Приложение к ООП СОО
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
РАССМОТРЕНО:
методическим объединением
учителей биологии, химии,
географии.
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
Гришина Приказ № 177 от 2.09.2024г.
Гришина
Ольга
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Гришина
Ольга Валериевна
Дата: 2024.09.02 15:19:27
+07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: курса «Готовимся к ЕГЭ»
Среднее общее образование, 11 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:
Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ
СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168
Автор - составитель программы:
Стреколовская Н.Н., учитель химии,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Готовимся к ЕГЭ» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа является
модифицированной, разработана учителем химии.
Рабочая программа составлена на уровень среднего общего образования по
общеинтеллектуальному, направлению развития личности.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося освоить
профильный предмет обучения в старших классах. Экзамен по химии требует от
обучающихся многих знаний и понятий; владеть практическими навыками и уметь
применять их в другой ситуации.
Практическая значимость программы - Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на
подготовку обучающихся 11-х классов к ЕГЭ
Общая характеристика программы - Программа отражает содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в
классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися. В рамках данного
курса запланированы практические работы – что способствует формированию
устойчивого познавательного интереса к предмету.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. Часы программы могут быть реализованы:
в течение учебной недели;
в период каникул;
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 17-18 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего
возраста, их
психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение
нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые
занятия в форме викторин, тестов, участия в олимпиадах, конкурсе Вернадского.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются классная
доска, химические таблицы, компьютер, принтер, химическая лаборатория.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - подготовка и поддержка выпускников 11 класса школы,
помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период
подготовки к экзамену.
Задачи программы:
Обучающие - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
Воспитательные - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение
полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.
Развивающие - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трём уровням:
первый – основная функция – познавательная развить познавательные интересы и
интеллектуальные способности в процессе приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
второй – основная функция – формирование личностного отношения.
Совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий.
третий – основная функция – деятельностная - воспитать убежденность в позитивной
роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации
программы внеурочной деятельности курса «Готовимся к ЕГЭ».
Личностные результаты: мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельности. готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории, чувство гордости за российскую науку, отношение к труду,
целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
Метапредметные результаты:
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты,
химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с
принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению
и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент;
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через: тесты,
решение задач и упражнений, участие в олимпиадах, выполнение проектов, решение ким.
3. Содержание курса «Готовимся к ЕГЭ» внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание раздела
Виды внеурочной
деятельности
Тема 1.Расчеты по химическим уравнениям Познавательная
(5 ч)
деятельность.
Тема 2. Общая химия (4ч)
Познавательная
деятельность.
Тема 3.Растворы (5 ч)
Познавательная
деятельность.
Проблемноценностное общение
Формы организации
внеурочной
деятельности
Познавательные
и
дидактические
занятия.
Познавательные
и
дидактические
занятия
Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Тема 4. Химия элементов и окислительновосстановительные реакции (10 ч)
Тема 5. Свойства металлов (7 ч)
Тема 6. Решение пробных КИМов (3ч)
Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательная
деятельность.
Ценностноориентационная
деятельность
Познавательные и
дидактические
занятия, тесты,
олимпиады. групповая
проблемная работа
Общественный смотр
знаний
Общественный смотр
знаний
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Название разделов (тем)
программы
Тема 1.Расчеты по
химическим уравнениям
(5 ч)
Тема 2. Общая химия
(4ч)
Целевые приоритеты
воспитания в
соответствии с ресурсами
курса
Самостоятельная Стремиться узнавать что-то
работа
новое.
Виды, формы
контроля
Самостоятельная Опыт
самостоятельного
работа
приобретения
новых
знаний.
Тема 3.Растворы (5 ч)
Тестовые
Опыт самостоятельного
задания
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих конфликтных
ситуаций
Тема 4. Химия элементов Тестовые
Опыт самостоятельного
и окислительнозадания.
приобретения новых
восстановительные
творческая
знаний, опыт разрешения
реакции (10 ч)
работа
возникающих конфликтных
ситуаций.
Тема 5. Свойства
Решение задач
опыт самостоятельного
металлов (7 ч)
приобретения новых
знаний, опыт разрешения
возникающих конфликтных
ситуаций.
Тема
6.
Решение Решение задач
пробных КИМов (3ч)
Всего
Кол-во
часов
5
4
5
10
7
3
34
5. Перечень учебников, литературы и материалов
Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:
Список литературы для учителя:
1. Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте
–М.:Центхимпресс//Химия в школе.-№2-2012-с.55
2. Вивюрский В.Я.Методика химического эксперимента - М. Высшая школа,1980
3. Гара Н.Н. Школьный практикум.Химия. – М. Дрофа,1999
4. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во
внеурочное время – М.:Центрхимпресс//Химия в школе. - №8,2009, с.12-16
5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности –
М:Центрхимпресс//Химия в школе №4,2011,с.123-126
Интернет-ресурсы:
1. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе:
методическое пособие для преподавателей химии. – Режим доступа:
http://him.1september.ru
2. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования.
– Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Список литературы для учащихся:
1. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая
промышленность»,1972- 99 с.
2. Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую
химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.
3. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб,: Тригон,1998- 576 с.
4. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М.,
АСТ: Астрель,2007 – 96с.
5. Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.
6. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая
школа,1991 – 288 с.
6. Календарное планирование курса «Готовимся к ЕГЭ» на учебный год
(Приложение)
Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование курса «Готовимся к ЕГЭ» на 2024-2025 учебный год
11 класс
Количес
тво часов
ресурсы)
4.09
1
Введение. Инструктаж по ТБ.
Тема 1.Расчеты по химическим уравнениям (5 ч)
1 Типы химических реакций. Формулы, использующиеся при
2
11.09
решении химических задач.
3
2.Методы получения неорганических веществ
18.09
4
5
25.09
3.Цепочки превращений.
6
2.10
4.Качественные реакции на ионы металлов
7
5.Качественные реакции на ионы неметаллов
Тема 2. Общая химия (6 ч)
8
9.10
1. Термохимия
9
16.10
2. Решение задач по термохимическим уравнениям.
10
23.10
3 Химическая кинетика.
11
6.11
4 Решение задач по теме.
12
13.11
5. Химическое равновесие
13
20.11
6. Смещение химического равновесия.
Тема 3.Растворы (5 ч)
14
27.11
1. Массовая доля компонента раствора
15
4.12
2.Решение задач, используя правило смещения
1
5
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
с применением
дистанционных
образовательных
технологий и электронного
обучения
Факт
Электронные
(цифровые
образовательные
Наименование тем программы
Внеаудиторных
План
Форма
проведения
Аудиторных
№
занятия
Дата проведения
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
11.12
3.Объемная доля растворенного вещества
18.12
4.Молярная концентрация.
25.12
5.Решение задач
Тема 4. Химия элементов и окислительно-восстановительные реакции (10 ч)
1.ОВР. Подбор коэффициентов методом электронного баланса
15.01
22.01
2.Метод полуреакций (Электронно-ионный баланс)
29.01
3. Железо и его соединения
5.02
4.Хром и его соединения.
12.02
5.Марганец и его соединения
19.02
6.Продукты окислительновосстановительных реакций.
26.02
7.Серная кислота и ее свойства
5.03
8.Азотная кислота (конц. и разб.) и ее свойства
12.03
9.Расчетные задачи по электролизу.
19.03
10.Комбинированные задачи.
Тема 5. Свойства металлов (5 ч)
2.04
1.Руды. Получение металлов
9.04
2.Сплавы.
16.04
3.Химические свойства металлов.
23.04
4.Металлы побочных подгрупп.
7.05
5.Металлы побочных подгрупп
14.05
Решение пробных КИМов (3ч)
Итого
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
3
34
1
1
1
1
1
1
15
3
19