Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №5
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.19. Тел. 8(39042) 68900
Рассмотрено:
методическим объединением
учителей русского языка и литературы
протокол № 1 от 29.08.2024г.
руководитель ШМО: _______
А.А.Багаева
Утверждено:
приказ № 117 от 02.09.2024г
Директор МБОУ СОШ№5
__________О.В.Гришина
Гришина
Ольга
Валериевна
/
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
13:18:59 +07'00'
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс
Составитель: учитель русского языка
и литературы I кв. категории
Багаева А.А.
Саяногорск 2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 7 классов на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), Образовательной программы МБОУ СОШ №5
Учебного плана МБОУ СОШ №5, а также Примерной программы воспитания с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования.
Целями и задачами изучения родного языка являются:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения: о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение родного (русского) языка в 8
классе отводится 1 час в неделю
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа по предмету Родной язык (русский) литература разработана с учётом рабочей
программы воспитания «Школа роста» МБОУ СОШ №5. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать её не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы по предмету Родной язык
(русский), нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания «Школа роста»;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость
в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе
детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
программой воспитания «Школа роста»;
- в высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности,
что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания «Школа роста»
социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований.
Воспитательный потенциал по предмету Родной язык (русский) реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, использование воспитательных возможностей содержания
раздела через подбор соответствующих упражнений;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих
задач для решения;
- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими обучающимися.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к
ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим
духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному
развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с
установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких
результатов при изучении других учебных предметов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность
в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся научится:
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1. Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты
1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков.
4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств адекватно ситуации и стилю общения.
6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.
На обязательное изучение предмета «Родной язык» на этапе основного общего образования
отводится 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура (11 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы
как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из
употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов
и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в
современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (11 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в
речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов
в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч) Язык и речь. Виды
речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и
др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные)
структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Тематическое планирование по род. языку с определением основных видов учебной
деятельности и формируемых УУД
8 класс (34ч)
Основное
содержание по
разделам/темам
Основная цель
Характеристика
основных видов
деятельности
ученика
Раздел 1. Язык и культура-11ч
Из истории русского
литературного языка
Как и почему
изменяется наш язык.
У истоков
современного русского
языка. Роль
церковнославянского
(старославянского)
языка в развитии
русского языка.
Переход языка
великорусской
народности к русскому
национальному языку в
Петровскую эпоху.
десятилетий. Речевые
ошибки, связанные с
нарушением точности
или уместности
употребления
заимствованных слов.
Правильное
употребление
заимствованных слов.
Русизмы в
иностранных языках.
Особенности освоения
иноязычной лексики.
Фонетико-графическое
и грамматическое
освоение
заимствованных слов
(общее представление).
Типы иноязычных слов
по степени их
освоенности (общее
Как и почему изменяется
наш язык. У истоков
современного русского
языка. Переход языка
великорусской
народности к русскому
национальному языку в
Петровскую эпоху.
Диалекты как часть
народной культуры.
Диалектизмы и их
национально-культурное
своеобразие. Диалектное
членение русского языка
на современном этапе
(общее
представление).Уметь их
находить в тексте
художественного
произведения.
Заимствование
иноязычных слов как
результат
взаимодействия
национальных культур.
Знать сферы
употребления и правила
употребления
заимствованных слов.
Уметь их находить в
тексте художественного
произведения.
Объяснять близость
славянских языков;
Рассказывать об истории
создания
старославянского
(церковнославянского)
языка, роли
старославянского языка
в становлении
современного русского
литературного языка (в
пределах изученного);
Рассказывать о реформе
алфавита в Петровскую
эпоху; объяснять роль
творчества А. С.
Пушкина в становлении
русского литературного
языка; Анализировать
сведения об этимологии
слов с целью выявления
сведений о культуре и
истории народа (на
материале
научнопопулярных
текстов); Приводить
примеры,
доказывающие, что
изучение русского языка
позволяет лучше узнать
историю и культуру
страны (на материале
изученного); Приводить
примеры национального
своеобразия, богатства,
выразительности
русского родного языка
Формируемые
УУД
Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при
лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма основные правила
орфографии.
представление).
Семантическое
освоение
заимствованных слов
(общее представление).
Роль заимствованной
лексики в современном
русском языке.
Современные
неологизмы.
Пополнение
словарного состава
русского языка новой
лексикой.
Современные
неологизмы и их
группы по сфере
употребления и
стилистической
окраске. Уместное
употребление
неологизмов,
образованных от
иноязычных
заимствований с
помощью русских
словообразовательных
средств.
Отражение во
фразеологии истории
и культуры народа.
Фразеология с точки
зрения отражения
истории и культуры
народа. Типы
фразеологизмов (общее
представление).
Источники
фразеологии
(конкретные примеры).
Отражение во
фразеологии предметов
ушедшего быта,
представлений и
верований наших
предков, реальных
событий далёкого
прошлого и т. п.
Употребление
фразеологизмов.
Современные
фразеологизмы.
Отражение во
фразеологии
исторических событий,
культуры и т. п.
Перемещение
фразеологизмов из
активного в пассивный
запас и наоборот.
Роль заимствованной
лексики в современном
русском языке.
Орфографический и
пунктуационный
практикум.
Знать сферы
употребления и правила
употребления новых
слов. Уметь их находить
в тексте
художественного
произведения.
Отражение во
фразеологии предметов
ушедшего быта,
представлений и
верований наших
предков, реальных
событий далёкого
прошлого.
Перемещение
фразеологизмов из
активного в пассивный
запас и наоборот.
(в рамках изученного);
Выявлять и
характеризовать
различия между
литературным языком и
диалектами;
Распознавать
диалектизмы; объяснять
национальнокультурное
своеобразие
диалектизмов (в рамках
изученного); Сравнивать
наименования предметов
и явлений окружающего
мира в диалектах и
литературном языке,
комментировать
использование
диалектных слов в
художественной
литературе;
Использовать толковые
словари, словари
пословиц и поговорок;
словари синонимов,
антонимов; словари
эпитетов, метафор и
сравнений; учебные
этимологические
словари;
Устанавливать и
характеризовать роль
заимствованной лексики
в современном русском
языке; Комментировать
причины лексических
заимствований;
характеризовать
процессы заимствования
иноязычных слов как
результат
взаимодействия
национальных культур,
приводить примеры;
Определять значения
иноязычных слов; по
словарю иностранных
слов устанавливать
языкиисточники;
подбирать русские
синонимы к иноязычным
словам (в тех случаях,
когда это возможно);
Целесообразно
употреблять иноязычные
слова, оценивать
правильность и
уместность
употребления
иноязычной лексики,
Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность
действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.
Слушать и понимать
других.
Стилистические
особенности
произношения и
ударения.
Ударение в кратких
формах
прилагательных;
подвижное ударение в
глаголах; ударение в
формах глагола
прошедшего времени;
ударение в возвратных
глаголах в формах
прошедшего времени
мужского рода;
ударение в формах
глаголов II спряжения
на -ить.
Нормы произношения
отдельных
грамматических
форм.
Нормы произношения
отдельных
исправлять речевые
ошибки;
Характеризовать
причины пополнения
лексического состава
языка; Определять
значения современных
неологизмов (в рамках
изученного);
распределять их по
тематическим группам;
Различать группы
лексических
неологизмов
современного русского
языка: иноязычные
заимствования; слова,
образованные от
иноязычных с помощью
русских
словообразовательных
средств; новые значения
слов; Характеризовать
современные
неологизмы по сфере
употребления и
стилистической окраске;
Оценивать уместность
употребления
современных
неологизмов в
различных речевых
ситуациях; Уместно
употреблять неологизмы
в практике общения;
Культура речи-11ч
Произносительные
Соблюдать нормы
различия в русском
ударения в отдельных
языке, обусловленные
грамматических формах
темпом речи.
имён существительных,
Стилистические
имён прилагательных;
особенности
глаголов (в рамках
произношения и
изученного); Различать
ударения (литературные‚ варианты
разговорные‚ устарелые
орфоэпической и
и профессиональные)
акцентологической
нормы (на отдельных
Нормы произношения
примерах); Объяснять
отдельных
особенности
грамматических форм;
употребления слов с
заимствованных слов:
учётом стилистических
ударение в форме
вариантов
родительного падежа
орфоэпической нормы;
множественного числа
Употреблять слова с
существительных.
учётом
Варианты ударения
произносительных
внутри нормы.
вариантов современной
орфоэпической нормы;
Точность как
Опознавать
коммуникативное
произносительные
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при
грамматических форм;
заимствованных слов:
ударение в форме
родительного падежа
множественного числа
существительных.
Варианты ударения
внутри нормы.
Синонимы и точность
речи.
Точность как
коммуникативное
качество речи и роль
синонимов в создании
точности речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
синонимов в речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
синонимов в речи.
Контекстные
синонимы; смысловые
и стилистические
синонимы.
Антонимы и точность
речи.
Антонимы и их
функции в речи.
Антонимы как
выразительное
средство языка.
Смысловые‚
стилистические
особенности
употребления
антонимов Типичные
речевые ошибки‚
связанные с
употреблением
антонимов в речи.
Лексические
омонимы и точность
речи.
Типы омонимов и их
употребление в речи.
Происхождение
омонимов. Смысловые‚
стилистические
особенности
употребления
лексических омонимов.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
омонимов в речи.
качество речи и роль
синонимов в создании
точности речи. Уметь
находить эпитеты в
тексте художественного
произведения.
различия в русском
языке, обусловленные
темпом речи и стилями
речи (на отдельных
примерах); Использовать
орфоэпические, в том
числе мультимедийные,
Антонимы и их функции словари для определения
в речи. Антонимы как
нормативных вариантов
выразительное средство
произношения.
языка. Смысловые‚
Употреблять слова в
стилистические
соответствии с их
особенности
лексическим значением
употребления
и требованием
антонимов. Употреблять лексической
лексические ресурсы
сочетаемости;
языка в собственных
Соблюдать нормы
высказываниях.
употребления
синонимов, антонимов,
Типы омонимов и их
омонимов;
употребление в речи.
Анализировать и
Происхождение
различать типичные
омонимов. Смысловые‚
речевые
стилистические
ошибки‚связанные с
особенности
употреблением
употребления
синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов.
лексических омонимов в
Уметь находить в тексте речи (на отдельных
художественного
примерах);
произведения изученные Корректировать речь с
средства художественной целью исправления
изобразительности.
речевых ошибок;
Употреблять имена
Категория склонения:
существительные, имена
склонение русских и
прилагательные,
иностранных имён и
местоимения,
фамилий; названий
порядковые и
географических
количественные
объектов. Употреблять
числительные в
лексические ресурсы
соответствии с нормами
языка в собственных
современного русского
высказываниях.
литературного языка (в
рамках изученного);
Нормы употребления
Выявлять, анализировать
форм имён
и исправлять типичные
существительных в
грамматические ошибки
соответствии с
в устной и письменной
принадлежностью к
речи (в рамках
разряду одушевлённости изученного);
неодушевлённости.
Анализировать и
Отражение вариантов
оценивать с точки
грамматической нормы в зрения норм
словарях и справочниках. современного русского
литературного языка
Склонение местоимений. чужую и собственную
Нормы употребления
речь (в рамках
имён прилагательных в
изученного);
формах сравнительной
Корректировать свою
степени, в краткой
речь с учётом её
форме. Склонение
соответствия основным
лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма основные правила
орфографии.
Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность
Особенности
склонения имён
собственных.
Категория склонения:
склонение русских и
иностранных имён и
фамилий; названий
географических
объектов. Нормы
употребления форм
имен существительных
в соответствии с типом
склонения,
особенностями
окончаний форм
множественного числа.
Нормы употребления
имён
существительных.
Нормы употребления
форм имён
существительных в
соответствии с
принадлежностью к
разряду
одушевлённостинеодушевлённости.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в словарях и
справочниках.
Нормативные и
ненормативные формы
имён существительных.
Нормы употребления
имён
прилагательных,
числительных,
местоимений.
Склонение
местоимений. Нормы
употребления имён
прилагательных в
формах сравнительной
степени, в краткой
форме. Склонение
порядковых и
количественных
числительных.
Типичные
грамматические
ошибки в речи.
Речевой этикет.
Национальные
особенности речевого
этикета. Принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального
речевого этикета;
порядковых и
количественных
числительных.
Национальные
особенности речевого
этикета. Принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального речевого
этикета; использование
стандартных речевых
формул в стандартных
ситуациях общения,
позитивное отношение к
собеседнику.
нормам современного
литературного языка;
Редактировать
предложения с целью
исправления типичных
грамматических ошибок
(в рамках изученного и
на отдельных примерах);
Использовать
грамматические словари
и справочники, в том
числе мультимедийные,
для уточнения нормы
формообразования,
словоизменения и
построения
словосочетания и
предложения.
Использовать принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального русского
речевого этикета;
Использовать в
предлагаемых ситуациях
общения этикетные
формулы начала и конца
общения, похвалы и
комплимента,
благодарности,
сочувствия, утешения;
Соблюдать русскую
этикетную вербальную и
невербальную манеру
общения.
Публично представлять
результаты
проведённого языкового
анализа, выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования, проекта;
Самостоятельно
выбирать формат
выступления с учётом
цели презентации и
особенностей аудитории
и в соответствии с ним
составлять устные и
письменные тексты;
Самостоятельно
составлять алгоритм
решения задачи (или его
часть), выбирать способ
решения учебной задачи
с учётом имеющихся
ресурсов и собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые варианты
действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.
Слушать и понимать
других.
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
использование
стандартных речевых
формул в стандартных
ситуациях общения,
позитивное отношение
к собеседнику. Этика и
речевой этикет.
Соотношение понятий
«этика» – «этикет» –
«мораль»; «этические
нормы» – «этикетные
нормы» – «этикетные
формы» Устойчивые
формулы речевого
этикета в общении.
Этикетные формулы
начала и конца
общения. Этикетные
формулы похвалы и
комплимента.
Этикетные формулы
благодарности.
Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Эффективные
приёмы чтения.
Понятие о
читательской культуре.
Интерпретация текста.
Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее.
Соотношение цели и
вида чтения.
Публицистический
стиль. Устное
выступление.
Этапы работы с
текстом.
Понятие о диалоге с
текстом.
Прогнозирование
информации.
Просмотровое и
изучающее чтение
текста.
Художественная речь.
Описание внешности
человека.
Тематическое
единство текста.
Тематическое
единство, тема и
микротема текста.
Принципы составления
плана текста. План
сочинения. Смысловые
части текста.
решений;
Самостоятельно
составлять план
действий, вносить
необходимые
коррективы в ходе его
реализации.
Речь. Текст-12ч
Понятие о читательской
Владеть читательской
культуре. Интерпретация культурой; выбирать и
текста. Виды чтения:
использовать различные
просмотровое,
виды чтения в
ознакомительное,
соответствии с его
изучающее.
целью; Осуществлять
диалог с текстом;
Понятие о диалоге с
прогнозировать
текстом.
содержание текста по
Прогнозирование
теме, по первому
информации.
предложению текста, в
Просмотровое и
процессе чтения;
изучающее чтение
Владеть умениями
текста.
информационной
Принципы составления
переработки
плана текста.
прослушанного или
Тексты описательного
прочитанного текста;
типа: дефиниция.
основными способами и
Ситуативная дефиниция. средствами получения,
удожественное
переработки и
повествование, характер
преобразования
рассказчика.
информации.
Особенности жанра
Анализировать и
бывальщины. Былички.
создавать тексты
описательного типа
Работа с толковым и
(определение понятия,
этимологическим
пояснение, собственно
словарями. Ключевое
описание);
слово русской культуры: Анализировать
подвиг.
художественное
Функциональноповествование; на
смысловые типы речи в
основе анализа выявлять
научном стиле. Работа с
характер рассказчика;
источниками
Уместно использовать
жанры разговорной речи
Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при
лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма ос-
Тексты
описательного типа.
Тексты описательного
типа: дефиниция.
Ситуативная
дефиниция.
Ситуативная
дефиниция и
литературная
мистификация.
Художественное и
научное описание.
Дефиниция явлений,
качеств человека.
Разговорная речь.
Рассказ о событии.
Бывальщина.
Художественное
повествование,
характер рассказчика.
Особенности жанра
бывальщины. Былички.
Научный стиль.
Словарная статья.
Учебно-научный стиль.
Словарная статья
энциклопедического
словаря. Работа с
толковым и
этимологическим
словарями. Ключевое
слово русской
культуры: подвиг.
Научное сообщение.
Функциональносмысловые типы речи в
научном стиле. Работа
с источниками.
Содержание и
структура научного
сообщения.
Компьютерная
презентация. Основные
средства и правила
создания и
предъявления
презентации
слушателям.
Виды ответов.
Структура устного
ответа. Различные
виды ответов:
ответанализ, ответобобщение,
ответдобавление,
ответ-группировка.
Языковые средства,
которые используются
в разных частях
(рассказ о событии,
«бывальщины») в
ситуациях
неформального
общения. Использовать
информацию словарных
статей для решения
учебных задач;
Объяснять значение
ключевых слов русской
культуры (героизм,
герой, подвиг).
Анализировать
содержание и структуру
научного сообщения;
Создавать учебнонаучные тексты (ответы
на уроке) в письменной
и устной форме;
Использовать при
создании устного
научного сообщения
языковые средства,
способствующие его
композиционному
оформлению;
Анализировать и
составлять различные
виды ответов: ответанализ, ответобобщение,
ответ-добавление, ответгруппировку.
Раскрывать значение
ключевых слов раздела;
Использовать освоенные
в процессе изучения
раздела сведения при
анализе устных
высказываний, готового
текста и при создании
собственных текстов в
устной и письменной
форме.
новные правила
орфографии.
Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность
действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.
учебного устного
ответа.
Слушать и понимать
других.
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык
(русский) для 8-го класса (34 часа)
№
п/п
1
Тема урока
Введение.
Дата
План
05.09
Язык и культура.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Исконно русская лексика. Входная проверочная работа
12.09
Особенности исконно русской лексики.
19.09
Собственно русские слова как база и основной источник
26.09
развития лексики русского литературного языка.
Старославянизмы.
03.10
Роль старославянизмов в развитии русского литературного
10.10
языка.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
17.10
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи.
24.10
Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной
2 четв.
публицистике.
07.11
Речевой этикет в русской культуре.
14.11
Особенности речевого этикета в русской культуре.
21.11
Русский человек в обращении к другим.
28.11
Культура речи.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в 05.12
современной речи. Проверочная работа
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в 12.12
современной речи.
Нормы употребления терминов.
19.12
Особенности употребления терминов в публицистике,
26.12
художественной литературе, разговорной речи.
Трудные случаи согласования в русском языке.
3 четв.
09.01
Трудные случаи согласования в русском языке
16.01
Трудные случаи согласования в русском языке.
23.01
Особенности современного речевого этикета.
30.01
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации.
06.02
Представление проектов, результатов исследовательской
13.02
работы.
Защита проектов.
20.02
Дата Факт
24
25
26
27
28
Речь. Текст.
Информация: способы и средства ее получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
29
30
31
Контрольная работа ПА
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи.
32
33
Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре
письма.
Повторение
34
27.02
06.03
13.03
20.03
4четв.
03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05