Автор - составитель программы:
Меркулова Е.А., учитель географии,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Практическая география» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, разработана учителем географии.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы кружка «Практическая география» обусловлена анализом
сложившейся ситуации в практике преподавания учебного предмета География в
общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
• требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями
обучающихся в дополнительном учебном материале и применении полученных знаний на
экзамене по географии;
• условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии и потребностями
обучающихся реализовать свой личностный потенциал и успешно сдать ОГЭ.
Программа знакомит со следующими аспектами изучаемого предмета: источники
географической информации; природа Земли и человека; материки, океаны, народы и страны;
природопользование и геоэкология; география России.
Практическая значимость программы - ориентирована на личность ребёнка: расширяет
кругозор детей, ребёнок получает сведения о других странах и её жителях, учится наблюдать и
сравнивать природные процессы и явления родного края, страны и мира, помогает ему понять,
что одинаковые природные процессы и явления в зависимости от географии места по разному
отражаются на жизни, быте и культуре людей. Курс является практико-ориентированным с
элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора
содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ОГЭ, требующей
обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
Общая характеристика программы. Курс призван поддерживать у учащихся устойчивый
интерес к предмету и расширять их знания. Одной из основных задач стандарта образования,
наряду со специальными предметными, является развитие способностей ребенка, качеств его
личности и формирование универсальных учебных действий, таких как умение сравнивать и
анализировать, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В
связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект
ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет
устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в
дополнительном предметном материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно–урочной системе преподавания географии и потребностями
учащихся реализовать свой творческий потенциал. обучение по программе формирует
универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее
кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и
внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических знаний и умений на каждом этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
игр, викторин, тестов, контрольных срезов, дистанционных конкурсов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются:

 персональный компьютер;
 демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с
темами программы обучения;
 карточки с заданиями;
 электронные справочники;
 электронные пособия;
 самостоятельно разработанные презентации;
 видеофильмы по предмету.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - совершенствовать умения и навыки чтения карт и других
источников географической информации; обеспечить подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по
географии.
Задачи программы:
 обучающие - сформировать определенные навыки и умения, необходимые для
успешного выполнения экзаменационных заданий;
 воспитательные - формирование у детей положительного отношения и интереса к
изучению географии; воспитывать уважение к образу жизни людей поживающих на
территории субъектов РФ и населяющих страны мира; воспитывать чувство
толерантности; чувства патриотизма
 развивающие - создать условия для полноценного и своевременного психологического
развития ребенка; развивать интеллектуальные и познавательные способности,
внимание, мышление, память, воображение, волю, расширять кругозор учащихся;
формировать мотивацию к познанию и творчеству; ознакомить с культурой, традициями
и обычаями людей
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
 Формирование умения строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 Формирование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей,
 Формирование умения самостоятельно работать, рационально организовывая свой
труд в классе и дома Формирование умения использовать знаково-символические
средства представления информации для решения учебных и практических задач;
 Формирование умения работать с прочитанным текстом: определять тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
 Формирование умения осуществлять информационный поиск; в том числе с
помощью Интернета;
 Формирование умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
 Формирование умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
 Формирование уважительного отношения к Родине;
 Формирование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной
культуры;
 Формирование умения выражать себя, через проектную деятельность, вести
обсуждение, давать оценки, рационально использовать свое время, нести
ответственность за выполнение задания, совместную работу;

 Формирование мотивации изучения учебного предмета и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «География»;
 Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
 Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации.
 Формирование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы,
бережное отношение к ним;
 Формирование уважительного отношения к своей стране, её достижениям и успехам;
 Формирование уважительного отношения к традиционным ценностям своей страны и
странам мира;
 Формирование уважительного отношения к правам и свободам личности;
 Формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
 Формирование ценностного отношения к труду, учебной деятельности, коллективу;
 Формирование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному
образу жизни;
 Формирование бережного, уважительного отношения к природе и всем формам
жизни;
третий – основная функция – деятельностная.
 Формирование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 Формирование умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их
достижения, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Практическая география»:
 личностные результаты:
• понимание значимости географии для успешности в профессиональной деятельности и
межличностном общении;
• формирование мотивации изучения географии, стремление к самосовершенствованию; умение
осмыслить собственный поступок и адекватно себя оценивать;
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, быта, культуры своего народа,
своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, быту, вере, гражданской позиции;
• к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации.
- метапредметные результаты:
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
• умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты,
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для
выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
- предметные результаты:
включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для
данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
ситуациях. Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать
результаты освоения географии в коммуникативной сфере; в социокультурной сфере; в
познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные
действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в
эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
Система отслеживания и оценивания результатов занятий обучающихся организована на
практических занятиях в форме защиты проектов, викторин, тренировочных работ и др., т.е.
практического продукта исполнительской деятельности, собственного творчества и др.,
созданного после получения соответствующей информации.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

«Источники географической информации» - 5 часов Познавательная
Карты атласов, статистические источники (таблицы, Эстетическая
графики, диаграммы); тексты описания природных Досуговая
явлений и процессов
«Природа Земли и человека» - 5 часов
Земля как планета. формы, размеры, движение. земная
кора и литосфера. Гидросфера, ее состав и строение.
Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Биосфера, её
взаимосвязи с другими геосферами. Географическая
оболочка Земли. Широтная и высотная поясность.
«Материки, океаны, народы мира» – 10 часов
Современный облик планеты.
Население Земли.
Материки и страны, основные черты природы.
население материков. природные ресурсы и их
использование. Многообразие стран, их основные типы
«Природопользование и геоэкология» – 4 часа
Влияние хозяйственной деятельности людей на
природу.
основные
типы
природопользования.
Стихийные явления в геосферах.
«География России» - 10 часов
Особенности географического положения России.
Природа России.

Познавательная
Досуговая
Игровая

Познавательная
Досуговая
Игровая
Познавательная
Эстетическая
Досуговая
Познавательная
Эстетическая
Досуговая

Формы организации
внеурочной
деятельности
Беседа. Викторина.
Работа в группах.
Чтение.
Тренировочная
работа.
Конкурс.
Чтение текста.
Викторина.
Тренировочная
работа.
Викторина.
Работа с карточками.
Конкурс.
Тренировочная
работа.
Викторина.
Тренировочная
работа.
Викторина.
Работа с карточками.
Конкурс.

Население и Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России.
Россия в современном мире

Тренировочная
работа.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
№ п/п

Название разделов (тем)
программы

1

Источники географической
информации

2

Природа Земли и человека

3

Материки, океаны, народы
мира

Целевые приоритеты
воспитания в соответствии с
ресурсами курса
Тренировочная
Создание
благоприятных
работа по заданиям в условий
для
развития
формате ОГЭ
социально
значимых
отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных
отношений:
- к своему отечеству, своей
малой и большой Родине как
месту, в котором человек
вырос и познал первые
радости и неудачи, которая
завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость
общения
и
позволяющие избегать чувства
одиночества;
Тренировочная
Создание
благоприятных
работа по заданиям в условий
для
развития
формате ОГЭ
социально
значимых
отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных
отношений:
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
к
знаниям
как
интеллектуальному ресурсу
Тренировочная
Создание
благоприятных
работа по заданиям в условий
для
развития
формате ОГЭ
социально
значимых
отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных
отношений:
к
знаниям
как
интеллектуальному ресурсу
- к труду как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия
Виды, формы
контроля

Кол-во
часов
5

5

10

4

Природопользование и
геоэкология

5

География России

человека
Тренировочная
Создание
благоприятных
работа по заданиям в условий
для
развития
формате ОГЭ
социально
значимых
отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных
отношений:
к
знаниям
как
интеллектуальному ресурсу
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
-к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость
общения
и
позволяющие избегать чувства
одиночества;
Тренировочная
Создание
благоприятных
работа по заданиям в условий
для
развития
формате ОГЭ
социально
значимых
отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных
отношений:
к
знаниям
как
интеллектуальному ресурсу
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
-к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость
общения
и
позволяющие избегать чувства
одиночества;
всего

4

10

34

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. http:// http:// fipi.ru//

2. «Тесты для подготовки к ГИА по географии с интернет- ресурсом» - 2024
3. «География 9 класс. Сборник тренировочных и проверочных заданий в формате ГИА - 2024

Рекомендуемая для детей и родителей:
1. http://www.uchi.ru//
2. http:// fipi.ru

6. Календарное планирование кружка «Мир географии» на 2024-2025 учебный год
(Приложение)

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Практическая география» на 2024-2025 учебный год

1
2

04.09
11.09

3

18.09

4
5

25.09
02.10

6
7
8
9
10

09.10
16.10
23.10
06.11
13.11

11

20.11

12

27.11

13

04.12

Количе
ство
часов

Источники географической информации
5
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности
Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
План местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки,
способы картографического изображения)
Градусная сеть, определение географических координат
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человека
5
Земля как планета. Формы, размеры, движение. Земная кора и литосфера
Гидросфера, ее состав и строение Атмосфера: состав, строение, циркуляция.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами.
Географическая оболочка Земли. Широтная и высотная поясность.
Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
Материки, океаны, народы мира
10
Население Земли.
Материки и страны. Основные черты природы материка. Многообразие стран, их
основные типы Население материка. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека
Африка

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Факт

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
9

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

11.12
18.12
25.12
15.01.25
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03.

25 12.03.
26 19.03.
27 02.04.
28 09.04.
29 16.04
30 23.04
31 30.04
32 07.05
33 14.05
34 21.05
Итого:

Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
Австралия Антарктида
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
Основные типы природопользования
Основные типы природопользования
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
География России
Особенности географического положения России
Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
Типы климатов, факторы их формирования
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы и почвенные ресурсы
Природные зоны
Население России
Тренировочная работа по заданиям в форме ОГЭ
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
Россия в современном мире

1
1
1
1
4
1
1
1
1

1
1
1

10
1
1
1
1
1
1

34 ч.

1
1
26

1
1

8

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».