Рабочая программа организации внеурочной деятельности Страна граждан 1-4 классы

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 122 от 01.09.2021г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
11:10:54 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно- нравственное
Форма организации: кружок "Страна граждан"
Начальное общее образование, 1-4 классы
Период реализации: 4 года
Трудоемкость программы: 270 часов
Разработана на основе:
 Положения «О рабочей программе».

Авторы - составители программы:
учителя начальных классов

г. Саяногорск 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Страна граждан» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, за основу взята программа Барановой И.В. «Нравственные ценности»
разработана учителями начальных классов.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования духовнонравственному, направлению развития личности.
Актуальность программы - содержание программы «Страна граждан» составлена на
основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной
программы образовательного учреждения. В Концепции сформулирована высшая цель
образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая
цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Практическая значимость программы - данная программа представляет собой
определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий,
опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа
включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории
Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов –
афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»;
проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в
краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы,
викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и
милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и
родителей.
Общая характеристика программы - программа направлена на системный подход к
формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и
самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального
окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в
социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Реализация программы рассчитана на четыре года. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Общее кол-во часов в год - 1 класс -66 часов, 2-4 класс- 68 часов. Работа проводится в форме
аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут
быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 7-11 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
игр, викторин, брейн-рингов, акций, круглых столов и тд.
2

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются: средства ИКТ.
1. Цель и задачи программы является - создание условий для формирования личности
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы
патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и
патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к
Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
 обучающие - развитие системы гражданского и патриотического воспитания через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания
образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
развивать готовность приносить пользу обществу и государству.
 воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории,
традициям через поисково-краеведческую работу, совместную
деятельность
обучающихся с советами ветеранов войны и труда
 развивающие - развитие познавательного интереса к гражданско-патриотическим
ценностям, включение в познавательную деятельность,
приобретение знаний о
культурному и историческому прошлому России, развитие уважительного отношения к
традициям родного края
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная. приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
 второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом.Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то
есть
в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
 третий – основная функция – деятельностная.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
3

готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
К концу изучения данного курса (в 4 классе) возможно достижение результатов второго уровня
и частично третьего.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Страна граждан»:
личностные результаты: изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить..
метапредметные результаты: … изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметные результаты: изучения курса являются формирование следующих умений:
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
4

-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами ;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
Сформировать ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся будут иметь знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знать традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно
относиться к ним.
Учащиеся будут обладать опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к
жизненным проблемам других людей, уметь сочувствовать человеку, находящемуся в трудной
ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники будут обладать начальными представлениями о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе.
У детей младшего школьного возраста будет накоплен личный опыт участия в экологических
инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости
по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других
уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности);
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
–участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, в массовых мероприятиях.
3. Содержание кружка"Страна граждан" внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

Формы организации
внеурочной
5

1 класс «Маленькие Россияне»; 66 часов
1. “Я и я”
2. “Я и семья”
3. “Я и культура”
4. “Я и школа”
5. “Я и мое Отечество”
6. “Я и планета”.
2 класс «Моя Малая Родина»; 68 часов
1. “Я и я”
2. “Я и семья”
3. “Я и культура”
4. “Я и школа”
5. “Я и мое Отечество”
6. “Я и планета”.

Игровая,
познавательная.
Проблемноценностное
общение.
Досугово развлекательная.
Художественное творческая.
Туристскокраеведческая.

3 класс «Россия – Родина моя»; 68 часов
1. “Я и я”
2. “Я и семья”
3. “Я и культура”
4. “Я и школа”
5. “Я и мое Отечество”
6. “Я и планета”.
4 класс «Я – гражданин России». 68 часов
1. “Я и я”
2. “Я и семья”
3. “Я и культура”
4. “Я и школа”
5. “Я и мое Отечество”
6. “Я и планета”.

деятельности
Беседы,
игры
нравственного
и
духовнонравственного
содержания
Рукоделие и все
виды творческой
художественной
деятельности
детей
Проведение
совместных
праздников школы
и общественности
Экскурсии(очные и
заочные), целевые
прогулки,
туристические
походы
Организация
выставок
(совместная
деятельность дете
й и родителей)
Этические беседы,
тематические
диспуты, дебаты,
проблемноценностные
дискуссии
Праздники
Поисковокраеведческие
экспедиции.
Круглые столы

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.

№ п/п

1

Название разделов (тем)
программы

1 класс «Маленькие Россияне»;
“Я и я”
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных

Виды, формы контроля
Игровая, познавательная.
Диагностика

Целевые
приоритеты
воспитания в
соответствии с
ресурсами курса
формирование
гражданского
отношения к себе

Кол-во
часов
8

6

2

3

4

5

6

1

привычек. Диагностика
“Я и семья”
Моя семья – моя радость.
Фотографии из семейного
альбома. В чем я должен им
помочь? Кто мои бабушка,
дедушка? Слушаем сказки моей
бабушки. Моя красивая мама.
Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок,
стихов. Оформление
фотовыставки
“Я и культура”
Дары природы. Мисс осени.
История моего города. Откуда
пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы
поделок из природного
материала.
“Я и школа”
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом. Правила
поведения в школе. Законы
жизни в классе. Школа
вежливости. Десант чистоты и
порядка. Самый красивый
школьный двор.Экскурсии по
школе, по школьному саду.
Акции.
“Я и мое Отечество”
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину.
Мои родные – защитники
Родины. Маленькие герои
большой войны. Поклон тебе,
солдат России. С чего
начинается Родина? Конкурсы
стихов, песен. Подготовка и
рассылка праздничных
открыток.
“Я и планета”.
Планета просит помощи.
Маленькая страна. Мягкие
лапки, а в лапках царапки. В
гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии,
экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина»;
“Я и я”
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на
развитие произвольных
процессов. Диагностика. Сбор

Познавательная,
проблемноценностное
общение,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, выставка.

формирование
гражданского
отношения к
своей семье.

12

Познавательная,
формирование
трудовая,
отношения
к
художественное
искусству
творчество.
Конкурс,
выставка,
экскурсия.

10

Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция, экскурсия.

формирование
гражданского
отношения к
школе.

16

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству

12

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
планете Земля.

8

Игровая, познавательная.
Диагностика

формирование
гражданского
отношения
к
себе,
другим
людям.

8

7

2

3

4

5

6

1

игр.
“Я и семья”
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и культура”
Родной край в древности.
Поэты и писатели нашего
города. Что посеешь, то и
пожнешь. Широкая
Масленица.
Экскурсии в
музеи, вернисажи.
“Я и школа”
Обязанности ученика в школе.
Я люблю свою школу. Самый
уютный класс. Школьная
символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в
школе? Десант чистоты и
порядка.Конкурсы сочинений.
Трудовой десант
“Я и мое Отечество”
Урок Мира. Знакомства с
символами родного края (герб,
гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш
город. О чем шепчут названия
улиц родного города.
След Великой Отечественной
войны в жизни родного края.
Герои Советского союза –
наши земляки. Открытка
ветерану. Конкурсы рисунков,
экскурсии в музеи, акции.
Выпуск листовок. Подготовка
и рассылка праздничных
открыток.
“Я и планета”.
Весна в родном городе. Знай и
люби свой край. Экология
нашего города. День добрых
волшебников. Уж тает снег,
бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание
кормушек,
выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя»;
“Я и я”
Кому нужна моя помощь? Кто
что любит и умеет делать. Мы
все такие разные. Для чего я
рожден? . Быть человеком.

Познавательная,
проблемноценностное
общение,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, выставка.

формирование
гражданского
отношения
к
своей семье.

10

Познавательная,
формирование
трудовая,
отношения
к
художественное
искусству.
творчество.
Конкурс,
выставка,
экскурсия.

8

Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс,акция, экскурсия.

формирование
гражданского
отношения
к
школе.

12

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству.

18

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
планете Земля.

12

Игровая, познавательная.
Диагностика

формирование
гражданского
отношения
к
себе,
другим
людям.

6

8

2

3

4

5

Диагностика.
“Я и семья”
В гостях у предков. Откуда я
родом. Почему меня так
назвали. Что значит быть
хорошим сыном и дочерью.
Мой папа – мастер на все руки.
Мамины помощники. Моя
семья – моя радость.
У моих родителей – золотые
руки. Доброта в стихах и
сказках. Спешите творить
добро!
Что такое хорошо, а что такое
плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые
люди.. Золотые бабушкины рук
Операция «Красный крест».
Народный лечебник.
Бабушкины советы.
Конкурсы рисунков, сочинений.
выставка. Акции. Оказание
адресной помощи одиноким
пенсионерам.
“Я и культура”
Раз – словечко, два – словечко –
будет песенка. Музыкальная
азбука. Люблю тебя, моя
Россия. Богатыри земли
Русской.
Мои любимые
книги. Дети войны. Встреча с
местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
Экскурсия на Родину Деда
Мороза в Великий Устюг.
Новогодняя сказка. Экскурсии
в вернисаж, библиотеку.
“Я и школа”
Мой класс – моя семья. Мои
права и обязанности.
Школьный Устав. Ты и твои
друзья. Каков я в школе?
Сценки из школьной жизни.
Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким
правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению
сувениров. Зеленые ладошки
земли. Десант чистоты и
порядка. Конкурсы сочинений,
рисунков. Выставки поделок.
Диагностика. Трудовой десант.
Высаживание рассады.
“Я и мое Отечество”

Познавательная,
проблемноценностное
общение,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, выставка.

формирование
гражданского
отношения
к
своей семье.

16

Познавательная,
формирование
трудовая,
отношения
к
художественное
искусству.
творчество.
Конкурс,
выставка,
экскурсия.

9

Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс,акция, экскурсия.

формирование
гражданского
отношения
к
школе.

10

Познавательная,

формирование

20
9

6

1

2

Урок милосердия и доброты.
Знакомства с символами
Российского государства. Наша
страна – Россия.
Конституция – основной закон
жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу.
Наша республика. Дорогая моя
столица. Посмотри, как он
хорош, мир, в котором ты
живешь. История страны в
названиях улиц. История
Отечества. Путешествие по
стране. Кто хочет стать
знатоком истории Там, где
погиб неизвестный солдат. Они
служили в Армии. Честь имею.
Вам, защитники Отечества! О
подвигах женщин в военное
время. Конкурсы стихов,
сочинений. Выставки рисунков.
Акции. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка
праздничных открыток.
“Я и планета”. Весна в родном
городе.
Сад
на
окошке.
Животные из Красной книги.
Животные – рекордсмены.
Чем живет планета Земля?
Судьба Земли – наша судьба.
Конкурсы сочинений,
рисунков. Акции. Высаживание
рассады.
4 класс «Я –гражданин
России».
“Я и я” Кто я? Какой я?
Откуда я родом. Хочу и надо.
Тест «Познай себя».Мир моих
интересов Правила жизни.
Правила счастливого человека.
«Можно» и «нельзя» в жизни.
"Письмо самому себе".
Конкурсы на лучшее письмо.
Диагностика.
“Я и семья”
День пожилого человека.
Песни бабушек.
Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело
совести каждого. Фотовыставка
«Я и моя семья».
Моя семья. Наша домашняя
коллекция. Игры с младшим
братом (сестрой).

социальное - творчество, гражданского
трудовая,
отношения
художественное
Отечеству.
творчество.
Конкурс, акция.

к

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
планете Земля

6

Игровая, познавательная.
Диагностика,
художественное
творчество.

формирование
гражданского
отношения
к
себе,
другим
людям.

9

Познавательная,
проблемноценностное
общение,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, выставка.

формирование
гражданского
отношения
к
своей семье.

9

10

3

4

5

Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини
– проект. Оформление
фотовыставки.
“Я и культура”
Знаменитые писатели и поэты.
Сто великих женщин. Образ
русской женщины. О красоте,
моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения.
Предметы быта в роли
музыкальных инструментов.
Музыкальный калейдоскоп
«Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в
разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт
блинов.
“Я и школа”
Продолжаем изучать.
Школьный Устав. Школьный
двор. Десант чистоты и
порядка. Я и мой класс. Самое
сильное звено. Мой лучший
школьный друг. Наши классные
обязанности. Зачем нужно
учиться в школе. Конкурсы
рисунков, сочинений.
Диагностика. Высаживание
рассады.
“Я и мое Отечество”
Поговорим о толерантности.
Геральдика – наука о гербах.
Символика России. Символы
нашего края. Государственный
праздник – День Согласия и
примирения. Права ребенка.
Книга Ю Яковлева «Ваши
права, дети». Наше право и
наш интерес. От вершины к
корням. Из истории появления
законов. Путешествие в страну
"Законию". Основной закон
жизни нашего государства.
Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая
профессия – Родину защищать.
Мы – россияне. О подвигах
женщин в военное время.
Победа деда – моя победа.
Герои Великой Отечественной
войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений.
Мини – проекты, презентации

Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс.

формирование
отношения
к
искусству.

9

Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс,акция, экскурсия.

формирование
гражданского
отношения
к
школе.

9

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству.

20

11

6

и размещение в Интернете
лучших работ. Оформление
альбома. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка
праздничных открыток.
“Я и планета”.
Мы в ответе за тех, кого
приучили. Покормите птиц
зимой. Тропы природы.
Волшебный мир руками детей.
Природа в поэзии. Растения
из Красной книги. Растения –
рекордсмены. Мой город.
Знаешь ли ты страны мира?
Семь чудес света. Новый год
шагает по планете. Я - житель
планеты Земля. Берегите
природу. Изготовление
кормушек, поделок из
бросового материала. Конкурс
экологических сказок, стихов.

Познавательная,
социальное - творчество,
трудовая,
художественное
творчество.
Конкурс, акция.

формирование
гражданского
отношения
к
планете Земля

12

всего

270

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся, соответствующие трем уровням общего образования
Уровни образования
Уровень
начального
общего
образования
(воспитание детей младшего школьного возраста
(1-4 классы).
Выделение данного приоритета связано с
особенностями обучающихся младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в
своем новом социальном статусе – статусе
обучающегося,
то
есть
научиться
соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Полученные знания станут базой для
развития
социально
значимых
отношений
обучающихся
и
накопления
ими
опыта
осуществления социально значимых дел и в
дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте

Целевые приоритеты
Целевым
приоритетом
является
создание
благоприятных
условий
для
усвоения
обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества,
в котором они живут. К наиболее важным из них
относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым
сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить
начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной
дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за
комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать
конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое,

12

проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и
приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим
дня, вести здоровый образ жизни;

уметь
сопереживать,
проявлять
сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими
людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного
положения,
людям
с
ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и
общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить
перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон,
1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в
школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис,
2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. –
Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим
доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.:
Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако,
2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.
Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –
Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания
[Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. 2006. - №3. – 40с.
14. . Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова.
– Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск:
Русич, 1996.
17. 17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова,
Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
– 191., 204с.
20. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Баранова, И.В. Нравственные ценности сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
3. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
4. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки сост. Ю.Г.Круглов.
М.: Просвещение, 1990.

6. Календарное планирование кружка "Страна граждан" на учебный год (Приложение)

14

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка "Страна граждан" класс 2024-2025 учебный год

1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

03. 09
06. 09
10. 09
13. 09
17. 09
20. 09
2409.
27.09
01.10
04.10
08. 10
11. 10
15. 10
18. 10
22. 10
25. 10
08.11
12.11

Количе
ство
часов

“Я и я” Кто я? Какой я?
Откуда я родом.
Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Мир моих интересов. Конкурс сочинений.
Правила жизни.
Правила счастливого человека.
«Можно» и «нельзя» в жизни. Диагностика.
"Письмо самому себе". Конкурс на лучшее письмо.

1
1
1
1
1
1
1

1

2

1

“Я и семья” Моя семья.
Забота о родителях – дело совести каждого.
Мои семейные обязанности.
Мини – проект.
Фотовыставка «Я и моя семья».
День пожилого человека.
Песни бабушек. Конкурс песен.
Панорама добрых дел. Акции.
Наша домашняя коллекция. Оформление фотовыставки
Игры с младшим братом (сестрой). Мини – проект.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Факт

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22

15.11
19.11
22.11
26.11

“Я и культура” О красоте, моде и хорошем вкусе.
Образ русской женщины. Сто великих женщин.
Знаменитые писатели и поэты.
Музыкальные превращения.

1
1
1
1

1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31

29.11
03.12
06.12
10.12
13.12
17.12
20.12
24.12
27.12
10.01
14. 01
17. 01
21. 01
24. 01
28. 01
31.01
04. 02
07. 02
11. 02
14. 02
18. 02
21. 02
25. 02
28.02
04. 03
07. 03
11. 03
14. 03
18. 03

Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах.
Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
“Я и школа” Продолжаем изучать Школьный Устав.
Зачем нужно учиться в школе.
Я и мой класс.
Самое сильное звено. Диагностика.
Мой лучший школьный друг. Конкурс сочинений.
Наши классные обязанности. Десант чистоты и порядка.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

2

2

32-33
34-35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Школьный двор. Высаживание рассады.
“Я и мое Отечество” Поговорим о толерантности.
Геральдика – наука о гербах.
Символика России.
Символы нашего края.
Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка.
Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».
Наше право и наш интерес.
От вершины к корням.
Из истории появления законов.
Путешествие в страну "Законию".
Основной закон жизни нашего государства.
Я – гражданин России. Конкурсы сочинений.
Герои России. Оформление альбома.
Есть такая профессия – Родину защищать.
Мы – россияне.

1
1

1
1
1
1
1
1
1

2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

52
53
54

25. 03к
28.03к

55

01.04

56

04.04

57

08.04
11.04
15.04
18.04
22.04
25.04
29.04
06.05
13.05
15.05
20.05
23.05

58-59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Итого:

21. 03

О подвигах женщин в военное время.
Победа деда – моя победа. Память. Подготовка и рассылка праздничных открыток
Герои Великой Отечественной войны.. Выпуск листовок.
Города – герои. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших
работ.
“Я и планета”. Мой город.

1
1
1

1

1

Тропы природы.
Мы в ответе за тех, кого приучили. Изготовление кормушек, поделок из бросового
материала
Покормите птиц зимой. Вывешивание кормушек.
Волшебный мир руками детей. Конкурс экологических сказок, стихов
Природа в поэзии
Растения из Красной книги.
Растения – рекордсмены.
Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.
Новый год шагает по планете.
Я - житель планеты Земля.
Берегите природу. Конкурс рисунков.

1

1

1
1
1
1

1

2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

26

10

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».