Рабочая программа организации внеурочной деятельности Готовимся к ОГЭ (химия) 9 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей биологии, химии,
географии.
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 177 от 2.09.2024г.

Гришина
Ольга
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:19:00 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: курса «Готовимся к ОГЭ»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
 Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ
№ 5 от 13.09.2021г. № 168

Автор - составитель программы:
Стреколовская Н.Н.., учитель химии,
первая квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Готовимся к ОГЭ» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, разработана учителем химии.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по
общеинтеллектуальному, направлению развития личности.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося выбрать профильный
предмет обучения в старших классах или изменить свой выбор. Экзамен по химии требует
от обучающихся многих знаний и понятий; владеть практическими навыками и уметь
применять их в другой ситуации.
Практическая значимость программы - Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на
подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ и обучающихся, которые выбирают химию для
дальнейшего обучения в профиле.
Общая характеристика программы - Программа отражает содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет
минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и
опытов, выполняемых обучающимися. В рамках данного курса запланированы практические
работы – что способствует формированию устойчивого познавательного интереса к
предмету.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их
психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового
и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия в
форме викторин, тестов, участия в олимпиадах, конкурсе Вернадского.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются классная доска,
химические таблицы, компьютер, принтер, химическая лаборатория.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы,
помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период
подготовки к экзамену.
Задачи программы:
Обучающие - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;

2

Воспитательные - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение
полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.
Развивающие - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная развить познавательные интересы и
интеллектуальные способности в процессе приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
второй
–
основная
функция
–
формирование
личностного
отношения.
Совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий.
третий – основная функция – деятельностная - воспитать убежденность в позитивной роли
химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности курса «Готовимся к ОГЭ».
Личностные результаты: мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельности. готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории,
чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность,
самоконтроль и самооценка;
Метапредметные результаты:
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

3

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты,
химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами
бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и
освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент;
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через: тесты,
решение задач и упражнений, участие в олимпиадах, выполнение проектов, решение ким.
3. Содержание курса «Готовимся к ОГЭ» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Тема 1. Введение. Правила ТБ (1ч)

Виды внеурочной
деятельности
Познавательная
деятельность.

Тема 2. Особенности ОГЭ по химии (1ч)
кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
Входной срез КИМ (2ч)

Познавательная
деятельность.

Тема 3. Мир неорганической химии. (24ч)

Познавательная
деятельность.
Проблемноценностное общение

Тема 4. Химия в задачах и упражнениях (30ч)
А) Типы решения расчётных задач (20 ч)
Б) Методы решения расчётных задач (10ч)

Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность

Формы организации
внеурочной
деятельности
Познавательные
и
дидактические
занятия.
Познавательные
дидактические
занятия

и

Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
4

Тема 4. Тестовый практикум (5ч)

Тема 5. Решение пробных КИМов (3ч)

Анализ результатов (2ч)

Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность
Проблемноценностное общение

Общественный смотр
знаний

Общественный смотр
знаний
Общественный смотр
знаний

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.

№ п/п

Название разделов (тем)
программы

Виды, формы
контроля

1

Введение. Правила ТБ

2

Особенности ОГЭ по
химии

Самостоятельная
работа

3

Входной срез КИМ

Тестовые задания

4

Мир неорганической
химии.

Тестовые задания.
творческая работа

5

Химия в задачах
упражнениях

и Решение задач

Целевые приоритеты
воспитания в
соответствии с
ресурсами курса
Стремиться узнавать чтото новое.
Опыт самостоятельного
приобретения
новых
знаний.
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций
Опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций.
опыт самостоятельного
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций.
Всего

Кол-во
часов
1
1

2

24

6

34

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
Список литературы для учителя:
1. Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте –
М.:Центхимпресс//Химия в школе.-№2-2012-с.55

5

2. Вивюрский В.Я.Методика химического эксперимента - М. Высшая школа,1980
3. Гара Н.Н. Школьный практикум.Химия. – М. Дрофа,1999
4. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во
внеурочное время – М.:Центрхимпресс//Химия в школе. - №8,2009, с.12-16
5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности –
М:Центрхимпресс//Химия в школе №4,2011,с.123-126
Интернет-ресурсы:
1. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе: методическое
пособие для преподавателей химии. – Режим доступа: http://him.1september.ru
2. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. –
Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Список литературы для учащихся:
1. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая
промышленность»,1972- 99 с.
2. Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую
химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.
3. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб,: Тригон,1998- 576 с.
4. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М.,
АСТ: Астрель,2007 – 96с.
5. Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.
6. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая
школа,1991 – 288 с.

6. Календарное планирование курса «Готовимся к ОГЭ» на учебный год
(Приложение)

6

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование курса «Готовимся к ОГЭ» на 2024-2025 учебный год
9 класс
Количес
тво часов
ресурсы)

Введение. Инструктаж по ТБ.
1

5.09

Тема 1. Особенности ОГЭ по химии
1.Кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов
ОГЭ по химии,
2
12.09
информационные ресурсы ОГЭ
2-3. Входной срез КИМ
3
4

5

6

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adb59e

1

3
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adb7e2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adbac6

2

19.09
26.09

3.10

10.10

Тема 3. Мир неорганической химии.
1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
первых 20 элементов ПСХЭ. Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
2.Строение молекул.
Химическая связь:
(неполярная, полярная), ионная, металлическая.

ковалентная

1

1

2

24
1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adbcb0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adbe9a

1

1

с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения

Факт

Электронные
(цифровые
образовательные

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

7

8

9

10

11

12

13

17.10

3.Валентность химических элементов. Степень окисления
химических элементов.
1

24.10

4.Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических соединений. Номенклатура неорганических
соединений.

1

31.10

5.Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения
массы веществ.
6.Классификация химических реакций по различным
признакам: количеству и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления химических
элементов, поглощению и выделению энергии.
7.Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей
(средних)

1

8.Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

1

7.11

14.11

21.11

28.11

9.Химические
кислотных.

свойства

оксидов:

основных,

амфотерных,

10.Химические свойства оснований.
14

1

1

1

5.12
11.Химические свойства кислот.

15

12.12

16

19.12

12. Химические свойства амфотерных гидроксидов.

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adc28c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adcade
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adcd68
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00add448
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00add5d8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00add8b2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00add9d4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00addd12
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00addbfa
Библиотека

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
8

13.Химические свойства солей (средних).
17

1

26.12
14.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

18

9.01
15.Реакции ионного обмена.

19

20

21

22

23

24

25

1

1

16.01

23.01

16.Химические свойства простых
галогенов, кислорода, серы.

веществ

неметаллов:

1

30.01

17.Химические свойства простых веществ неметаллов: азота,
фосфора, углерода, кремния

1

6.02

18.Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в
школьной лаборатории. Человек в мире веществ.

1

13.02

19.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.

1

20.02

20.Химические свойства простых веществ металлов: щелочных,
щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его
соединений, алюминия, его соединений.

1

27.02

21.Определение характера среды растворов кислот и щелочей с
помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в
растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3 2-)

1

ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00addec0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00addfe2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade104
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade348
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade488
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade64a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade64a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00ade802
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adea28
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adec8a

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

26

6.03
13.03

27

22.Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+,
K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+).
23.Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ,
аммиак
24. Тест

28

1

1

17.03
Тема 4. Химия в задачах и упражнениях

29

30

20.03

1

2.Вычисление массовой доли элемента в веществе..

1

3.04

32

1

10.04
4. Вычисление массовой доли вещества в смеси.

1

17.04
5. Решение пробных КИМов

33

24.04

34

15.05

6. Анализ результатов
Итого:

1
1

1

6

1.Требования к оформлению задач, правильное написание
обозначений физико-химических величин, знаков, формул,
единиц.

3. Вычисление массовой доли вещества в растворе.
31

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adeea6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adf004

1

1

1
34

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adf306
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adf518
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adf68a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adfc20
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/00adb59e

1

1

1

1

1
1
21

13

-

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».