Приложение к ООП НОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей
начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
08:33:31 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: дополнительное изучение учебных предметов
Форма организации: кружок «Мы и окружающий мир»
Начальное общее образование, 1-4 класс
Период реализации: 4 года
Трудоемкость программы: 135 часов
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Автор - составитель программы:
Куклина Е.В., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем начальных классов.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по направлению:
дополнительное изучение учебных предметов.
Актуальность программы
Актуальность программы кружка «Мы и окружающий мир» заключается в том, что
современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и
ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с
историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с
человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем
не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с
младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы
все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый
должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в
результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих
важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим
миром и самим собой.
Формирование экологической культуры - есть осознание человеком своей принадлежности к
окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя
ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и
сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди
могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их
жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не
существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо
научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и
практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период
обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для
младших школьников.
Практическая значимость программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Общая характеристика программы
Спецификой программы кружка «Мы и окружающий мир» является подход к выбору
педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную,
эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого
ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог
создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует
диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
2
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации
оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора
поступка по отношению к природе.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в
становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый
во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного
всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и
методической экологической литературы, а также состояния практики экологического
образования в начальных школах, свидетельствует о необходимости совершенствования всей
системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей
которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично
взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий
потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической
ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной
картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение
ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также
проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих
отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с
позиций законов, принятых в обществе.
Так как экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость
вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение
экологической обстановки края.
Реализация программы «Мы и окружающий мир» рассчитана на четыре года с 1 по 4 класс. 1
класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Занятия проводятся 2 раза
в неделю. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями
(проекты, конкурсы). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Работа проводится
в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 7-11 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия в виде тестовых
заданий, олимпиад и защиты исследовательских работ.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются:
Наглядные пособия:
1. Комнатные растения.
2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Географические и исторические карты.
5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.
3
Технические средства:
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
1. Цель и задачи программы
Целью программы является – формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, освоение основных понятий и закономерностей экологии и применение этих знаний при рассмотрении природных явлений.
Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь
экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих
жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране
среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно
отражается на окружающей природе.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательные:
- осознание места человека в мире;
- определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой;
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- воспитание общности интересов, чувства локтя, взаимовыручки;
Развивающие:
- развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоциональноволевого регулирования поведения, основ личностной адекватной самооценки, ответственности
за свои поступки;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем,
восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и
поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной
практической деятельности по охране окружающей среды.
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения;
- развитие умения выявлять и понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
4
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
Учащиеся имеют незначительные информационные сведения об окружающем мире и экологии, не имеют опыта в исследованиях или имели эпизодическую пробу сил; основной мотив их
выбора: «слышал, что интересно», «предложили попробовать»; имеют неустойчивые первоначальные трудовые умения, слабые знания об окружающем мире. Приобретение школьником
социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Учащиеся имеют информационные сведения об окружающем мире и первоначальный опыт
работы; основной мотив их выбора: «мне интересно», «хочу узнать больше»; имеют устойчивые первоначальные трудовые умения, средние знания об окружающем мире. Получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
третий – основная функция – деятельностная.
Учащиеся имеют достаточно обширные сведения о об окружающем мире, пробовали ранее
свои силы (на занятиях в кружке, дома), систематически читают научно-популярную литературу; основной мотив их выбора: «хочу углубить свои знания», «хочу связать свое будущее с этой
сферой деятельности»; имеют устойчивые трудовые умения, хорошие знания об окружающем
мире. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Мы и окружающий мир»:
- личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
5
формирование коммуникативных навыков.
- предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через разные виды
познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет
внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку
зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает
научный подход к изучаемому материалу;
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и
явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и
защиты исследовательских работ.
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует
считать:
интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их
«самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый»,
«обеспокоенный» и т.д.);
желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи
условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
проявление заботы о личной гигиене;
потребность в физической активности;
желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом
диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый
чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока,
чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение
взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний учащегося об окружающем мире и новый взгляд на место и роль
человека на Земле, систему нравственных ценностей, активную личную позицию.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную,
природные и культурные объекты республики.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о
природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом
6
чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
3. Содержание кружка «Мы и окружающий мир» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Виды внеурочной деятельности
Формы организации
внеурочной деятельности
1 класс
Введение 2ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты:
обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 8ч.
Географические открытия в древности. Небосвод.
Перемещение солнца на небосводе. Представление о
форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель
Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 10ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца
над горизонтом. Сутки, определение частей суток по
разной деятельности. Загадки. Год и времена года.
Названия месяцев на Руси. История происхождения
названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 8ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая
природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 10ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за
водой. Природа дождевого облака. Природа снежного
облака.
Загадки под водой и под землей 10ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара. Морские
цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 6ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых
растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование
плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 8ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль
в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая
крупная бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО? 2ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,
предположения.
Заключение 2ч.
Что мы узнали и чему научились за год.
Игровая
деятельность.
Коллективная игра
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Экскурсия,
игры,
Познавательная дея- практическая работа
тельность.
Игровая
деятельность.
Заочная экскурсия,
Познавательная деяигра, проект, кругтельность.
лый стол, викторина
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность.
Экскурсия, практическая работа
Проект, практическая
работа, выставка
Игровая
деятельность.
Конкурс, практичеПознавательная дея- ская работа
тельность.
Игровая
деятельность.
Исследовательская
Познавательная дея- работа, ролевая игра
тельность.
Игровая
деятельность.
Практическая работа,
Познавательная дея- проект
тельность.
Игровая
деятельность.
Круглый стол
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Викторина
Познавательная деятельность.
ИТОГО: 66 часов
Содержание раздела
Виды внеурочной деятельности
Формы организации
внеурочной деятель-
7
ности
2 класс
Введение 2ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты:
обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 8ч.
Географические открытия в древности. Небосвод.
Перемещение солнца на небосводе. Представление о
форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель
Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 12ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца
над горизонтом. Сутки, определение частей суток по
разной деятельности. Загадки. Год и времена года.
Названия месяцев на Руси. История происхождения
названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 8ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая
природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 8ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за
водой. Природа дождевого облака. Природа снежного
облака.
Загадки под водой и под землей 10ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара. Морские
цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 6ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых
растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование
плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 10ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль
в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая
крупная бабочка. Охрана насекомых. Жизнь
насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.
Что такое НЛО? 2ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,
предположения.
Заключение 2ч.
Что мы узнали и чему научились за год.
Защитим природу.
Игровая
деятельность.
Коллективная игра
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Экскурсия,
игры,
Познавательная дея- практическая работа
тельность.
Игровая
деятельЗаочная экскурсия,
ность.
проект,
круглый
Познавательная деястол, викторина
тельность.
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность.
Экскурсия, практическая работа
Проект, практическая
работа, выставка
Игровая
деятельность.
Конкурс, практичеПознавательная дея- ская работа
тельность.
Игровая
деятельность.
Исследовательская
Познавательная дея- работа, ролевая игра
тельность.
Игровая
деятельность.
Практическая работа,
Познавательная дея- проект, конкурс
тельность.
Игровая
деятельность.
Круглый стол
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
ПрогулкаПознавательная дея- путешествие
тельность.
ИТОГО: 68 часов
Содержание раздела
3 класс
Изучение природы 6ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и
охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме.
Как изучают природу. Наблюдения в природе,
Виды внеурочной деятельности
Формы организации
внеурочной деятельности
Игровая
деятельность.
Экскурсия
Познавательная деятельность.
8
описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 12ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности.
Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как
уменьшить влияние опасных явлений погоды на
природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в
городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это
жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их
охрана.
Кто и как живет рядом с нами 30ч.
Мир растений и человек 10ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений
Хакасии. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны
ли комнатные растения в доме. Чужестранные
пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.
Почему надо беречь и охранять растения. Растения
Красной книги Хакасии. Грибы - удивительное
царство. Где и какие грибы встречаются в природе.
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где
растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Мир животных и человек 20ч.
Многообразие животных родного края. Какие рыбы
встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что
мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему
надо охранять земноводных. Древние ящеры и
современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как
помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к
кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние
птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие
родного края. Редкие животные Хакасии. Домашние
животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет
в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила
личной гигиены.
Человек и природа 20ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.
Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной
ловли у населения Хакасии. Природа - источник сил,
вдохновения и оздоровления. Отрицательное
воздействие человека на природу. Человек - звено в
цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать
правила поведения в природе. Что охраняют в
заповедниках и заказниках. Охранять природу - значит
охранять здоровье. Обобщение знаний.
ИТОГО: 68 часов
Содержание раздела
Игровая
деятельность.
Беседа, проект, кругПознавательная дея- лый стол
тельность.
Игровая
деятельЭкскурсия, круглый
ность.
стол, игра, проект,
Познавательная деяпрактическая работа
тельность.
Игровая
деятельность.
Познавательная деятельность.
Игра,
экскурсия,
круглый стол, проект, викторина, практическая работа, исследовательская работа
Виды внеурочной деятельности
Формы организации
внеурочной деятельности
4 класс
Игровая
деятельВыясняем, что такое экология 4ч.
Экология - наука о связях между живыми существами и ность.
Практическая работа
окружающей их средой, между человеком и природой. Познавательная дея-
9
Организм и окружающая среда. Простейшая
квалификация экологических связей. Связи между
природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 6ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию
встречающихся в нашей местности растений и
животных. Выявление наиболее характерных
отличительных признаков схожих видов. Объяснение
происхождения названий некоторых видов с целью их
лучшего запоминания.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 2ч.
Представители редких организмов. Они могут
исчезнуть.
Изучаем способы охраны природы 4ч.
Охраняемые природные территории: заповедники,
заказники, национальные парки. Памятники природы.
Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и
размножения редких видов растений и животных.
Питомники редких видов.
Выясняем роль неживой природы в жизни живого
6ч.
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Роль света в жизни растений и животных. Воздух и
жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода
и жизнь. Приспособление растений и животных к
жизни в условиях недостатка влаги.
тельность.
Открываем жизнь в почве 2ч.
Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые
черви и кроты, их роль в поддержании почвенного
плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 8ч.
Многообразие растений: знакомство с интересными
представителями групп растений. Знакомство с
хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви,
моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и
лишайники как особые группы живых существ;
разнообразие грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе 8ч.
Экологические связи в живой природе на примере
елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные
связи». Сеть питания, или пищевая сеть. Экологическая
пирамида. Значение знаний о пищевой сети и
экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как
проявление тесной связи организмов с окружающей их
средой.
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 10ч.
Охраняемые растения. Особенности их внешнего
строения и распространения, легенды и сказания.
Лекарственные растения, их важнейшие свойства,
правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные. Причины сокращения
численности этих животных и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры
Игровая
деятельность.
Исследовательская
Познавательная дея- работа, конкурс
тельность.
Игровая
деятельность.
Практическая работа,
Познавательная дея- игра
тельность.
Игровая
деятельность.
Практическая работа
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Заочное путешествие
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
ПрогулкаПознавательная дея- путешествие
тельность.
Игровая
деятельИсследовательская
ность.
работа, практическая
Познавательная деяработа
тельность.
Игровая
деятельность.
Экологический спекПознавательная дея- такль, конкурс
тельность.
Игровая
деятельность.
Конкурс,
Познавательная дея- экскурсия,
тельность.
заочная
10
активных действий человека по охране животного
мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам
и зоопаркам.
Игровая
деятельность.
Практическая работа
Познавательная деятельность.
Мастерим домики для птиц 2ч.
Мастерим домики для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам 6ч.
Изготовление школьниками условных знаков к
правилам поведения в природе и экологических
памяток. Подготовка и проведение школьниками бесед,
утренников, КВН экологического содержания.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в
природу с учащимися других классов.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 4ч.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье
человека. Пути попадания вредных веществ в организм
человека. Меры, направленные на снижение вредного
влияния загрязнений на здоровье.
Обсуждаем примеры экологических катастроф 2ч.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год 4ч.
Обобщение основных теоретических знаний.
Экскурсия в природу совместно с родителями.
Игровая
деятельность.
Практическая работа,
Познавательная дея- беседа, экскурсия
тельность.
Игровая
деятельность.
Познавательная дея- Конкурс, исследовательность.
тельская работа
Игровая
деятельность.
Беседа
Познавательная деятельность.
Игровая
деятельность.
Экскурсия, проект
Познавательная деятельность.
ИТОГО: 68 часов
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название разделов
(тем)
программы
Введение
Тайны за
горизонтом
Загадка смены
времен года
Тайны
круговорота
веществ в
природе
Загадки
круговорота
воды в природе
Загадки под
водой и под
землей
Загадки
растений
Виды, формы
контроля
Викторина
Проект
Конкурс
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во
часов
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном
(дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для обучающегося
домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —
время, потехе — час» как в учебных занятиях, так
и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом,
двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о
своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
2
8
10
8
10
10
6
11
8
9
10
Планета
насекомых
Что такое НЛО?
Проект
Викторина
Заключение
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к
силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня,
вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на
других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
8
всего
66
2
2
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Название разделов
(тем)
программы
Введение
Тайны за
горизонтом
Загадка смены
времен года
Тайны
круговорота
веществ в
природе
Загадки
круговорота
воды в природе
Загадки под
водой и под
землей
Загадки
растений
Планета
насекомых
Что такое НЛО?
Заключение
Виды, формы
контроля
Проект
Проект
Конкурс
Конкурс
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во
часов
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —
время, потехе — час» как в учебных занятиях, так
и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом,
двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов
и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня,
вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к
попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
2
8
12
8
8
10
6
10
2
2
12
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на
других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
всего
68
3 класс
№
п/п
1
2
3
Название разделов
(тем)
программы
Изучение
природы
Условия, в
которых мы
живем
Кто и как живет
рядом с нами
Мир растений и
человек
Мир животных
и человек
Виды, формы
контроля
Проект
Проект
Викторина
4
Человек и
природа
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во
часов
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —
время, потехе — час» как в учебных занятиях, так
и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом,
двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов
и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня,
вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к
попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на
других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
6
всего
12
30
20
68
13
4 класс
№
п/п
Название разделов (тем)
программы
1
Выясняем, что такое
экология
Учимся распознавать
растения и животных
ближайшего
природного
окружения
Знакомимся с
живыми существами,
которым угрожает
исчезновение
Изучаем способы
охраны природы
Выясняем роль
неживой природы в
жизни живого
Открываем жизнь в
почве
Пополняем наши
знания о разнообразии
живой природы
Изучаем
экологические связи в
живой природе
Знакомимся с
охраняемыми
растениями и животными
Мастерим домики для
птиц
Учимся передавать
свои знания другим
ребятам
Выявляем связь
между состоянием
природы и здоровьем
человека
Обсуждаем примеры
экологических
катастроф
Подводим итоги
работы за год
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Виды, формы
контроля
Конкурс
Конкурс
Конкурс
Конкурс
Проект
Целевые приоритеты воспитания в
соответствии с ресурсами курса
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося
домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой
родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать
за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать
конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным
и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены,
режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с
другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и
общительным, не стесняться быть в чемто непохожим на других ребят; уметь
ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи
старших.
всего
Кол-во
часов
4
6
2
4
6
2
8
8
10
2
6
4
2
4
68
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
14
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних
классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.:
ВАКО, 2006.
5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
2. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
3. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
4. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
5. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
6. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
7. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
8. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
9. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
10. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
11. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
13. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
14. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
15. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
16. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
17. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.:
Издательство АСТ, 1997.
6. Календарное планирование кружка «Мы и окружающий мир» на учебный год (Приложение)
15
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Мы и окружающий мир» на 2024-2025 учебный год
1
2
04.09.24
04.09.24
3-4
5-6
7-8
9-10
11.09.24
18.09.24
25.09.24
02.10.24
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
09.10.24
16.10.24
23.10.24
30.10.24
06.11.24
13.11.24
20.11.24
Введение
Введение в курс
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных
тем курса.
Тайны за горизонтом
Географические открытия в древности. Небосвод.
Перемещение солнца на небосводе.
Представление о форме Земли в древности. Земной шар.
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года
Вращение Земли вокруг своей оси.
Движение солнца над горизонтом.
Сутки, определение частей суток по разной деятельности.
Загадки. Год и времена года.
Названия месяцев на Руси.
История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе
Круговорот веществ в природе.
2
1
1
8
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
8
2
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
1
1
2
2
2
2
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
2
2
2
2
2
2
Занятие на образовательных плат-
2
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения
Электронные (цифровые образовательные ресурсы)
Внеаудиторных
Факт
Наименование тем программы
Аудиторных
План
Форма
проведения
Количество часов
№
занятия
Дата проведения
25-26
27-28
29-30
27.11.24
04.12.24
11.12.24
31-32
33-34
35-36
37-38
18.12.24
25.12.24
15.01.25
22.01.25
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
29.01.25
05.02.25
12.02.25
19.02.24
26.02.25
49-50
51-52
53-54
05.03.25
12.03.25
19.03.25
55-56
26.03.25
57-58
59-60
61-62
02.04.25
09.04.25
16.04.25
63-64
23.04.25
65-66
30.04.25
Итого:
Живая и неживая природа.
Цепи питания.
Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе
Загадки о состояниях воды.
Наблюдение в природе за водой
Природа дождевого облака
Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир.
Киты, дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара.
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
Сказка о цветке-недотроге.
Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и
жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Что такое НЛО?
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.
2
2
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
2
2
66 ч.
формах «Учи.ру»,
«Я класс»
2
2
2
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
2
2
2
2
2
2
2
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
Занятие на образовательных платформах «Учи.ру»,
«Я класс»
10
2
2
32
34
0
17