Рабочая программа организации внеурочной деятельности Семьеведение 10-11 класс

Приложение к ООП СОО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением социально-психологической службы
Протокол № 1 от 29.05.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
цифровой
Гришина Подписано
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Ольга
Дата: 2024.09.02
Валериевна 15:13:06 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное
Форма организации: курс «Семьеведение»
Среднее общее образование, 10-11 классы
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Автор - составитель программы:
Белоусова М.С., педагог-психолог

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 10 –11
классов составлена на основе положений и требований:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
 федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
 Конституция Российской Федерации;
 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Семейный кодекс Российской Федерации.
Рабочая программа составлена на уровне среднего общего образования по духовнонравственному направлению развития личности.
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания,
способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи,
укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими
функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного,
социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и
предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем,
что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей
зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной
идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.

2

Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая
предполагает:
 осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека;
 приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
 формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;
 приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных
отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным
духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с
целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем,
возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается
современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
Практическая значимость программы:
 освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
 рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных
позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия
обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
 развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с
их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Общая характеристика программы Курс «Семьеведение» предоставляет комплексное понимание семьи как основного института общества, рассматривая её как важный элемент социальной структуры и культурного контекста. Программа охватывает как историческое, так и современное состояние семейных отношений, исследуя их эволюцию и влияние на личность и общество. Важное внимание уделяется
анализу семейных ролей и функций, что позволяет студентам глубже понять динамику и разно-

3

образие семейных структур. Курс также исследует психологические аспекты взаимодействия
внутри семьи, включая методы поддержания гармонии и разрешения конфликтов.
Одной из ключевых тем являются семейные традиции и обряды, которые помогают студентам осознать значимость культурных и социальных норм в семейной жизни. Правовые аспекты,
такие как права и обязанности членов семьи, рассматриваются для предоставления полного
представления о правовом регулировании семейных отношений. Методический подход курса
включает разнообразные формы обучения, такие как обсуждения, ролевые игры и проектные
задания, способствующие практическому применению знаний.
Ценностные ориентиры курса акцентируют внимание на уважении и ответственности в семейных отношениях, а также на поддержке эмоциональной связи между членами семьи. Программа направлена на формирование навыков, необходимых для успешного взаимодействия в
семейной жизни и адаптации к социальным изменениям.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 16-18 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме
дискуссий или дебатов по изучаемой теме.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер,
мультимедийный проектор, проекционный экран, акустическая система, доступ в проводной
интернет.

4

1. Цель и задачи программы
Целью программы является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Задачи программы:
– формирование четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 10–11 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
1. Первый уровень – основная функция: познавательная. На этом уровне школьники получают базовые знания и представления о семейной жизни.
Планируемые результаты:
 Учащиеся осознают роль семьи как социального института и ее значение для личности и общества.
 Овладевают начальными понятиями, связанными с семейными отношениями (роль
семьи, обязанности родителей, основы брака).
 Формируются представления о традиционных семейных ценностях, таких как уважение к старшим, значение брака и многодетности.
 Ученики приобретают навыки анализа семейных ситуаций с точки зрения моральных
норм и традиционных ценностей.
2. Второй уровень – основная функция: формирование личностного отношения. На этом
уровне внимание уделяется формированию позитивного личного отношения к семье и семейным ценностям.
Планируемые результаты:

5

 У учащихся формируется ценностное отношение к семье, браку, многодетности и
семейным традициям.
 Они начинают осознавать значимость института семьи для личного развития и сохранения общества.
 Приобретают опыт конструктивного взаимодействия с родственниками и сверстниками, учатся решать конфликты и выстраивать гармоничные отношения в семье.
 Появляется личностное отношение к семейным традициям, воспитанию детей и уважению к старшим поколениям.
3. Третий уровень – основная функция: деятельностная. Этот уровень предполагает активное участие учеников в общественной деятельности, направленной на укрепление семейных
ценностей.
Планируемые результаты:
 Школьники получают опыт самостоятельного применения знаний о семье в реальных
жизненных ситуациях.
 Они учатся брать ответственность за свои действия в семье и обществе, принимают
участие в коллективных семейных и общественных проектах.
 Учащиеся приобретают умения организовывать семейные мероприятия, сохранять
семейные традиции, а также участвовать в общественных инициативах, направленных на поддержку семьи.
 Развивается способность учеников к самостоятельному принятию решений и оценке
своих поступков с точки зрения моральных и правовых норм.
Эти три уровня обеспечивают постепенное погружение школьников в тему семьи, начиная с
базовых знаний и заканчивая деятельностными навыками, необходимыми для активной социальной жизни.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности курса «Семьеведение»:
Личностные результаты:
 Гражданская и социальная ответственность: готовность выполнять гражданские обязанности, уважение прав и свобод других людей, активное участие в жизни семьи.
 Осознание роли семьи: понимание семьи как социального института и ее важности для
общества, формирование позитивного образа родительства и традиционных семейных

6

ценностей.
 Моральные и духовные ценности: ориентация на моральные и правовые нормы в семейных отношениях, готовность оценивать собственное поведение и поведение других с
точки зрения этих норм.
 Саморазвитие и эмоциональное благополучие: способность к саморазвитию и самообразованию, ответственное отношение к здоровью и осознание его важности, установка на
здоровый образ жизни и безопасное поведение, в том числе в интернет-среде.
Метапредметные результаты курса:
 Познавательные умения: способность анализировать социальные явления, выявлять дефицит информации, формулировать выводы на основе индуктивных и дедуктивных умозаключений.
 Исследовательские навыки: умение самостоятельно проводить исследования, оценивать
их достоверность, обобщать результаты, прогнозировать развитие событий в различных
условиях.
 Работа с информацией: использование различных методов поиска и анализа информации,
выбор оптимальной формы ее представления, систематизация и запоминание данных.
 Коммуникативные навыки: умение формулировать свои мысли в устных и письменных
текстах, распознавать и предотвращать конфликтные ситуации, вести переговоры, поддерживать конструктивное взаимодействие и участвовать в публичных выступлениях.
 Регулятивные умения: планирование действий, принятие решений, самоконтроль, рефлексия, способность адаптировать поведение к изменяющимся условиям и учитывать возможные последствия решений.
Предметные результаты курса:
 Знания о семье: освоение и применение знаний о семье как социальном институте, ее
функциях и роли в обществе, важности семейных традиций и правовых норм, регулирующих семейные отношения.
 Анализ семейных отношений: умение описывать семейные традиции и анализировать отношения в семье с использованием различных источников информации, включая текстовые и визуальные материалы.
 Практические навыки: способность использовать цифровые технологии для создания родословных, моделирования дома, планирования семейного бюджета и обоснования роли
здорового образа жизни для каждого члена семьи.
 Критическое мышление: умение анализировать, обобщать и критически оценивать социальную информацию, формулировать выводы и аргументировать свое мнение.
7

 Финансовая грамотность: понимание и применение знаний о планировании семейного
бюджета, оценка поведения с точки зрения правовых и моральных норм, касающихся
личных и семейных финансов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через проект «Мои
семейные ценности» проходит через:
 Ведение портфолио, куда учащиеся добавляют материалы по теме семейных ценностей
(схемы, эссе, рисунки).
 Прогресс в проектной деятельности, оцениваемый по тому, как учащиеся формируют и
описывают свои семейные ценности.
 Индивидуальные презентации: каждый ученик защищает свой проект перед классом, демонстрируя понимание семейных ценностей.
 Обратная связь от учителя: корректировка и обсуждение индивидуальных достижений
по проекту.
 Итоговая оценка учитывает креативность, глубину анализа и практическую реализацию
проекта.
3. Содержание курса «Семьеведение» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание раздела

Виды внеурочной
деятельности

РАЗДЕЛ

1.

«ЧЕЛОВЕК,

СЕМЬЯ,

Формы организации внеурочной деятельности

ОБЩЕ- Познавательная де- Беседа на основе

СТВО…»

ятельность.

презентации. Дис-

Проблемно — цен- куссии и дебаты по
Как и для чего создается семья?

ностное общение.

темам.

Тренинги.

Семья в различные исторические эпохи – от древ-

Психологические

ности до настоящего времени: мотивы создания

упражнения.

семьи и вступления в брак. Семья и духовнонравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачносемейных отношений. Изменение ролей мужчины,
женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе.

8

Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа
для формирования у ребенка чувства безопасности
и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования
личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание
уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и
детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная
функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический
феномен.
Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной роли в современном
обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
Беседа на основе
История

семьи Познавательная де- презентации. ДисРодословная моей семьи. Семейное (родовое) ге- ятельность.
Про- куссии и дебаты по
неалогическое древо и правила его реконструкции блемно – ценност- темам. Тренинги.
(описания).
Важность сохранения исторической памяти о по-

ное общение.

Психологические
упражнения.

колениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отноше-

9

ниях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары.
Примерная модель поиска и обработки информации

по

истории

семьи

(рода).

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение.
Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные
путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные
примеры для подражания и сохранения семейных
традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство.
Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а
также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ –
начала XXI века (мультипликация, кино, литература
Особенности

и
выстраивания

др.).
взаимоотношений

между родителями и детьми в зависимости от их
возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей.
Братья

и

сестры

Конструктивное взаимодействие детей с братьями,
сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье
– необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация,
кино,

литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными

10

детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и
дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и
дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах семьи,
помощь

по

дому.

Межпоколенное общение как способ передачи и
усвоения накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои

близкие

и

дальние

родственники

Многообразие родственных отношений. Важность
поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных
связей и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ
ТОЛЬКО…»
Что

мы

называем

своим

«домом»?

Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом –
это место защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых городах, в
пригородах и сельской местности.

Беседа на основе
Познавательная деятельность.
Проблемно — ценностное общение.

презентации. Дискуссии и дебаты по
темам.

Тренинги.

Психологические
упражнения.

Ведение

домашнего

хозяйства

Основные составляющие домашнего (семейного)
хозяйства. Хозяйственно-экономическая функция
семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их ре-

11

шения. Плюсы и минусы совместного проживания
молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками.
Семейный

бюджет

Важность планирования и учета семейных доходов
и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в
решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи,
на которых не следует экономить. Карманные
деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования
детьми денежных средств. Детские накопления и
цели их использования.
Семейный

быт

Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении
проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства дома. Проект
обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для
поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В
ДОМЕ…»

Познавательная деятельность.
Проблемно — цен-

Беседа на основе
презентации. Дискуссии и дебаты по

12

ностное общение.
Как создать благоприятную семейную атмосферу?

темам. Тренинги.
Психологические
упражнения.

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений.
Важность благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность
как важный компонент благоприятной семейной
атмосферы.
На

чем

держится

семья?

Нравственные основы взаимоотношений в семье:
любовь, верность, взаимная поддержка, честность.
Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных
взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую
ситуацию, умения уступать и прощать недостатки
друг другу, навыки оказания друг другу знаков
внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость

эгоистического,

высокомерного,

равнодушного и неуважительного отношения к
членам своей семьи.
Как

избегать

конфликтов

в

семье?

Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и
манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и
отношения

к

родственникам.

13

Умения прощать и просить прощения как важные
составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между
родителями и детьми. Пути выхода из возникшего
конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для
взрослеющей личности и важность правильного
отношения родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми как основа
гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная
поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
Что

помогает

семье

объединиться?

Совместная досуговая деятельность как важный
фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей.
Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и
минусы. Проектирование семейного праздничного
мероприятия (день рождения, окончание учебного
года, спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов
и путешествий в сплочении семьи и личностном
развитии ее членов. Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных турпоходов
и путешествий (на примере своего региона).
Здоровый

образ

жизни

в

семье
14

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной
семейной жизни. Здоровый образ жизни и его
ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки
взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на
ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные
с ними проблемы физического и психического
здоровья. Варианты домашнего меню как примеры
здорового

питания.

Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи.
Способы преодоления вредных привычек в семье.
Важность физической активности для здоровья
человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнесбраслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей.
Примеры участия членов семьи в оздоровительных
мероприятиях и акциях России и региона (ГТО,
«Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление

в

брак

Порядок регистрации брака в Российской Федера-

Беседа на основе
ции. Брачный возраст. Порядок и условия заклю- Познавательная депрезентации. Дисчения брака в современной России. Брачный дого- ятельность.
куссии и дебаты по
вор.
темам. Тренинги.
Проблемно — ценПсихологические
Поддержка государством семей с детьми ностное общение.
упражнения.
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской

Федерации.

Звание

«Мать-героиня».
15

Деятельность социальных служб (организаций) по
поддержке семьи: консультационная, материальная,

юридическая,

медицинская,

психолого-

педагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права

и

обязанности

родителей

и

детей

Личные права и обязанности супругов, равенство
супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых
под

опеку.

Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей,
оставшихся

без

родителей.

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и
распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к
своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием форм и видов контроля
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
№ п/п

1

Название разделов (тем)

Виды, формы кон-

программы

троля

ЧЕЛОВЕК,
СТВО…

СЕМЬЯ,

ОБЩЕ- Дискуссия, дебаты.

Целевые

приоритеты Кол-

воспитания в соответ- во
ствии с ресурсами курса

часов

Опыт дел, направленных 4
на заботу о своей семье,

16

2

3

4

МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПО- Дискуссия, дебаты.

родных и близких; опыт 8

ХОЖИЕ И РАЗНЫЕ

разрешения

О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ Дискуссия, дебаты.

щих конфликтных ситу- 6

ТОЛЬКО…

аций в школе, дома или

ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА Дискуссия, дебаты.

на улице; опыт ведения 10

В ДОМЕ…

здорового образа жизни

СОВРЕМЕННАЯ

5

ПРАВО

СЕМЬЯ

возникаю-

И Портфолио,

защита и заботы о здоровье 6

проекта

се- других людей; опыт ока-

«Мои

мейные ценности»

зания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский
опыт

опыт;

самопознания

и

самоанализа, опыт социально

приемлемого

самовыражения и самореализации.
всего

34

5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Грень Е. В. Этика и психология семейной жизни 10 класс (рабочая тетрадь). — Луганск,
2023.
2. Гаранина Е. Ю. Семьеведение. 3‑е изд., Учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова — М.: Флинта, 2019. — 384 с.
3. Карцева Л. В. Семьеведение: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. и составитель д-р
социол. н. проф. Л. В. Карцева. Авторы: А. Н. Яныкина, Л. В. Карцева, Н. В. Богачева, О.
Н. Низамиева, Л. Ш. Газизова, Э. А. Зарипова; М-во образ. и науки РФ; Казан. гос. ун-т
культуры и искусств. — Казань: КГУКИ, 2013. — 190 с.
4. Моисеев Д. А. Нравственные основы семейной жизни. Учебное пособие (среднее общее
образование). — Издательство «АБРИС», 2023. — 278 с.
5. Нравственные основы семейной жизни. 10 класс / Иерей Дмитрий (Моисеев), монахиня
Нина (Крыгина). — Издательство Екатеринбургской епархии, 2010. — 210 с.
6. Нравственные основы семейной жизни. 11 класс / Иерей Дмитрий (Моисеев), монахиня
Нина (Крыгина). — Издательство Екатеринбургской епархии, 2010. — 291 с.

17

7. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методическое пособие / Л. Н. Урбанович.
— Смоленск, 2007. — 230 с.
8. Пономарева О. Н., Васина О. Н., Филатова О. М. Семья. Семейные ценности: материалы
к урокам по элективному курсу: книга для учителя. — Пенза, 2012.
9. Прохорова О. Г.; Холостова Е. И. Семьеведение. — М.: Юрайт, 2019. — 379 с.
10. Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Реан, И. А. Коновалов, Н. Л. Москвичева, М. А. Новикова;
под ред. А. А. Реана. — М.: Изд-во «Арткитчен», 2021. — 244 с.
11. Семьеведение. Культура взаимоотношений: книга для чтения / Е. Е. Сорокина, Н. С.
Беккер, Г. Р. Тарасова. — Уфа: Астарта, 2016. — 108 с.
12. Филиппова Г. Г. Этика и психология семейной жизни: учебное пособие для учителей 10–
11 классов. — Анапа: «Печатник», 2020. — 178 с.
13. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. / Сост. Т. Г. Кислицина. — М.: Школа-Пресс, 1999. — 127 с.
Рекомендуемые для детей и родителей:
1. Винникот Д. В. Разговор с родителями / Пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева.
— М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 96 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Издательство АСТ, 2008. — 347
с.
3. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины. — М.: Время, 2009. — 702 с.
4. Машкова Д. В. Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства. — М.:
Эксмо, 2023. — 528 с.
5. О воспитании школьника в семье. Серия: Советское наследие. — М.: Советские учебники, 2021. — 144 с.
6. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения — СПб.: Речь, 2006. — 141 с.
7. Сайфуллин Г. П. Любовь — это… Найти и сохранить: Пособие для самостоятельной
подготовки к созданию счастливой семьи один раз на всю жизнь / Г. П. Сайфуллин, А. В.
Сайфуллина. — М.: Вольный Странник, 2021. — 288 с.
8. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. — М.:
ВЛАДОС, 2004. — 286 с.
9. Шугаев И. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях.
— 6‑е изд., испр., доп. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. — 208 с.
10. Энциклопедия молодой семьи: практические советы молодой хозяйке / Ред.-сост. Б. И.
Климантов. — М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 256 с.

18

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности

Календарное планирование курс «Семьеведение» на 2024-2025 учебный год
10 А класс

1.2
1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12

Факт

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Семья и ее роль в обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родители
Братья и сестры
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Мои близкие и дальние родственники
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Ведение домашнего хозяйства
Семейный бюджет

с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения

Наименование тем программы

Внеаудиторных

1.1

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

1
1
1

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

-

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

2

1

1

-

Количество
часов

3.4
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5

10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
28.03

Семейный быт
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
На чем держится семья?
Как избегать конфликтов в семье?

2

1

1

-

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

3

1,5

1,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

3

1,5

1,5

-

Что помогает семье объединиться?
Здоровый образ жизни в семье
Раздел 5. «Современная семья и право»

5.1
5.2
5.3
Итого:

04.04
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05

Вступление в брак
Поддержка государством семей с детьми
Права и обязанности родителей и детей

34 ч.

20

Календарное планирование кружка «Семьеведение» на 2024-2025 учебный год
10 Б класс

1.2
1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4

Внеаудиторных
с применением дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения

1.1

Форма
Проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

Братья и сестры
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Мои близкие и дальние родственники
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Ведение домашнего хозяйства
Семейный бюджет

1
1
1

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

-

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

2

1

1

-

Семейный быт

2

1

1

-

Наименование тем программы
План

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01

Факт

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Семья и ее роль в обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родители

Количество
часов

21

22.01
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5
5.1
5.2
5.3
Итого:

29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
На чем держится семья?
Как избегать конфликтов в семье?

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

3

1,5

1,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

3

1,5

1,5

-

Что помогает семье объединиться?
Здоровый образ жизни в семье
Раздел 5. «Современная семья и право»
Вступление в брак
Поддержка государством семей с детьми
Права и обязанности родителей и детей
34 ч.

22

Календарное планирование кружка «Семьеведение» на 2024-2025 учебный год
11А класс

1.2
1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4

Внеаудиторных
с применением дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения

1.1

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

Братья и сестры
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Мои близкие и дальние родственники
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Ведение домашнего хозяйства
Семейный бюджет

1
1
1

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

-

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

2

1

1

-

Семейный быт

2

1

1

-

Наименование тем программы
План

09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01

Факт

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Семья и ее роль в обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родители

Количество
часов

23

27.01
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5
5.1
5.2
5.3
Итого:

03.02
10.02
17.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
19.05
26.05

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
На чем держится семья?
Как избегать конфликтов в семье?

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

3

1,5

1,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

3

1,5

1,5

-

Что помогает семье объединиться?
Здоровый образ жизни в семье
Раздел 5. «Современная семья и право»
Вступление в брак
Поддержка государством семей с детьми
Права и обязанности родителей и детей
34 ч.

24

Календарное планирование кружка «Семьеведение» на 2024-2025 учебный год
11Б класс

1.2
1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4

Внеаудиторных
с применением дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения

1.1

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

Братья и сестры
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Мои близкие и дальние родственники
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Ведение домашнего хозяйства
Семейный бюджет

1
1
1

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

-

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

2

1

1

-

Семейный быт

2

1

1

-

Наименование тем программы
План

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01

Факт

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Семья и ее роль в обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родители

Количество
часов

25

17.01
4.1
4.2
4.3

4.4

4.5

5.1
5.2
5.3
Итого:

24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
28.03

04.04
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
На чем держится семья?
Как избегать конфликтов в семье?

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

-

3

1,5

1,5

-

3

1,5

1,5

-

2

1

1

-

1

0,5

0,5

-

2

1

1

-

3

1,5

1,5

-

Что помогает семье объединиться?
Здоровый образ жизни в семье
Раздел 5. «Современная семья и право»
Вступление в брак
Поддержка государством семей с детьми
Права и обязанности родителей и детей
34 ч.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».