Рабочая программа организации внеурочной деятельности Смысловое чтение 8 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ №117 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 14:11:16 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Смысловое чтение»
Основное общее образование, 8 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 час.
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Багаева А.А.
I квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Смысловое чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем русского языка и литературы.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы: Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного
результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе
важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно
использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает
его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной
деятельности.
Практическая значимость программы
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому
от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении,
зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,
поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим
и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать
чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и
развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 8 классе и совершенствоваться в
течение всех лет обучения.
Общая характеристика программы
В соответствии с ФГОС ООО курс по выбору «Смысловое чтение» входит в раздел плана
«Внеурочная деятельность» и относится к области «Русский язык», направлен на развитие
функциональной грамотности. Общее число часов, отведенных на изучение курса 34 часа, в
8 классе отводится 1 часа в неделю. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 20242025 год .
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Часы программы могут
быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 14-15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Продолжительность учебного года: 34 недели.
2

1.

Цель и задачи программы

 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи программы:
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и
текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
2.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;  выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
3

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать
выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность,
направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий,
для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования
и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся
являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
3. Содержание кружка «Смысловое чтение» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Виды внеурочной де-

Формы организации внеурочной деятель-

4

ятельности
Тема 1
Вводное занятие. Кейс по функцио- Познавательная
нальной(читательской) грамотности
тельность

Тема 2
Познавательная
Работа с текстом. Поиск информации
тельность
и понимание текста

Тема 3. Определение главной темы и
общей цели или назначения текста

Тема 5. Выделение главной и второ- Познавательная
степенной информации текста
тельность.

Тема 7. Выстраивание последовательности описываемых событий

дея-

дея-

Познавательная деятельность.

Тема 4. Различение темы и подтемы
Познавательная
специального текста
тельность

Тема 6. Поиск информации, явно
заданной в тексте

ности
Анкетирование учащихся. Беседа

дея-

дея-

Познавательная
тельность

дея-

Познавательная
тельность

дея-

Тема 8. Сопоставление основных
текстовых и внетекстовых компонен- Познавательная
тов
тельность.

дея-

Умение использовать чтение для поиска
и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе
просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования.
Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте
Исследования. Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».
Умение опираться на имеющиеся знания,
сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели
Обучающий тренинг: сопоставление
текстов на одну тему и выявление различий
Устное сочинение-миниатюра: «Как я
понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста».
Выявление понимания роли заглавия в
тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Обучающий тренинг «Как подобрать
заголовок?»
Письменное сочинение-миниатюра:
«Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим
для автора, как «ключ» для композитора,
в котором будет звучать произведение».
Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.
Тренинговые упражнения «Учимся
видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов)
Игра «Правда ли, что .?»
Урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipcdia.org, http://febweb.rii/feb/slt/abc). Роль словарносправочной литературы и современных
информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если
хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие
книги, нужно лишь извлечь их из него!»
(Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников:
информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интер-

5

Тема 9. Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию

Тема 10. Формулирование прямых
выводов и заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте

нет-ресурсов.
Практикум (работа в группах) «О чём
рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования
Познавательная деяприёмов просмотрового чтения; ознакотельность
мительное чтение и анализ словарных
статей (два-три словаря разных видов).
Строение словарной статьи.
Познавательная
тельность

Тема 11. Метафоричность речи, умение понимать образность языка тек- Познавательная
стов
тельность

Практическое освоение терминов учебдея- ного/учебно-познавательного текстов

дея-

Практикум «Учимся читать учебный
текст»

Познавательная деяТема 12. Преобразование и интер- тельность
претация информации

Обучающий тренинг «Учимся читать
учебный (научно-популярный) текст»:
чтение текста, маркирование информации

Тема 13. Поиск в тексте доводов в Познавательная деяподтверждение выдвинутых тезисов. тельность

Исследование текста

Познавательная деятельность

Тема 14. Интерпретация и обобщение информации, представленной в
тексте неявно

Познавательная деяТема 15. Установление связей, не тельность
высказанных в тексте напрямую
Тема 16. Формирование на основе
текста системы аргументов для обоснования определённой позиции
Тема 17. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Познавательная деятельность

Исследование текста

Познавательная деятельность

Беседа

Познавательная деяТема 18. Применение информации из
тельность
текста
при
решении
учебнопознавательных задач.
Тема 19. Критический анализ и
оценка
информации
(Логикосмысловой анализ текста художественного или публицистического
стиля речи)
Тема 20. Оценивание утверждений,
сделанных в тексте, исходя из своих

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным
или не только вербальным способом) и
их виды: графики, диаграммы, схемы
(кластеры), таблицы, географические
карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные
билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры,
меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной
текстовой информацией на уроках и в
жизни
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность

Интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы», «Угадай продолжение», «Собери предложение», «Построй текст».
Анализ текста

Анализ текста. Поиск информации Практикум-исследование,

6

представлений о мире
Тема 21. Нахождение в тексте дово- Познавательная деядов в защиту своей точки зрения
тельность
Познавательная деяТема 22. Обнаружение недостовертельность
ности получаемой информации
Познавательная деяТема 23. Нахождение путей воспол- тельность
нения пробелов в информации
Познавательная деяТема 24. Решение на основе текста
тельность
учебно-практических задач
Тема 25. Диагностика читательской
грамотности
Тема 26. Анализ ошибок, допущенных в работе
Тема 27. Самоконтроль и самооценка
понимания прочитанного

Познавательная деятельность
Познавательная деятельность
Познавательная деятельность
Познавательная деяТема 28. Практикум по созданию тельность
собственных текстов на основе прочитанных текстов
Познавательная деяТема 29. Поэтический текст как ис- тельность
точник информации
Тема 30. Типы текстов: текстобъяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)
Тема 31. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

Познавательная деятельность
Познавательная деятельность

Познавательная деяТема 32. Типы задач на грамотность.
тельность
Позиционные задачи.
Познавательная деяТема 33. Практическая работа по
тельность
формированию читательской грамотности
Тема 34. Итоговое занятие

Познавательная деятельность

Интеллектуальная разминка
«Угадай слово», «Продолжи предложение»
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений
Разминка (в парах) «Сочиняем истории
по вопросам»: придумывание историй
(сказок) по вопросам. Практикум
«Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов
Интеллектуальная разминка «Верите
ли вы, что…?», Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких»
и «толстых» вопросов
Тест
Игра
Анализ текста
Обучающий тренинг «Как составить
план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом
абзаце, параллельная запись главной
мысли в разных формах.
Обучающий тренинг «Кто записывает,
тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись
плана, выписки, соответствующие пунктам плана
Мини-проект «Создаём и оформляем
несплошной текст».
Создание вторичного текста на базе
другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования
коммуникативных умений.
Диспут «Прочитав текст»: выявление
личностной позиции учащихся после
чтения проблемного публицистического
текста.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения)
Обсуждение в группах и коллективное
(индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№

Название разделов (тем)

Виды, формы кон-

Целевые приоритеты воспи-

Кол-во

7

п/п

программы

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности

2.
3.

4.
5.
6
7
8

9

10

11

12
13

14

15
16

17

18

19
20

21
22

Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и
общей цели или назначения текста
Различение темы и подтемы
специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста
Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Преобразование информации,
данной в виде
графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию
Формулирование прямых выводов и заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте
Метафоричность речи, умение
понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов
Интерпретация и обобщение
информации, представленной в
тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую
Формирование на основе текста
системы аргументов для обоснования определённой позиции
Сопоставление разных точек
зрения и разных источников
информации по
заданной теме
Применение информации из
текста при решении учебнопознавательных задач
Критический анализ и оценка
информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в
защиту своей точки зрения
Обнаружение недостоверности

троля

тания в соответствии с ресурсами курса

часов

Текущий (наблюдение за деятельностью ребёнка в про- В воспитании обучающихся
цессе занятия)
подросткового возраста приоритетом является создание
Текущий
благоприятных условий для
развития социально значимых
отношений обучающихся, и,
Текущий
прежде всего, ценностных отношений:
Текущий

1

Текущий

1

Текущий


к семье как главной
опоре в жизни человека и источнику его счастья;

1
1

1

3

Текущий
Текущий
Текущий

Текущий


к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения
и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;

3

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий


к своему отечеству,
своей малой и большой Родине
как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости
и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;


к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному
принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;


к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспе-

3

3

4

4

8

23
24
25
26
27
28

29
30

31

32
33

34

получаемой информации
Нахождение путей восполнения
пробелов в информации
Решение на основе текста учебнопрактических задач
Диагностика читательской грамотности
Анализ ошибок, допущенных в
работе
Самоконтроль и самооценка
понимания прочитанного
Практикум по созданию собственных текстов на основе
прочитанных текстов
Поэтический текст как источник
информации
Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение)
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы,
посты и рекламные тексты
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Практическая работа по формированию читательской грамотности
Итоговое занятие

Текущий
Текущий
Промежуточный
Текущий
Текущий
Текущий

чивающему будущее человека,
как результату кропотливого,
но увлекательного учебного
труда;

к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

1
3

Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий


к окружающим людям
как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

1

1

1
1

1

5. Перечень учебников, литературы и материалов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Русский язык, 8 класс/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Издательство "Просвещение"
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь»,
«Устная публичная речь»
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы
– М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. –
944с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. – Москва, «Просвещение», 2014г• Т. Шклярова: Письмо по памяти. Методика. Рекомендации. Тексты. Издательство «Грамотей», 2017г.

Н Русова: Пишем грамотно. 100 важнейших правил. Учебное пособие. Издательство
«Владос», 2018г.
9

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская];
под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5. Гойхман ОЛ., Надеина
Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: 1997.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.

Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования. Сельская
школа.- 2006.-№ 6.

Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.-№
1.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.fipi.ru сайт ФИПИ

https://rus-oge.sdamgia.ru/ решу ОГЭ


10

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование кружка «Смысловое чтение» на 2024-2025 учебный год

03.09

04.09

2
3

10.09
17.09

11.09
18.09

4
5

24.09
01.10

25.09
02.10

6
7

08.10
15.10

09.10
16.10

8

22.10

23.10

9

2 чет.
05.11

2 чет.
06.11

10

12.11

13.11

11

19.11

20.11

12
13

26.11
03.12

27.11
4.12

14

10.12

11.12

15

17.12

18.12

16

24.12

25.12

17

3 чет.
14.12

3 чет.
15.01

18

21.12

22.01

19
20

28.12
04.12

29.01
05.02

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности
Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей цели или
назначения текста
Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации
текста
Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых
событий
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Преобразование информации, данной в виде
графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию
Формулирование прямых выводов и заключений
на основе фактов, имеющихся в тексте
Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов
Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте
напрямую
Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по
заданной теме
Применение информации из текста при решении
учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

1

с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения

1

Наименование тем программы

Внеаудиторных

8Б
8Г

Аудиторных

8А
8Г

Форма
проведения
Количество часов

№
занятия

Дата проведения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

11

21

11.12

12.02

22

18.12

19.02

23

25.12

26.02

24

04.03

05.03

25
26
27

11.03
18.03
4 чет.
01.04

12.03
19.03
4 чет.
02.04

28

08.04

09.04

29
30

15.04
22.04

16.04
23.04

31

29.04

30.04

32
33

06.05
13.05

07.05
14.05

34

20.05

21.05

Итого:

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения
Обнаружение недостоверности получаемой информации
Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических
задач
Диагностика читательской грамотности
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного
Практикум по созданию собственных текстов на
основе прочитанных текстов
Поэтический текст как источник информации
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме,толкование, определение)
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и
диаграммы, посты и рекламные тексты
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Практическая работа по формированию читательской грамотности
Итоговое занятие

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1
34

1
19

15

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».