Рабочая программа организации внеурочной деятельности Почитай-ка 2 класс

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

методическим объединением учителей
начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
10:52:07 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: дополнительное изучение предметов
Форма организации: кружок « Почитай-ка»
Начальное общее образование, 2 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:



Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168
Программы внеурочной деятельности Антошин М.К «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Автор - составитель программы:
Яковлева И.Л., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Почитай-ка» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана
учителем начальных классов Яковлевой И.Л.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по направлению
«Дополнительное изучение предметов».
Актуальность программы - Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие
школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как
общеучебное универсальное действие. Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе
успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено
содержание текста, его смысл. При разработке программы учтены требования международных
исследований РIRLS и PISA.
Практическая значимость программы - содержание занятий кружка создает условия для
углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной
читательской деятельности. Способствует овладению детьми универсальными учебными действиями
(познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение.
Общая характеристика программы
Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»
• художественно-эстетический
• литературоведческий
• коммуникативно-речевой
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и
поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а
именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство
окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать
прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все
основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в
отрывках).
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование
и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее кол-во
часов в год - 34. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных
(практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений.
Возраст детей, которым адресована программа – 8- 9 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего, их психологические особенности. На
каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Программа предусматривает итоговые занятия в форме конкурсов, творческих работ, викторин.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются где имеются книги и
периодические издания из библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей.
словари, компьютер, мультимедийное обрудование.
Продолжительность занятия 25 минут

1. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка
смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи программы:
 Обучающие - знакомство учащихся со структурой книги, ее, видами, жанрами, темами;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской
деятельности;
 Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и
книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности;
 Развивающие - развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров и разнообразных по
содержанию.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
первый – основная функция – познавательная.
Формирование
первоначальных представлений
о многообразии литературных жанров;
Ориентируются в книге под руководством учителя.
второй – основная функция – формирование личностного отношения
Формирование потребности в систематическом чтении;
Развитие умение высказывать своё впечатление о прочитанной книге и ее героях.
третий – основная функция – деятельностная.
Используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
учатся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации; учатся находить книгу в открытом библиотечном фонде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка « Почитай-ка»:
 личностные результаты:
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
 становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка.
 метапредметные результаты:
 воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал;
 устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
фактическому содержанию произведения;
 участвовать в беседе по прочитанному;
 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
 предметные результаты:
 владеть техникой осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных
возможностей.
 определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под
руководством учителя.
 определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать
последовательность событий в произведении.
 Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
 Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение),
понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном
высказывании.
 Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
Стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Итоговый контроль в форме:
 практические работы с текстом.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты.
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
литературному чтению и родному языку;
результативность участие олимпиадах, конкурсах, массовых мероприятиях, связанных с литературой.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Содержание курса
Вводные занятие.
2ч.
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний».
1ч.
Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым
утром!».
1ч.
Удмуртская сказка «Березка-красавица».
3ч.
Китайская сказка «Жадный Ча».
Научно-познавательный текст «Дракон».
3ч.
Чувашская сказка «Откуда взялась река».
3ч.
Экскурсия в библиотеку.
1ч.
Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок».
Научно-познавательный текст «Паук
серебрянка».
3ч.
Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни».
2ч.

Рассказ В. Осеевой «Долг».
2ч.

Виды внеурочной
деятельности
Познавательная
деятельность
Игровая
деятельность
Познавательная
деятельность
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность,
эстетическая
деятельность
Познавательная
деятельность,
эстетическая
деятельность
Познавательная
деятельность,
досуговая
деятельность
Досуговая
деятельность
Познавательная
деятельность,
эстетическая
деятельность
Познавательная
деятельность,
ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность,
ценностно-

Формы организации
внеурочной деятельности
Инструктаж по ТБ во время
занятий в кружке
Стартовый контроль
Дидактические игры

Беседа, дидактические игры
Дидактическая игра,
сюжетно-ролевая игра
Беседа, творческая
деятельность, сюжетноролевая игра
Поисковая деятельность,

досуговая деятельность
Дидактические игры,
беседа
Беседа, дидактические
упражнения и игры

Этическая беседа,
дидактические игры и
упражнения

Рассказ В. Осеевой «Картинки».
2ч.

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».
2ч.

Стихотворение И. Бродского «История
двойки».
2ч.
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
3ч.

Стихотворение З. Письман «В летние
каникулы».
2ч.
Итоговые занятия
2ч.

ориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность,
ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность,
ценностноориентационная
деятельность

Сюжетно- ролевая игра.
Дидактические упражнения

Дидактическая игра.
Инсценировка

Познавательная
деятельность,
эстетическая
деятельность
Познавательная
деятельность,
ценностноориентационная
деятельность

Беседа, дидактическая игра,
конкурс

Познавательная
деятельность,
эстетическая
деятельность

Эстетическая беседа,
дидактические упражнения.
.

Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность

Диагностика. Викторина

Дидактические игры и
упражнения

4. Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
- Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- Уметь видеть красоту в повседневной жизни и в произведениях поэтов и писателей;
- Следовать общепринятым нормам поведения, уважать старших, сотрудничать со сверстниками;
- Уважительно относиться к традициям, обычаям, творчеству разных народов;
- Беречь и охранять природу;
- Быть уверенным в себе; проявлять дружелюбие.
Формы контроля: Стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности читательских умений,
наблюдение за степенью вовлеченности в деятельностью обучающихся на кружке, конкурсы,
викторины.
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. А.М. Антошин Рабочая программа внеурочной деятельности для начальной школы «Грамотный
читатель. Обучение смысловому чтению» -М.: Просвещение, 2023г.
2. А.М. Антошин Учебник «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» - М.: Просвещение,
2023, 112стр.
3. Аудиоприложение к учебнику «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Рекомендуемые для детей и родителей:

1.Национальная электронная библиотека: https://rusneb.ru/
2. Образовательный портал: https://uchi.ru/
3. АнтошинМ.К.. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. - М.: Просвещение,
2023г.

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Почитай-ка» на 2024-2025 учебный год

1.

09.09

2.
3.

16.09
23.09

4.

30.09

5.

07.10

6.
7.

14.10
21.10

Вводное занятие
безопасности.

Инструктаж

по

технике

1.

Стартовая диагностическая работа
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний».
Готовимся к выразительному чтению стихотворения И.
Асеевой «С Днём знаний»
Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!».
Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г.
Ладонщикова «С добрым утром!»
Удмуртская сказка «Березка-красавица»

1

Удмуртская сказка «Березка-красавица»
Готовимся к чтению по ролям сказки «Берёзкакрасавица»

1

29.10

11.11
18.11

0,5

1

0,5

0,5

1

Китайская сказка «Жадный Ча»

Китайская сказка «Жадный Ча»
Научно-познавательный текст «Дракон». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Жадный Ча».

1
0,5

1

9.
10.

1

1

1

8.

Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)

http://rutube.ru/video/d51b7518
6267847f5f031a2b217b497f/

1
1

https://infourok.ru/spektaklskazki-beryozka-krasavica-pomotivam-udmurtskoj-skazki4291623.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2013/11/27/kons
pekt-uroka-chteniya-2klassprezentatsiya

1

1
1

1
1

https://infourok.ru/uroknauchno-poznavatelnyj-tekst-

0,5

0,5

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Наименование тем программы

Внеаудиторных

Факт

Аудиторных

План

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

drakon-6852020.html
11.
12.

25.11
02.12

Чувашская сказка «Откуда взялась река».
Чувашская сказка «Откуда взялась река»

1

13.
14
15.
16.

09.12
16.12
23.12
13.01

Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река»
Экскурсия в библиотеку
Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»
Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка»

1
1
1

1

1
17.

20.01

18.

27.01

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н.
Сладкова «Воздушный замок».
Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

03.02

20
21.

10.02
17.02

22.
23.

24.02
03.03

24.

10.03

Готовимся к чтению по ролям рассказа Николая
Сладкова «Болтливые окуни».
Рассказ В. Осеевой «Долг».
Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой
«Долг».
Рассказ В. Осеевой «Картинки».
Подготовка к выразительному чтению рассказа В.
Осеевой «Картинки»
Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».

17.03

26.
27.

24.03
31.03

28.

07.04

29.
30.

14.04
21.04

31.
32.

28.04
05.05

Подготовка к чтению по ролям рассказа Л. Каминского
«Послушный Петя».
Стихотворение И. Бродского «История двойки»
Готовимся к выразительному чтению стихотворения И.
Бродского «История двойки».
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В.
Голявкина «Вот что интересно!»
Стихотворение З. Письман «В летние каникулы».
Готовимся к выразительному чтению стихотворения

0,5
1
1

1
https://infourok.ru/urokgramotnyj-chitatel-nauchnopoznavatelnyj-tekst-paukserebryanka-6914704.html

0,5

0,5
1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2023/01/15/nikolaysladkov-boltlivye-okuni

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

25.

0,5

1

1
19

1
https://rutube.ru/video/cef641f5
7ac4c79ad32cd1392ff2ce0a/

https://infourok.ru/prezentaciyapo-literaturnomu-chteniyu3779980.html

1
1

1

0,5

1

0,5
1

1
1
1

http://rutube.ru/video/1f612849
10bd47716fadd3386e22ad13/

1
0,5

0,5
1

1
1
1

0,5

0,5
1

З. Письман «В летние каникулы»
33.
34.

12.05
19.05

Итого:

Итоговые занятия (2 ч.)
1
Итоговое диагностическая работа
1
Викторина «По страницам любимых книг»
34 ч.

1
15

1
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».