Приложение к ООП СОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано цифровой
Гришина
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 15:12:07 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно - нравственное
Форма организации: кружок «Родной край» (сплавы)
Среднее общее образование, 10 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 68 часов
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Романюк Л.А.., учитель физической культуры
высшая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа кружка «Родной край» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной разработана учителем физической культуры
Рабочая программа составлена на уровень среднего общего образования по духовно – нравственному
направлению развития личности.
Актуальность программы - содержание программы «Родной край» является продолжением изучения смежных предметных областей географии, биологии, ОБЖ, истории, физической культуры. Программа знакомит со следующими направлениями: туризм и краеведение. Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической
выносливости, уважения и любви к своей Малой Родине. Актуальность программы заключается в
усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков,
способствует развитию духовной памяти, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Практическая значимость программы - Школьное краеведение, являясь одним из направлений
общего краеведения, есть важнейший фактор социального, нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и
других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность.
Изучение истории родного края дает возможность привлечь учащихся
к поисковоисследовательской работе. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны.
Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой Родине, к естественным наукам. Изучение своего края актуально, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Сплав по реке позволит школьникам изучить процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности школьного туризма. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Сплав по реке позволит создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания,
коммуникативных связей и отношений.
Реализация программы рассчитана на один год. Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. На теоретических занятиях проводится инструктаж по технике безопасности правил поведения в походе, составление маршрута, подведение итогов похода, фотоотчет. Практические занятия проводятся в форме сплава по реке Енисей группой сменного
состава.
Возраст детей которым адресована программа – 16-17 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего возраста, их психологические особенности. Рассчитана на группы сменного состава.
2
1. Цель и задачи программы
Целью программы является – формирование гармонически развитой, культурной и духовно богатой
личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой
активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, формирование всесторонне развитой личности
средствами туризма, краеведения, оздоровление обучающегося.
Задачи программы:
обучающие - развитие познавательного интереса к изучению истории края, включение в познавательную деятельность, овладение начальными навыками исследовательской работы, расширение и
углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии,
ОБЖ, физической подготовки, обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, воспитание учащихся на
примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой
жизни, умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости,
гуманное отношение к окружающему миру;
развивающие – развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению, физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями).
2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Родной край» в
соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная. Знакомство с историей своей малой родины
(города, района в котором они проживают), с достопримечательностями своего города, с достопримечательностями окрестностей города, с развитием крупных предприятий нашего города. А так же с флорой
и фауной родных мест. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
второй – основная функция – формирование личностного отношения к малой родине. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к
природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный и здоровый образ жизни, познавая окружающий мир. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
третий – основная функция – деятельностная. Через походы выходного дня привить интерес к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга. Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Родной край»
в соответствии с требованиями ФГОС:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы «Родной край» являются
следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы «Родной край» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
3
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять туристические действия, использовать их в соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы «Родной край» являются
следующие умения:
планировать занятия физическими и туристическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием туристических навыков;
представлять занятия как средство укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками экскурсии и походы выходного дня;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий походов;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения походов и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий туристической направленности, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения водного туризма, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:
оформление участниками сплава фотоотчетов о проведённом походе, участие ребят в краеведческих
викторинах, исследовательских проектах, спортивно - туристических водных соревнований, фотоконкурсах о малой родине, создание портфолио своих фоторабот, иллюстраций, конкурсах на тему «Моя
малая родина».
3. Содержание кружка «Родной край» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Краеведение (8)
История возникновения города Саяногорска, выдающиеся люди,
достопримечательности города (строительство завода, СШГЭС)
Экология и охрана природы (растительный и животный мир
нашей местности). Погода, климат своей местности. Местные
признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе.
Растения и животные своей местности в разные времена года.
Формы органиВиды внеурочной зации внеурочдеятельности
ной деятельности
Познавательная
Беседы, фотоотдеятельность.
чет, конкурсы
Туристическая
деятельность
Краеведческая
деятельность.
4
Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии.
Туризм. Водный туризм (60)
Составление маршрута сплава. Инструктаж по правилам поведения на воде, на плавательных средствах. Организация бивуака. Продолжительность и чередование передвижения и отдыха.
Практические занятия. Отработка практических умений и
навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Сборка туристического снаряжения. Сплав по реке.
Познавательная
деятельность.
Туристическая
деятельность
Краеведческая
деятельность.
Сплав по реке
Енисейп
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№
п/п
Название разделов (тем)
программы
Виды, формы
контроля
1
Краеведение
Беседы,
конкурсы.
2
Туризм.
Водный туризм
Беседа, основы
туристической
подготовки, подготовка к сплаву. Сплав по реке Енисей
Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса
Кол-во часов
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
к знаниям познавательного и туристкокраеведческого направления
- к ведению здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
- уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также к
патриотизму и потребности сохранить для
других поколений исторические, природные, материальные, художественные и
культурные ценности родного края.
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений и
прежде всего, ценностных отношений:
- к ведению здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей
- к самостоятельным занятиям и распределением
между
собой
социальнопрофессиональных ролей.
- к самостоятельным наблюдениям за физическим развитием и туристической подготовленностью.
- к практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления.
Всего:
8
60
68
5
5. Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
2. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с
3. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс,
2005. – 95
4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
5. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
– 148 с.
6. Интернет – ресурсы: википедия
7. Утверждённые маршруты походов – экскурсий выходного дня.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Атлас достопримечательных мест Хакасии. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2012. –
Абакан. 196с.
6. Календарное планирование кружка «Родной край» 10 класс на учебный 2024 – 2025 год (Приложение)
6
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарно – тематическое планирование
кружка «Родной край» (сплавы) 10 класс
на 2023-2024 учебный год
Дата проведения
1
12.05
2
09.06
3
10.06
4
16-18.
06.25
5
19.06
Формирование группы, подготовка к сплаву. Составление маршрута.
Техника безопасности в походах, правила поведения на воде, в транспорте
Сбор группового и личного снаряжения Составление меню, приобретение продуктов
4-хдневный сплав по реке Енисей.
1 день сплава: зона отдыха п. Майна – п. Сизая
(родина Ивана Ярыгина) – г. Саяногорск
2 день сплава: с. Саянск (Саянский острог, музей
под открытым небом) – п. Очуры – п. Ильичёво
3 день сплава: (место ссылки В.И. Ленина) – п.
Кирово
4 день сплава: д. Алтай
Итоги сплава по реке Енисей, составление фотоотчёта
Итого:
1
1
1
с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Внеаудиторных
факт
Аудиторных
Тема занятия
план
Количество часов
№
занянятия
Форма
проведения
1
1
1
64
64
1
68
1
4
64
7