Рабочая программа организации внеурочной деятельности Функциональная грамотность (читательская) 1 класс

Приложение к ООП НОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей
начальных классов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
цифровой
Гришина Подписано
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 09:26:34 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: дополнительное изучение учебных предметов
Форма организации: кружок «Функциональная грамотность (читательская)»
Начальное общее образование, 1 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 33 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168

Авторы - составители программы:
Куклина Е.В., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория;
Александрова Н.С., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория;
Павлова М.Н., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория;
Вильченко Д.Т., учитель начальных классов

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Функциональная грамотность (читательская грамотность)» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Рабочая программа составлена на уровень начального общего
образования.
Актуальность программы - в современном мире использование гаджетов у детей снижает
интерес к чтению книг, что ведет к отсутствию базовой грамотности. Внеурочная программа поможет развить навыки чтения, анализа и интерпретации текстов, что важно для образовательного успеха и успешной адаптации в обществе. Развитие читательской грамотности способствует критическому мышлению и развитию личности. Таким образом, программа для учеников 1 класса имеет большое значение для их обучения и развития.
Практическая значимость программы - младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и
привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую
часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения
анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также
развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
Общая характеристика программы - программа внеурочной деятельности по читательской
грамотности направлена на развитие навыков чтения, понимания текста, анализа информации и
формирования интереса к чтению у учащихся. В ходе занятий проводятся различные активности, такие как чтение художественных и научных текстов, обсуждение и анализ прочитанного, составление
кратких рефератов или обзоров книг.
Программа также может включать в себя знакомство с классической и современной литературой, игры и конкурсы на развитие литературной культуры, походы в библиотеки и книжные магазины, а также проведение литературных вечеров, где учащиеся могут выступать с собственными творческими произведениями.
Отличительные особенности программы:
Программы является стимулирование интереса к чтению, расширение кругозора учащихся,
развитие критического мышления и аналитических способностей через работу с текстами различных
жанров и стилей. В результате участия в программе учащиеся смогут лучше понимать и оценивать
прочитанное, а также экспериментировать с собственным творчеством в области литературы.
Ценностными ориентирами содержания учебного курса являются:
 Основное внимание уделяется развитию навыков чтения и анализа текстов.
 Программа включает в себя разнообразные литературные жанры и стили, чтобы расширить
кругозор учащихся.
 Участники учатся критически мыслить и выражать свои мысли о прочитанных произведениях.
 Программа также может включать в себя культурные мероприятия, связанные с литературой,
например, посещение книжных выставок или литературных вечеров.
 Учащиеся могут принимать участие в дискуссиях, книжных клубах и творческих конкурсах,
чтобы стимулировать интерес к чтению.
 Программа может также включать в себя работу над развитием письменной грамотности и
творческого мышления через написание собственных текстов.
 Внеурочная деятельность по читательской грамотности может быть способом создать учащимся комфортную и дружескую обстановку для обсуждения книг и обмена впечатлениями.

Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее
кол-во часов в год - 33 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа –7-8 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного
материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, конкурсы, викторины,
изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих
заданий: проектных, исследовательских, креативных.
1.
Цель и задачи программы
«Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных
целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
1. Формировать устойчивый и осознанный интерес к чтению.
2. Совершенствовать читательские умения, переходящие в навык осознанного, правильного,
беглого и выразительного чтения.
3. Формировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научнопознавательными текстами.
4. Учить извлекать из текстов интересную и полезную информацию, преобразовывать её.
5. Формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
6. Способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном, аргументировать свою позицию в коммуникации.
7. Учить детей учебному сотрудничеству с учителями и со сверстниками, контролировать свою
деятельность.
8. Развивать творческую читательскую деятельность учащихся через литературные игры, творческие конкурсы, занятия.
2.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
третий – основная функция – деятельностная. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,
в открытой общественной среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности кружка «Функциональная грамотность (читательская)»:
 личностные результаты:

- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
 метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и
энциклопедиях, в специальной литературе;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
 предметные результаты:
- самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
- пользоваться справочной и дополнительной литературой;
- выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
- строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
- предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах;
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:
•
тестирование;
•
практические работы;
•
творческие работы;
•
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты.
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
3.

Содержание кружка «Функциональная грамотность(читательская)» внеурочной
деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

Мир интересной литературы - 11ч
развитие творческих способностей детей, обучение культуре общения и чтения, приобретение
детьми познавательных, коммуникативных, регулятивных навыков, пробуждение стремления совершенствовать и обогащать свою речь.
Мир чтения - 11ч
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг и
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Умеем читать - 11ч
развитие навыков работы с информацией –
важнейший компонент программы библиотечных
уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях, должны стать
прочной базой для успешного освоения приёмов
работы с информацией из любых источников
(книги, периодика, Интернет).

Формы организации внеурочной деятельности

Игровая
деятельность.
Беседы, диагностика, виктоПознавательная дея- рины, познавательные игры.
тельность.
Викторины, познавательные
Игровая
деятельи
дидактические
игры,
ность.
олимпиады. КВН. ПрактиПознавательная деяческая работа. Просмотр
тельность.
презентации, беседа.
Практическая работа, экскурсия в природу
Игровая
деятель- для знакомства с местной
ность.
флорой. Работа с источниПознавательная дея- ками информации, беседа.
тельность.
Викторины, познавательные
и
дидактические
игры,
олимпиады.

4.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№ п/п

Название разделов (тем)
программы

1

Мир увлекательной литературы

Викторина.

2

Мир чтения

Творческая работа.

3

Умеем читать

Брейн-ринг.

Виды, формы контроля

Целевые приоритеты
воспитания в соответствии с ресурсами курса

Кол-во
часов


быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе
— час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить
начатое дело до конца;
уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания; уметь
ставить перед собой цели
и проявлять инициативу

11

- знать и любить свою
Родину, беречь и охранять природу, уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу
всего

11

11

33

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. «Развитие правильности и осознанности чтения: Рабочая тетрадь».
2. Батяева С.В. «Большой комплект по обучению чтению (цветная азбука, 3 тетради)».
3. Букаков Н.Б. «Пособие для центров развития ребенка. Словесное чтение».
4. Визель Т.Г. «Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
5. Жукова О.С. «Простые упражнения для обучения чтению».
6. Кацуба Ж.А. «Метод глобального чтения в обучении грамоте у детей с нарушениями речевого
развития».
7. Киселева Н. Ю. «Логопедическая работа: совершенствование чтения и письма у учащихся «
8. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г. «Читаем тексты».
9. Михед Е.Н. «Занимательная АБВГД-ейка: развитие навыка чтения».
10. Полякова М.А. «Обучение беглому чтению. Пособие для занятий с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста».
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
9. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс,
1997.
10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Календарное планирование кружка

на 2024-2025 учебный год (Приложение)

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Функциональная грамотность (читательская)» на 2024-2025 учебный год в 1 классе

2.

13.09.24

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

1

https://uchi.ru/

3.

20.09.24

1

https://uchi.ru/

1

4.
5.
6.
7.

27.09.24
04.10.24
11.10.24
18.10.24

1
1
1
1

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

1

8.
9.
10.

25.10.24
01.11.24
08.11.24

1
1
1

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

1

11.

15.11.24

Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что
мы Родиной зовём»
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
Экскурсия в библиотеку
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь»
Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения»
Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с
сосной»
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»

1

https://uchi.ru/

1

12.
13.

29.11.24
06.12.24

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1
1

https://uchi.ru/
http://nsportal.ru/n
achalnaya-shkola

1
1

14.

13.12.24

Научно-познавательный текст «Эхо»

1

https://uchi.ru/

1

1.

Факт

Аудиторных

1

06.09.24

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

План

с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)

Наименование тем программы

Внеаудиторных

Форма проведения

Количество часов

№ занятия

Дата проведения

https://uchi.ru/
1
1

1
1
1

1
1

7

1

27.11.24
10.01.25
17.01.25
24.01.25

Готовимся к выразительному чтению рассказа
Г. Скребицкого «Лесное эхо»
Рассказ В. Осеевой «Сторож»
Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»
Рассказ В. Осеевой «Навестила»
Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

20.

31.01.25

21.

15.

20.12.24

1
1
1
1

http://nsportal.ru/n
achalnaya-shkola
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

16.
17.
18.
19.

1
1
1
1

Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

1

https://uchi.ru/

1

07.02.25

Рассказ Е. Пермяка «Кто?»

1

1

22

14.02.25

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

1

http://nsportal.ru/n
achalnaya-shkola
https://uchi.ru/

23

21.02.25

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

1

https://infourok.ru/

1

24
25
26
27
28
29
30

28.02.25
07.03.25
14.03.25
21.03.25
28.03.25
04.04.25
11.04.25

1
1
1
1
1
1
1

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/

1

31

18.04.25

1

https://infourok.ru/

1

32
33

25.04.25
16.05.25

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»
Экскурсия в библиотеку
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»
Итого

1
1

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

33

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
27

6

0

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».