Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей иностранных языков
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:17:26 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Готовимся к ОГЭ»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168
Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения) «Внеурочная деятельность школьников».
Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2012 год;
Автор - составитель программы:
Беликова С.В., учитель английского языка,
высшая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Готовимся к ОГЭ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем английского языка.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы кружка «Готовимся к ОГЭ» обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания английского языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
• требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на экзамене
по английскому языку;
• условиями работы в классно-урочной системе преподавания английского языка и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал и успешно сдать ОГЭ.
Программа знакомит со следующими аспектами изучаемого предмета: английский язык
как средство получения информации; некоторые праздники; страноведение; факты из жизни и
биографии известных людей в области литературы; английский национальный фольклор и традиции.
Практическая значимость программы - ориентирована на личность ребёнка: расширяет
лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях,
учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему
понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Курс является
практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата
ОГЭ, требующей обобщения и систематизации полученных знаний и умений. В каждом разделе
уделяется внимание развитию лексических навыков и работе над грамматическими структурами.
Общая характеристика программы. Курс призван поддерживать у учащихся устойчивый
интерес к предмету и расширять их знания. Программа ориентирована на личность ребёнка:
расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её
жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами,
углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со специальными предметными, является развитие способностей ребенка, качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как умение сравнивать и анализировать,
добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим
программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки
самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет
устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно–урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся
реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам
второго поколения –развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных
действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, саморегуляция.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее
кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
2
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр,
викторин, тестов, контрольных срезов, дистанционных конкурсов.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются:
персональный компьютер;
демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с темами программы обучения;
карточки с заданиями;
электронные справочники;
электронные пособия;
самостоятельно разработанные презентации;
видеофильмы по предмету;
аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - совершенствовать умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма; обеспечить подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.
Задачи программы:
обучающие - сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
воспитательные - формирование у детей положительного отношения и интереса к изучению английского языка; воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка; воспитывать чувство толерантности;
развивающие - создать условия для полноценного и своевременного психологического
развития ребенка; развивать интеллектуальные и познавательные способности, внимание, мышление, память, воображение, волю, расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию к познанию и творчеству; ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка; развивать фонематический слух;
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная.
Формирование умения строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Формирование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
Формирование умения самостоятельно работать, рационально организовывая свой
труд в классе и дома Формирование умения использовать знаково-символические
средства представления информации для решения учебных и практических задач;
Формирование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять
тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Формирование умения осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью Интернета;
Формирование умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
3
;
Формирование умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Формирование уважительного отношения к родному языку;
Формирование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
Формирование умения выражать себя, через проектную деятельность, вести обсуждение, давать оценки, рационально использовать свое время, нести ответственность
за выполнение задания, совместную работу;
Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации.
Формирование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
Формирование уважительного отношения к своей стране, её достижениям и успехам;
Формирование уважительного отношения к традиционным ценностям своей страны и
страны изучаемого языка;
Формирование уважительного отношения к правам и свободам личности;
Формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
Формирование ценностного отношения к труду, учебной деятельности, коллективу;
Формирование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному образу жизни;
Формирование бережного, уважительного отношения к природе и всем формам жизни;
третий – основная функция – деятельностная.
Формирование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Формирование умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Готовимся к ОГЭ»:
личностные результаты:
• понимание значимости владения иностранного языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
• формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
• к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
- метапредметные результаты:
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
- предметные результаты:
включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для
данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения иностранного языка в коммуникативной сфере (говорении, письме, чтении, аудировании);
в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностноориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
- вести этикетный диалог в типичных ситуациях общения, диалог-расспрос (вопрос - ответ) и диалог - побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье; своей стране и стране изучаемого языка.
- вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить
сказанное;
-уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его; - выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;
аудирование:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных
по содержанию текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на
изученном языковом материале;
чтение:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдать
правила чтения и нужную интонацию;
-читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые
слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;
письменная речь:
-писать короткое личное письмо.
5
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-применение основных правил чтения и орфографии;
- распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний,
оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
-знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка, географическое положение;
- знание достопримечательностей Великобритании;
- знание национальных традиций и праздников страны изучаемого языка;
-представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
Система отслеживания и оценивания результатов занятий обучающихся организована на
практических занятиях в форме защиты проектов, викторин, тренировочных работ и др., т.е.
практического продукта исполнительской деятельности, собственного творчества и др., созданного после получения соответствующей информации.
3. Содержание кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
«Аудирование»-6 часов
Стратегии подготовки к разделу «Аудирование»
Задания на понимание основного содержания
Задания на извлечение запрашиваемой информации
Задания на полное понимание прослушанного
Выполнение теста по аудированию
«Чтение»- 5 часов
Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного
содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание
прочитанного
Выполнение теста по чтению
«Лексика и грамматика» – 12 часов
Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
Личные и неличные формы глагола, видовременные
формы глагола
Страдательный залог
Степени сравнения прилагательных и наречий
Множественное число существительных
Порядковые числительные
Работа с тестовыми заданиями по грамматике
Работа с тестовыми заданиями по словообразованию
Устойчивые фразовые глаголы, идиоматические выражения
Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)
Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц
Выполнение лексико-грамматического теста
«Письменная и устная речь» – 11 часов
Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо
личного характера
Образцы писем
Написание письма
Формы организации
внеурочной деятельности
Познавательная дея- Беседа. Викторина.
тельность
Работа в группах.
Эстетическая
дея- Чтение.
тельность
Досуговая деятельность
Виды внеурочной деятельности
Познавательная деятельность
Конкурс.
Досуговая деятельЧтение текста.
ность
Викторина.
Игровая
деятельность
Познавательная деятельность
Викторина.
Досуговая деятель- Работа с карточками.
ность
Конкурс.
Игровая
деятельность
Познавательная деятельность
Эстетическая деятельность
Досуговая деятель-
Прослушивание, заучивание текстов.
Викторина.
Конкурс.
Тренировочная рабо-
6
Практические указания и упражнения
ность
Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые
клише
Чтение вслух.
Односторонний диалог
Тематика монологического высказывания.
Мини-практикум по выполнению заданий устной части
Пробный тест в формате ОГЭ
та.
Чтение,
вание.
проговари-
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№ п/п
Название разделов (тем)
программы
Виды, формы контроля
1
Аудирование
Тренировочная работа по аудированию в
формате ОГЭ
2
Чтение
Тренировочная работа по чтению в формате ОГЭ
3
Лексика и грамматика
Тренировочная работа по лексике и
грамматике в формате ОГЭ
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Создание
благоприятных
условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к своему отечеству, своей
малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно
оберегать;
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
Создание
благоприятных
условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу
Создание
благоприятных
условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу
- к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека
Кол-во
часов
6
5
12
7
4
Письменная и устная речь
Тренировочная работа по письменной и
устной речи в формате ОГЭ
Создание
благоприятных
условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу
-к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику
его счастья;
-к окружающим людям как
безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
всего
11
34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. http://www.macmillan.ru/state-exams
2. «Тесты для подготовки к ГИА по английскому языку с интернет- ресурсом» - М.Вербицкая,
Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз, Макмиллан, 2014
3. «Английский язык 9 класс. Сборник тренировочных и проверочных заданий (в
формате ГИА» Ю. С. Веселова «Интеллект-Центр», Москва, 2014
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. http://www.uchi.ru//
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
http:// edu.mob-edu.ru/ui/
http://www.ourkids.ru/
http://kids.dnschool.ru/
http://englishforme.ucoz.ru/
http://www.englishclub-spb.ru/
http://elf-english.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.free-books.org/
http://www.a-zcenter.ru/tales
8
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Готовимся к ОГЭ» на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3.09
10.09
17.09
24.09
1.10
8.10
15.10
22.10
5.11
12.11
19.11
Факт
Ознакомление с форматом экзамена
Стратегии подготовки к разделу «Аудирование»
Задания на понимание основного содержания
Задания на извлечение запрашиваемой информации
Задания на полное понимание прослушанного
Выполнение теста по аудированию
Стратегии подготовки к разделу «Reading
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного
Выполнение теста по чтению
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
26.11
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
1.04
8.04
15.04
22.04
Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола
Страдательный залог
Степени сравнения прилагательных и наречий
Множественное число существительных
Порядковые числительные
Работа с тестовыми заданиями по грамматике
Работа с тестовыми заданиями по словообразованию
Устойчивые фразовые глаголы, идиоматические выражения
Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)
Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц
Выполнение лексико-грамматического теста
Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера
Образцы писем
Написание письма
Практические указания и упражнения
Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише
Чтение вслух.
Односторонний диалог
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
31
32
33
34
29.04
6.05
Тематика монологического высказывания.
Мини-практикум по выполнению заданий устной части
1
1
1
1
Пробный тест в формате ОГЭ
13.05
20.05
Итого:
2
2
34 ч.
11
16
7
11