Рабочая программа организации внеурочной деятельности От слова к делу 2 класс

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБ ОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
10:46:29 +07'00'

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: функциональная грамотность
Форма организации: кружок «От слова к делу»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5
от 13.09.2021г. № 168

Авторы - составители программы:
Виноградова Наталья Сергеевна,
первая квалификационная категория
Микрюкова Ирина Николаевна,
первая квалификационная категория
Попова Марина Викторовна,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Актуальность программы - определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения.
Практическая значимость программы - для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности
Общая характеристика программы:
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности, как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление
плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественнонаучная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Отличительные особенности программы:
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами
знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять
полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая,
естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К
2

интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная
грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Основы функциональной
грамотности закладываются в начальных классах.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее количество часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных
(теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть
реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению. Возраст детей, которым адресована программа -8-9 лет.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
1. Цель и задачи программы
Основной целью курса является создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- создать условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
- формировать умение читать тексты с использованием основных этапов работы с
текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

3

Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей
2.

4

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
другим предметам.
3. Содержание кружка »От слова к делу» внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание раздела
Блок «Читательская
грамотность» 8 ч.
Понятия «художественный» и
«научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия
художественных и научнопознавательных текстов;
составление характеристики
героев прочитанных
произведений; деление текстов
на части, составление плана;
ответы по содержанию
прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Блок «Математическая
грамотность» - 8 ч.

Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа

Формы организации внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Игровая деятельность.
Познавательная деятельность

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;

Виды внеурочной деятельности

5

Нахождение значений
математических выражений в
пределах 100, составление
числовых выражений и
нахождение их значений.
Состав чисел первого и
второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа,
задачи на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи,
ложные и истинные
высказывания, построение
геометрических фигур,
нахождение длины ломаной,
диаметр окружности,
периметр треугольника
Блок «Финансовая
грамотность» - 8 ч
Деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного
использования банковских
карт, фальшивые и
повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот,
валюта.

Исследовательская
деятельность.
Тестовые задания
Практическая работа

Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Тестовые задания
Практическая работа

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Блок «Естественнонаучная
грамотность» - 10 ч.
аблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и
свойства древесины. Названия
овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней,
свойства корней.
Представление о позвоночных
животных.

Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Исследовательская
деятельность.
Тестовые задания
Практическая работа

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения;
просмотр научных фильмов,
проводить несложные опыты.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
№
п/п
1.

Название разделов (тем)
программы
Читательская грамотность

Виды, формы
контроля
Рисунок, ролевая
игра,
инсценирование,

Целевые приоритеты
воспитания в
соответствии с
ресурсами курса
быть целеустремлённым
и настойчивым в
достижении результата;

Кол-во
часов
8ч

6

викторина,
тест

2.

Математическая грамотность

3.

Финансовая грамотность

4.

Естественно-научная грамотность

Тест, ролевая игра

Игра, тест

Рисунок,
наблюдение,
ролевая игра, тест

уважать всякий честный
труд, талант,
гениальность;
совершать
благородные,
бескорыстные поступки
стремиться узнавать
что-то новое, проявлять
любознательность,
ценить знания; уметь
ставить перед собой
цели и проявлять
инициативу
быть трудолюбивым,
следуя принципу «делу
— время, потехе — час»
как в учебных занятиях,
так и в домашних делах,
доводить начатое дело
до конца; уметь ставить
перед собой цели и
проявлять инициативу
- знать и любить свою
Родину, беречь и
охранять природу, уметь
ставить перед собой
цели и проявлять
инициативу
Всего

8ч

8 ч.

10 ч.

34.

5.
Перечень учебников, литературы и материалов
1. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников \
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. 2023. – 116 с. – (Учение с увлечением)
2.Функциональная грамотность. 2 класс. Методическое пособие с поурочными
разработками - М.В.Буряк, С.А.Шейкина;
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы в сети Интернет
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс

6. Календарное планирование кружка « От слова к делу» на 2024-2025учебный год
(Приложение)

7

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «От слова к делу» на 2024-2025 учебный год 2 класс

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

1

09.09

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

https://levelcash.ru/belichjya-pamyat/

1

2
3
4

16.09
23.09
30.09

Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду

1
1

https://naurok.com.ua/test/chtenie-molcha-86522.html

1
1

5

07.10

И. Соколов-Микитов. В берлоге

1
1

6
7

14.10
21.10

Медвежье потомство.
Поврежденные и фальшивые деньги

1
1

8

28.10

Лесные сладкоежки.

9

11.11

Лев Толстой. Зайцы.

10

18.11

Про зайчат и зайчиху.

11

25.11

Банковская карта.

1
1
1
1

12

02.12

Про зайчишку и овощи.

13

09.12

Николай Сладков. Веселая игра.

14

16.12

Лисьи забавы.

1
1
1

https://znanio.ru/media/prezentatsiya-po-teme-kakbelochka-zimuet-2615346
https://infourok.ru/prezentaciya-po-chteniyu-isokolov-mikitov-v-berloge-3-klass-1-otd-2-var5486972.html
https://ppt-online.org/370565
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoygramotnosti-bumazhnie-dengi-falshivie-dengibeznalichnie-dengi-3590307.html
https://uchitelya.com/pedagogika/90754-prezentaciyalesnaya-viktorina-2-3-klass.html
https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/lev_nikolaevich
_tolstoj_zajcy/389-1-0-2297
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/
priezientatsiiazaitsy
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-finansovojgramotnosti-bankovskie-platezhnye-karty4031699.html
https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/60127prezentaciya-zayac-i-morkovka-2-klass.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-igre-poproizvedeniyam-sladkova-693237.html
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/161976-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Наименование тем программы

Внеаудиторных

Факт

Аудиторных

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

15

23.12

Безопасность денег на банковской карте.
1

16

13.01

Лисьи норы.

17

20.01

Обыкновенные кроты.

18

27.01

Про крота.

1
1
1

19

03.02

Про кредиты.

20
21

10.02
17.02

Корень часть растения.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.

22

24.02

Про ежа.

23

03.03

Про вклады.

24

10.03

Занимательные особенности яблока.

25

17.03

Полевой хомяк.

26

31.03

Про полевого хомяка.

27
28

07.04
14.04

Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.

29

21.04

Про бобров.

30

28.04

Бобры строители

31

05.05

Такие разные деньги.

32

12.05

Материал для плотин

33

19.05

Позвоночные животные.

34

26.05

Встреча друзей.

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34ч.

prezentaciya-znakomimsya-s-lisoy-2-klass.html
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-bezopasnostpri-polzovanii-bankovskoy-kartoy-tehnicheskiesposobi-moshennichestva-1724888.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-chteniyu-na-temulisya-nora-po-i-sokolovumikitovu-klass-2920583.html
https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneklassnojraboty-na-temu-krot-2-klass-4894510.html
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library_kids/prezentatciya_podzemnij_zhitel_krot
_164420.html
https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-detey-kredit1533730.html
https://ppt-online.org/191637
https://infourok.ru/prezentaciya-e-shim-tyazhkij-trud2-klass-4642269.html
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/5617prezentaciya-ezh-poleznoe-zhivotnoe-2-klass.html
https://pptcloud.ru/raznoe/bankovskie-vklady-idepozity
https://infourok.ru/prezentaciya-a-znaete-li-vi-iliinteresnih-faktov-o-yablokah-2241959.html
https://myslide.ru/presentation/xomyaki-vidy-isoderzhanie
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-viktorineznamenitye-gryzuny.html
https://multiurok.ru/files/lovushki-dlia-deneg.html
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/10/prezen
tatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-khomyak
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemumiru-na-temu-bobri-klass-810296.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneurochnomuzanyatiyu-na-temu-bobri-stroiteli-1758179.html
https://infourok.ru/viktorina-dlya-nachalnoj-shkolytakie-raznye-dengi-4252025.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-plotiny-i-ih-rol-v-zhizni-lyudej-4309632.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologiiigraviktorina-v-mire-zhivotnih-1718451.html
http://www.myshared.ru/slide/998435/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24ч

1
10ч

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».