Рабочая программа по учебному предмету Родной язык (русский) 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №5
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.19. Тел. 8(39042) 68900
Рассмотрено:
методическим объединением
учителей русского языка и литературы
протокол № 1 от 29.08.2024г.
руководитель ШМО: _______
А.А.Багаева

Утверждено:
приказ № 117 от 02.09.2024г
Директор МБОУ СОШ№5
__________О.В.Гришина

Гришина
Ольга
Валериевна

/

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
13:18:59 +07'00'

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс

Составитель: учитель русского языка
и литературы I кв. категории
Багаева А.А.

Саяногорск 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 7 классов на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), Образовательной программы МБОУ СОШ №5
Учебного плана МБОУ СОШ №5, а также Примерной программы воспитания с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования.
Целями и задачами изучения родного языка являются:
 воспитание гражданина и патриота;
 формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
 осознание национального своеобразия русского языка;
 формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре;
 воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
 формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
 воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
 овладение культурой межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования;
 обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
 развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения: о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение родного (русского) языка в 8
классе отводится 1 час в неделю

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа по предмету Родной язык (русский) литература разработана с учётом рабочей
программы воспитания «Школа роста» МБОУ СОШ №5. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать её не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы по предмету Родной язык
(русский), нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания «Школа роста»;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость
в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе
детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
программой воспитания «Школа роста»;
- в высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности,
что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания «Школа роста»
социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований.
Воспитательный потенциал по предмету Родной язык (русский) реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, использование воспитательных возможностей содержания
раздела через подбор соответствующих упражнений;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих
задач для решения;
- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими обучающимися.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к
ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим
духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному
развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с
установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких
результатов при изучении других учебных предметов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных

и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность
в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся научится:
 определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся научится:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;


фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;


строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1. Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся научится:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся научится:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся научится:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);


представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты
1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков.
4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств адекватно ситуации и стилю общения.
6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.
На обязательное изучение предмета «Родной язык» на этапе основного общего образования
отводится 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Раздел 1. Язык и культура (11 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы
как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из
употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов
и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в
современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным

запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (11 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в
речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов
в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч) Язык и речь. Виды
речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и
др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные)
структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Тематическое планирование по род. языку с определением основных видов учебной
деятельности и формируемых УУД
8 класс (34ч)
Основное
содержание по
разделам/темам

Основная цель

Характеристика
основных видов
деятельности
ученика
Раздел 1. Язык и культура-11ч

Из истории русского
литературного языка
Как и почему
изменяется наш язык.
У истоков
современного русского
языка. Роль
церковнославянского
(старославянского)
языка в развитии
русского языка.
Переход языка
великорусской
народности к русскому
национальному языку в
Петровскую эпоху.
десятилетий. Речевые
ошибки, связанные с
нарушением точности
или уместности
употребления
заимствованных слов.
Правильное
употребление
заимствованных слов.
Русизмы в
иностранных языках.
Особенности освоения
иноязычной лексики.
Фонетико-графическое
и грамматическое
освоение
заимствованных слов
(общее представление).
Типы иноязычных слов
по степени их
освоенности (общее

Как и почему изменяется
наш язык. У истоков
современного русского
языка. Переход языка
великорусской
народности к русскому
национальному языку в
Петровскую эпоху.
Диалекты как часть
народной культуры.
Диалектизмы и их
национально-культурное
своеобразие. Диалектное
членение русского языка
на современном этапе
(общее
представление).Уметь их
находить в тексте
художественного
произведения.
Заимствование
иноязычных слов как
результат
взаимодействия
национальных культур.
Знать сферы
употребления и правила
употребления
заимствованных слов.
Уметь их находить в
тексте художественного
произведения.

Объяснять близость
славянских языков;
Рассказывать об истории
создания
старославянского
(церковнославянского)
языка, роли
старославянского языка
в становлении
современного русского
литературного языка (в
пределах изученного);
Рассказывать о реформе
алфавита в Петровскую
эпоху; объяснять роль
творчества А. С.
Пушкина в становлении
русского литературного
языка; Анализировать
сведения об этимологии
слов с целью выявления
сведений о культуре и
истории народа (на
материале
научнопопулярных
текстов); Приводить
примеры,
доказывающие, что
изучение русского языка
позволяет лучше узнать
историю и культуру
страны (на материале
изученного); Приводить
примеры национального
своеобразия, богатства,
выразительности
русского родного языка

Формируемые
УУД

Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при
лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма основные правила
орфографии.

представление).
Семантическое
освоение
заимствованных слов
(общее представление).
Роль заимствованной
лексики в современном
русском языке.
Современные
неологизмы.
Пополнение
словарного состава
русского языка новой
лексикой.
Современные
неологизмы и их
группы по сфере
употребления и
стилистической
окраске. Уместное
употребление
неологизмов,
образованных от
иноязычных
заимствований с
помощью русских
словообразовательных
средств.
Отражение во
фразеологии истории
и культуры народа.
Фразеология с точки
зрения отражения
истории и культуры
народа. Типы
фразеологизмов (общее
представление).
Источники
фразеологии
(конкретные примеры).
Отражение во
фразеологии предметов
ушедшего быта,
представлений и
верований наших
предков, реальных
событий далёкого
прошлого и т. п.
Употребление
фразеологизмов.
Современные
фразеологизмы.
Отражение во
фразеологии
исторических событий,
культуры и т. п.
Перемещение
фразеологизмов из
активного в пассивный
запас и наоборот.

Роль заимствованной
лексики в современном
русском языке.
Орфографический и
пунктуационный
практикум.
Знать сферы
употребления и правила
употребления новых
слов. Уметь их находить
в тексте
художественного
произведения.
Отражение во
фразеологии предметов
ушедшего быта,
представлений и
верований наших
предков, реальных
событий далёкого
прошлого.
Перемещение
фразеологизмов из
активного в пассивный
запас и наоборот.

(в рамках изученного);
Выявлять и
характеризовать
различия между
литературным языком и
диалектами;
Распознавать
диалектизмы; объяснять
национальнокультурное
своеобразие
диалектизмов (в рамках
изученного); Сравнивать
наименования предметов
и явлений окружающего
мира в диалектах и
литературном языке,
комментировать
использование
диалектных слов в
художественной
литературе;
Использовать толковые
словари, словари
пословиц и поговорок;
словари синонимов,
антонимов; словари
эпитетов, метафор и
сравнений; учебные
этимологические
словари;
Устанавливать и
характеризовать роль
заимствованной лексики
в современном русском
языке; Комментировать
причины лексических
заимствований;
характеризовать
процессы заимствования
иноязычных слов как
результат
взаимодействия
национальных культур,
приводить примеры;
Определять значения
иноязычных слов; по
словарю иностранных
слов устанавливать
языкиисточники;
подбирать русские
синонимы к иноязычным
словам (в тех случаях,
когда это возможно);
Целесообразно
употреблять иноязычные
слова, оценивать
правильность и
уместность
употребления
иноязычной лексики,

Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность
действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.
Слушать и понимать
других.

Стилистические
особенности
произношения и
ударения.
Ударение в кратких
формах
прилагательных;
подвижное ударение в
глаголах; ударение в
формах глагола
прошедшего времени;
ударение в возвратных
глаголах в формах
прошедшего времени
мужского рода;
ударение в формах
глаголов II спряжения
на -ить.
Нормы произношения
отдельных
грамматических
форм.
Нормы произношения
отдельных

исправлять речевые
ошибки;
Характеризовать
причины пополнения
лексического состава
языка; Определять
значения современных
неологизмов (в рамках
изученного);
распределять их по
тематическим группам;
Различать группы
лексических
неологизмов
современного русского
языка: иноязычные
заимствования; слова,
образованные от
иноязычных с помощью
русских
словообразовательных
средств; новые значения
слов; Характеризовать
современные
неологизмы по сфере
употребления и
стилистической окраске;
Оценивать уместность
употребления
современных
неологизмов в
различных речевых
ситуациях; Уместно
употреблять неологизмы
в практике общения;
Культура речи-11ч
Произносительные
Соблюдать нормы
различия в русском
ударения в отдельных
языке, обусловленные
грамматических формах
темпом речи.
имён существительных,
Стилистические
имён прилагательных;
особенности
глаголов (в рамках
произношения и
изученного); Различать
ударения (литературные‚ варианты
разговорные‚ устарелые
орфоэпической и
и профессиональные)
акцентологической
нормы (на отдельных
Нормы произношения
примерах); Объяснять
отдельных
особенности
грамматических форм;
употребления слов с
заимствованных слов:
учётом стилистических
ударение в форме
вариантов
родительного падежа
орфоэпической нормы;
множественного числа
Употреблять слова с
существительных.
учётом
Варианты ударения
произносительных
внутри нормы.
вариантов современной
орфоэпической нормы;
Точность как
Опознавать
коммуникативное
произносительные

Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.

Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при

грамматических форм;
заимствованных слов:
ударение в форме
родительного падежа
множественного числа
существительных.
Варианты ударения
внутри нормы.
Синонимы и точность
речи.
Точность как
коммуникативное
качество речи и роль
синонимов в создании
точности речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
синонимов в речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
синонимов в речи.
Контекстные
синонимы; смысловые
и стилистические
синонимы.
Антонимы и точность
речи.
Антонимы и их
функции в речи.
Антонимы как
выразительное
средство языка.
Смысловые‚
стилистические
особенности
употребления
антонимов Типичные
речевые ошибки‚
связанные с
употреблением
антонимов в речи.
Лексические
омонимы и точность
речи.
Типы омонимов и их
употребление в речи.
Происхождение
омонимов. Смысловые‚
стилистические
особенности
употребления
лексических омонимов.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
омонимов в речи.

качество речи и роль
синонимов в создании
точности речи. Уметь
находить эпитеты в
тексте художественного
произведения.

различия в русском
языке, обусловленные
темпом речи и стилями
речи (на отдельных
примерах); Использовать
орфоэпические, в том
числе мультимедийные,
Антонимы и их функции словари для определения
в речи. Антонимы как
нормативных вариантов
выразительное средство
произношения.
языка. Смысловые‚
Употреблять слова в
стилистические
соответствии с их
особенности
лексическим значением
употребления
и требованием
антонимов. Употреблять лексической
лексические ресурсы
сочетаемости;
языка в собственных
Соблюдать нормы
высказываниях.
употребления
синонимов, антонимов,
Типы омонимов и их
омонимов;
употребление в речи.
Анализировать и
Происхождение
различать типичные
омонимов. Смысловые‚
речевые
стилистические
ошибки‚связанные с
особенности
употреблением
употребления
синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов.
лексических омонимов в
Уметь находить в тексте речи (на отдельных
художественного
примерах);
произведения изученные Корректировать речь с
средства художественной целью исправления
изобразительности.
речевых ошибок;
Употреблять имена
Категория склонения:
существительные, имена
склонение русских и
прилагательные,
иностранных имён и
местоимения,
фамилий; названий
порядковые и
географических
количественные
объектов. Употреблять
числительные в
лексические ресурсы
соответствии с нормами
языка в собственных
современного русского
высказываниях.
литературного языка (в
рамках изученного);
Нормы употребления
Выявлять, анализировать
форм имён
и исправлять типичные
существительных в
грамматические ошибки
соответствии с
в устной и письменной
принадлежностью к
речи (в рамках
разряду одушевлённости изученного);
неодушевлённости.
Анализировать и
Отражение вариантов
оценивать с точки
грамматической нормы в зрения норм
словарях и справочниках. современного русского
литературного языка
Склонение местоимений. чужую и собственную
Нормы употребления
речь (в рамках
имён прилагательных в
изученного);
формах сравнительной
Корректировать свою
степени, в краткой
речь с учётом её
форме. Склонение
соответствия основным

лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма основные правила
орфографии.
Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность

Особенности
склонения имён
собственных.
Категория склонения:
склонение русских и
иностранных имён и
фамилий; названий
географических
объектов. Нормы
употребления форм
имен существительных
в соответствии с типом
склонения,
особенностями
окончаний форм
множественного числа.
Нормы употребления
имён
существительных.
Нормы употребления
форм имён
существительных в
соответствии с
принадлежностью к
разряду
одушевлённостинеодушевлённости.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в словарях и
справочниках.
Нормативные и
ненормативные формы
имён существительных.
Нормы употребления
имён
прилагательных,
числительных,
местоимений.
Склонение
местоимений. Нормы
употребления имён
прилагательных в
формах сравнительной
степени, в краткой
форме. Склонение
порядковых и
количественных
числительных.
Типичные
грамматические
ошибки в речи.
Речевой этикет.
Национальные
особенности речевого
этикета. Принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального
речевого этикета;

порядковых и
количественных
числительных.
Национальные
особенности речевого
этикета. Принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального речевого
этикета; использование
стандартных речевых
формул в стандартных
ситуациях общения,
позитивное отношение к
собеседнику.

нормам современного
литературного языка;
Редактировать
предложения с целью
исправления типичных
грамматических ошибок
(в рамках изученного и
на отдельных примерах);
Использовать
грамматические словари
и справочники, в том
числе мультимедийные,
для уточнения нормы
формообразования,
словоизменения и
построения
словосочетания и
предложения.
Использовать принципы
этикетного общения,
лежащие в основе
национального русского
речевого этикета;
Использовать в
предлагаемых ситуациях
общения этикетные
формулы начала и конца
общения, похвалы и
комплимента,
благодарности,
сочувствия, утешения;
Соблюдать русскую
этикетную вербальную и
невербальную манеру
общения.
Публично представлять
результаты
проведённого языкового
анализа, выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования, проекта;
Самостоятельно
выбирать формат
выступления с учётом
цели презентации и
особенностей аудитории
и в соответствии с ним
составлять устные и
письменные тексты;
Самостоятельно
составлять алгоритм
решения задачи (или его
часть), выбирать способ
решения учебной задачи
с учётом имеющихся
ресурсов и собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые варианты

действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.
Слушать и понимать
других.
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.

использование
стандартных речевых
формул в стандартных
ситуациях общения,
позитивное отношение
к собеседнику. Этика и
речевой этикет.
Соотношение понятий
«этика» – «этикет» –
«мораль»; «этические
нормы» – «этикетные
нормы» – «этикетные
формы» Устойчивые
формулы речевого
этикета в общении.
Этикетные формулы
начала и конца
общения. Этикетные
формулы похвалы и
комплимента.
Этикетные формулы
благодарности.
Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Эффективные
приёмы чтения.
Понятие о
читательской культуре.
Интерпретация текста.
Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее.
Соотношение цели и
вида чтения.
Публицистический
стиль. Устное
выступление.
Этапы работы с
текстом.
Понятие о диалоге с
текстом.
Прогнозирование
информации.
Просмотровое и
изучающее чтение
текста.
Художественная речь.
Описание внешности
человека.
Тематическое
единство текста.
Тематическое
единство, тема и
микротема текста.
Принципы составления
плана текста. План
сочинения. Смысловые
части текста.

решений;
Самостоятельно
составлять план
действий, вносить
необходимые
коррективы в ходе его
реализации.

Речь. Текст-12ч
Понятие о читательской
Владеть читательской
культуре. Интерпретация культурой; выбирать и
текста. Виды чтения:
использовать различные
просмотровое,
виды чтения в
ознакомительное,
соответствии с его
изучающее.
целью; Осуществлять
диалог с текстом;
Понятие о диалоге с
прогнозировать
текстом.
содержание текста по
Прогнозирование
теме, по первому
информации.
предложению текста, в
Просмотровое и
процессе чтения;
изучающее чтение
Владеть умениями
текста.
информационной
Принципы составления
переработки
плана текста.
прослушанного или
Тексты описательного
прочитанного текста;
типа: дефиниция.
основными способами и
Ситуативная дефиниция. средствами получения,
удожественное
переработки и
повествование, характер
преобразования
рассказчика.
информации.
Особенности жанра
Анализировать и
бывальщины. Былички.
создавать тексты
описательного типа
Работа с толковым и
(определение понятия,
этимологическим
пояснение, собственно
словарями. Ключевое
описание);
слово русской культуры: Анализировать
подвиг.
художественное
Функциональноповествование; на
смысловые типы речи в
основе анализа выявлять
научном стиле. Работа с
характер рассказчика;
источниками
Уместно использовать
жанры разговорной речи

Предметные:
Знать ключевые слова
русской культуры,
находить их в тексте,
использовать их в
текстах собственного
сочинения. Знать
понятия «крылатые
слова и вы-ражения»,
источники их
пополнения в языке.
Уметь находить в
тексте крылатые
слова и выражения,
определять их
значение.
Знать понятия
«развитие языка,
внешние и
внутренние факторы
языковых изменений»
Уметь оперировать
терминами при
лексическом анализе
текста.
Знать основные
приёмы сжатия
текста, соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии.
Знать основные
приёмы сжатия текста, соблюдать в
практике письма ос-

Тексты
описательного типа.
Тексты описательного
типа: дефиниция.
Ситуативная
дефиниция.
Ситуативная
дефиниция и
литературная
мистификация.
Художественное и
научное описание.
Дефиниция явлений,
качеств человека.
Разговорная речь.
Рассказ о событии.
Бывальщина.
Художественное
повествование,
характер рассказчика.
Особенности жанра
бывальщины. Былички.
Научный стиль.
Словарная статья.
Учебно-научный стиль.
Словарная статья
энциклопедического
словаря. Работа с
толковым и
этимологическим
словарями. Ключевое
слово русской
культуры: подвиг.
Научное сообщение.
Функциональносмысловые типы речи в
научном стиле. Работа
с источниками.
Содержание и
структура научного
сообщения.
Компьютерная
презентация. Основные
средства и правила
создания и
предъявления
презентации
слушателям.
Виды ответов.
Структура устного
ответа. Различные
виды ответов:
ответанализ, ответобобщение,
ответдобавление,
ответ-группировка.
Языковые средства,
которые используются
в разных частях

(рассказ о событии,
«бывальщины») в
ситуациях
неформального
общения. Использовать
информацию словарных
статей для решения
учебных задач;
Объяснять значение
ключевых слов русской
культуры (героизм,
герой, подвиг).
Анализировать
содержание и структуру
научного сообщения;
Создавать учебнонаучные тексты (ответы
на уроке) в письменной
и устной форме;
Использовать при
создании устного
научного сообщения
языковые средства,
способствующие его
композиционному
оформлению;
Анализировать и
составлять различные
виды ответов: ответанализ, ответобобщение,
ответ-добавление, ответгруппировку.
Раскрывать значение
ключевых слов раздела;
Использовать освоенные
в процессе изучения
раздела сведения при
анализе устных
высказываний, готового
текста и при создании
собственных текстов в
устной и письменной
форме.

новные правила
орфографии.
Познавательные:
Пользоваться
разными видами
чтения
(просмотровым,
поисковым,
изучающим).
Ориентироваться в
учебнике: на
развороте, в
оглавлении, условных
обозначениях;
Извлекать
информацию из
текста, схем,
условных
обозначений.
Регулятивные:
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Ставить и решать
проблему,
анализировать
условия и пути её
достижения.
Оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
Формулировать тему
урока и его
последующее
содержание.
Определять
последовательность
действий (составлять
план).
Оценивать
достигнутые
результаты.
Коммуникативные:
Стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве.
Слушать и слышать
других.

учебного устного
ответа.

Слушать и понимать
других.
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык
(русский) для 8-го класса (34 часа)
№
п/п
1

Тема урока
Введение.

Дата
План
05.09

Язык и культура.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Исконно русская лексика. Входная проверочная работа
12.09
Особенности исконно русской лексики.
19.09
Собственно русские слова как база и основной источник
26.09
развития лексики русского литературного языка.
Старославянизмы.
03.10
Роль старославянизмов в развитии русского литературного
10.10
языка.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
17.10
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи.
24.10
Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной
2 четв.
публицистике.
07.11
Речевой этикет в русской культуре.
14.11
Особенности речевого этикета в русской культуре.
21.11
Русский человек в обращении к другим.
28.11
Культура речи.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в 05.12
современной речи. Проверочная работа
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в 12.12
современной речи.
Нормы употребления терминов.
19.12
Особенности употребления терминов в публицистике,
26.12
художественной литературе, разговорной речи.
Трудные случаи согласования в русском языке.
3 четв.
09.01
Трудные случаи согласования в русском языке
16.01
Трудные случаи согласования в русском языке.
23.01
Особенности современного речевого этикета.
30.01
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации.
06.02
Представление проектов, результатов исследовательской
13.02
работы.
Защита проектов.
20.02

Дата Факт

24
25
26
27
28

Речь. Текст.
Информация: способы и средства ее получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.

29
30
31

Контрольная работа ПА
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи.

32
33

Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре
письма.
Повторение

34

27.02
06.03
13.03
20.03
4четв.
03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».