Приложение к ООП ООО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено методическим объединением учителей математики,
физики и информатики
Протокол № 1 от 29. 08. 2024 г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024 г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02
14:26:21 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Готовимся к ОГЭ по информатике»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от
13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Пашкова А.С., учитель информатики,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Готовимся к ОГЭ по информатике» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем информатики.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальномунаправлению развития личности.
Актуальность программы: Программа направлена на обеспечение условий развития
личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. А так
же ориентирована на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену
существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят
новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатикесредней школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также профильное
обучение информатике в средних и старших классах.
Практическая значимость программы: информатика имеет очень большое и всё
возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Общая характеристика программы: особенность данного курса заключается в том,
что многие предметные знания и способы деятельности (включая графические возможности
средств ИКТ, а также алгоритмика) имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении. Данный курс рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся средней школы.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
часа. Общее кол-во часов в год – 68 часов, аудиторных (теоретических) и практических занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
в выходные и нерабочие праздничные дни;
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в
форме тестов, контрольных срезов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются:
Интерактивная доска – 1шт.
ноутбуки – 15 шт.
Ученические столы – 15 шт.
Компьютерные стулья – 15 шт.
2
1. Цель и задачи программы
Целью программы является – создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование информационной компетенции и культуры,
формирование представления о графических возможностях компьютера, развитие информационно-коммуникационных компетенций.
Задачи программы:
Обучающие:
углубление и расширение знаний учащихся по информатике;
привитие интереса учащихся к предмету;
активизировать познавательную деятельность;
показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
воспитание культуры личности;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;
воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазам окружающих.
Развивающие:
развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование кругозора, исследовательских умений учащихся.
2. Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трём уровням:
первый – основная функция – познавательная,
умение актуализировать знания, полученные на уроках математики, информатики и физики, а также других дисциплин, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать
задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор
пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка;
критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.
3
Планируемые результаты, формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы внеурочной деятельности кружка «Готовимся к ОГЭ по информатике»:
личностные результаты:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование способности к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий на основе приобретённой мотивации к обучению и познанию;
формирование ответственного отношения к учению, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;
формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;
развитие эстетического сознания через творческую деятельность на базе среды
КуМир.
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение формализовать решение задач с использованием моделей и схем, знаков и
символов;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
предметные результаты:
формирование представлений об основных предметных понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» и их свойствах;
развитие логических способностей и алгоритмического мышления, умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя, знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
развитие представлений о числах, числовых системах;
овладение символьным языком алгебры, умение составлять и использовать сложные алгебраические выражения для моделирования учебных проектов, моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
развитие пространственных представлений, навыков геометрических построений
и моделирования таких процессов, развитие изобразительных умений с помощью
средств ИКТ;
формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных
навыков использования компьютерных устройств и программ;
формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.
4
3. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
В обучении информатике применяются (с помощью средств ИКТ):
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником);
Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, схема, интерактивная модель, демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеосюжетов);
Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
Проблемное обучение;
Метод проектов.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание раздела
Виды внеурочной
деятельности
Формы организации
внеурочной деятельности
Основные подходы к разработке контроль- Познавательная де- Дидактическое занятие
ных измерительных материалов по инфор- ятельность
матике. Техника безопасности. Инструктаж.
Представление и передача информации:
Практическое занятие,
виды, свойства информации, представление
онлайн-тестирование
информации в компьютере.
Обработка информации: кодирование инПрактическое занятие,
формации, системы счисления, элементы
онлайн-тестирование
алгебры логики.
Основные устройства ИКТ: архитектура
Практическое занятие,
компьютера, технологии создания и обраонлайн-тестирование
ботки текстовой, мультимедийной информации.
Поиск информации: программное обеспеПрактическое занятие,
чение, операционная система, аппаратное
онлайн-тестирование
обеспечение, файловая система.
Проектирование и моделирование: ИнфорПрактическое занятие,
мационное моделирование, классификация,
онлайн-тестирование
цели, этапы моделирования.
Практическое занятие,
Математические инструменты, электрононлайн-тестирование
ные таблицы: табличный процессов,
Организация информационной среды: телеПрактическое занятие,
коммуникационные технологии, инструонлайн-тестирование
менты создания информационных объектов, программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.
Решение тестов
онлайн тестирование
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
№
п/п
1
2
Название разделов
(тем)
программы
Основные подходы
к разработке контрольных измерительных материалов по информатике
Представление
и
передача информа-
Виды, формы
контроля
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во
часов
Дидактическое В воспитании обучающихся подросткового воззанятие
раста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни челоПрактическое века и источнику его счастья;
занятие, он-
4
8
5
ции
3
4
5
6
7
8
9
10
лайнтестирование
Обработка инфор- Практическое
мации
занятие, онлайнтестирование
Основные устройПрактическое
ства ИКТ
занятие, онлайнтестирование
Поиск информации Практическое
занятие, онлайнтестирование
Проектирование и
Практическое
моделирование
занятие, онлайнтестирование
Практическое
Математические
инструменты, элек- занятие, онлайнтронные таблицы
тестирование
Организация инПрактическое
формационной
занятие, онсреды
лайнтестирование
Решение тестов
онлайн тестирование
Обобщение
Дидактическое
занятие
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле,
основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе
в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной
жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Всего:
8
8
8
8
8
8
4
4
68
5. Переченьучебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
Учебники
1. Учебник: Информатика, 9 класс, авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2021
Учебно-методические пособия
1. Информатика /Е.В.Тимофеева, Н.А.Авакян, Москва, 2022 г. Наглядный школьный курс.
Учебное оборудование и компьютерная техника
1. Рабочее место учителя (ноутбук).
2. Рабочее место ученика (ноутбук).
3. Интерактивная доска-консоль.
6
Основные электронные образовательные ресурсы
1. https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php
2. http://www.kpolyakov.ru
3. https://inf-oge.sdamgia.ru/?redir=1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Рекомендуемые для детей и родителей:
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php;
https://bosova.ru/books/
http://www.informika.ru
http://www.edu.ru
http://teacher.fio.ru
http://www.encyclopedia.ru
http://www.kpolyakov.ru
https://inf-oge.sdamgia.ru/?redir=1
6. Календарное планирование кружка «Готовимся к ОГЭ по информатике» на 20242025 учебный год (Приложение).
7
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Готовимся к ОГЭ по информатике» на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
03.09
09.09
10.09
16.09
17.09
23.09
24.09
30.09
01.10
07.10
08.10
14.10
15.10
21.10
22.10
05.11
11.11
12.11
Наименование тем программы
Знакомство с контрольно-измерительными материалами
Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных
Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных
Декодирование кодовой последовательности
Декодирование кодовой последовательности
Определение истинности составного высказывания
Определение истинности составного высказывания
Анализ простейших моделей объектов
Анализ простейших моделей объектов
Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования
Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования
Принципы адресации в сети Интернет
Принципы адресации в сети Интернет
Принципы поиска информации в Интернете
Принципы поиска информации в Интернете
Анализ информации, представленной в виде схем
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения
Факт
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
18.11
19.11
25.11
26.11
28.11
02.12
03.12
09.12
10.12
16.12
17.12
23.12
24.12
13.01
14.01
20.01
21.01
27.01
28.01
03.02
04.02
10.02
11.02
17.02
18.02
24.02
25.02
03.03
04.03
10.03
Анализ информации, представленной в виде схем
Запись чисел в различных системах счисления
Запись чисел в различных системах счисления
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
Определение количества и информационного объёма
файлов, отобранных по некоторому условию
Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по
некоторому условию
Создание презентации
Создание текстового документа
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя
Решение тестов
Решение тестов
Решение тестов
Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных
Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных
Декодирование кодовой последовательности
Декодирование кодовой последовательности
Определение истинности составного высказывания
Определение истинности составного высказывания
Анализ простейших моделей объектов
Анализ простейших моделей объектов
Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования
Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования
Принципы адресации в сети Интернет
Принципы адресации в сети Интернет
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
11.03
17.03
18.03
01.04
07.04
08.04
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04
29.04
05.05
06.05
12.05
13.05
19.05
20.05
26.05
26.05
Принципы поиска информации в Интернете
Принципы поиска информации в Интернете
Анализ информации, представленной в виде схем
Анализ информации, представленной в виде схем
Запись чисел в различных системах счисления
Запись чисел в различных системах счисления
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
Определение количества и информационного объёма
файлов, отобранных по некоторому условию
Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по
некоторому условию
Создание презентации
Создание текстового документа
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя
Решение тестов
Решение тестов
Решение тестов
Решение тестов
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч.
1
1
62
1
1
1
1
6
10