Рабочая программа организации внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ (русский язык) 9 класс

Приложение к ООП ООО

Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.

РАССМОТРЕНО:
методическим объединением учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от 29/08/2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ № 117 от 02.09.2024г.
Подписано

Гришина
цифровой
подписью: Гришина
Ольга
Ольга Валериевна
2024.09.02
Валериевна Дата:
14:28:52 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: кружок «Подготовка к ОГЭ»
Основное общее образование, 9 класс
Период реализации: 1 год
Трудоемкость программы: 34 часа
Разработана на основе:


Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г.
№ 168

Авторы - составители программы:
Небылица Е.Н., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Кузнецова В.А., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Иванова Н.Н., учитель русского языка и литературы, первая
квалификационная категория

г. Саяногорск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Подготовка к ОГЭ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителями русского языка и литературы.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы - данная программа актуальна, так как изучению русского языка
уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся.
Практическая значимость программы. Содержание программы ориентировано на овладение всеми видами речевой деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила
русского речевого этикета и др., формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами и др.; ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию и др. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах
речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Общая характеристика программы.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее
кол-во часов в год - 34 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:
 в течение учебной недели;
 в период каникул;
 в выходные и нерабочие праздничные дни;
 с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей старшего возраста, их психологические
особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются: доска
.компьютер с выходом в Интернет, наглядность.
Продолжительность занятия 40 минут.
1.

Цель и задачи программы

Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для
прохождения ОГЭ

Задачи курса:
Обучающие.
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
3. Познакомить с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные
ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Воспитательные.
1.Формировать ключевые компетенции;
2. Повышать интерес к гуманитарному образованию;
2. Воспитывать грамотного гражданина РФ
Развивающие.
1.Развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
2.Способствовать развитию речи учащихся;
3.Совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
4.Сспособствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому
языку.
3.

Планируемые результаты освоения программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням:
первый – основная функция – познавательная. Учащиеся приобретают навык осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создают и
преобразуют модели и схемы для решения задач; осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
второй – основная функция – формирование личностного отношения. Овладение русским
языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
третий – основная функция – деятельностная. Формирование компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
Планируемые результаты формируемые и совершенствуемые УУД при реализации программы
внеурочной деятельности кружка «Подготовка к ОГЭ»:
- личностные результаты: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- метапредметные результаты: формирование навыков целеполагания, включая постановку
новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- предметные результаты: владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство); моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты и исправлять их; работать над расширением словарного запаса; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и
письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.владеть качествами хорошей
речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через решения
отдельных блоков КИМов для сдачи ОГЭ.
Выразительное
чтение
текста

Знать
Правила пунктуационного
оформления текста;
Орфоэпические нормы русского языка
Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Уметь
Выразительно читать текст
в соответствии с правилами пунктуационного
оформления текста и орфоэпическими нормами
Выразительно читать текст
в темпе, соответствующем
коммуникативной задаче.
Определять основные микротемы текста; выделять
ключевые слова; выбирать
оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Владеть
Орфоэпическими нормами
русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических
конструкций
Техникой чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей
Основными способами запоминания текста; владеть
различными способами
цитирования (прямая речь,
косвенная речь, вводное
слово)
Техникой речи в соответствии с коммуникативной
задачей: орфоэпическими,
лексическими, синтаксическими нормами, нормами
построения текста.
Владеть культурой общения

Пересказ
текста с
включением
приведённого
высказывания
Монологическое
высказывание

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста

Типы речи, композицию
текстов, соответствующих
различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной
задачей и выбранным типом речи

Диалог

Условия речевой ситуации,
нормы современного русского литературного языка;
этикетные формулы
Информационную обработку текстов разных стилей и
жанров. Анализ текстов.

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной
задачей
Анализировать композиционные части текста. Выделять микротемы текста.
Абзацное членение.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 2.)
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

Анализировать текста
Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов
Отработка умения правописания приставок, суффиксов.
Подбор стилистических
синонимов.
Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

Подготовка к
написанию изложения
Подготовка к
выполнению заданий с
кратким
ответом

Использовать разные способы компрессии текста.

Орфографическими, пунктуационными, грамматическими , речевыми нормами
русского языка.

Правописание приставок.
Приставки, оканчивающиеся
на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и
ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)
Правописание суффиксов.
Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий.
(Задание 5.)
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально
окрашенные слова. (Задание
6.)
Словосочетание. Виды связи
слов в словосочетании. (Задание 7.)
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
Простое осложненное предложение. Обособленные
члены предложения. Пунктуация при обособленных
членах предложениях. (Задание 9.)
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Обращения. (Задание 10.)
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа
предложения. Количество
грамматических основ в
предложении. (Задание 11.)
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном
предложении. (Задание 12.)
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных
предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное
и последовательное подчинение. (Задание 13.)
Сложные предложения с
разными видами связи. (Задание 14.)

Выделение грамматической основы предложения.
Выделение обособленныъх
членов предложения.
Выделение вводных слов,
вставных конструкций,
обращений.
Различие односоставного и
двусоставного предложений.
Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
Определение видов подчинения в сложном предложении.
Определение разных видов
связи в сложном предложении.

Подготовка к
написанию сочинениярассуждения

Понятие о сочинениирассуждении. Критерии
оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и
концовки сочинения.

Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.
Работа с текстом по определению позиции автора.
Формулирование собственной позиции.
Работа над композицией
сочинения.

Техникой написания сочинения в соответствии с поставленной задачей

4. Содержание кружка внеурочной деятельности .
Содержание раздела

Виды деятельности

«Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» (17ч)

Познавательная деятельность, проблемноцелостное общение

«Подготовка к ОГЭ» (17ч)

Познавательная деятельность, проблемноцелостное общение
Ведение тетради для подготовки к ОГЭ, запись теоретического и практического материала в эту тетрадь. Решение пробных вариантов ОГЭ.

Формы организации деятельности
Лекция, практикум
Лекция, практикум

5. Тематическое планирование.
№п\п

Наименование тем, разделов

1

Подготовка к написанию
изложения

2

Подготовка к выполнению
заданий с кратким ответом

3

Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с
ресурсами курса

Количество
часов

Осознание ценности труда
в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений),

4

тест

Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущение уверенности в завтрашнем дне.

6

Написание сочинениярассуждения, анализ
текста

Развитие самосознания,
самооценки, личностной
позиции
(концепции),
способствующих углублённому проникновению
в проблему художественного текста

4

Виды, формы контроля
Содержательный анализ текста

4

Выразительное чтение текста

Работа с текстом

Бережное отношение к
природе, формируемое в
процессе работы с текстами. Непрятие действий, приносящих ей
вред.

4

5

Пересказ текста с включением цитаты

Работа с текстом

Бережное отношение к
физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

4

6

Монологическое высказывание

Работа с текстом

5

7

Диалог

Признание индивидуальности каждого человека с
опорой на собственный
жизненный и читательский
опыт.

8

Контроль знаний

Решение заданий ОГЭ
Всего

2

5
34

5. Перечень учебников, литературы и материалов
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые
задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой
форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.
7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2017. – [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
11.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.

12.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
– Улан-Удэ, 1974. – 257с.
13.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.
16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
6. Календарное планирование на учебный год (Приложение)

Приложение к рабочей программе
организации внеурочной деятельности
Календарное планирование кружка «Подготовка ОГЭ»
на 2024-2025 учебный год

Факт

Количество
часов

1

09.09

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

1

1

2

16.09

Основные правила выразительного чтения текста

1

1

3

23.09

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

1

4

30.09

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

1

1

5

07.10

Способы запоминания текста.

1

1

6

14.10

Способы цитирования текста

1

1

7

21.10

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

1

1

8

11.11

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

1

9

18.11

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

1

1

10

25.11

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

1

1

11

02.12

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

1

1

12

09.12

Грамматические нормы.

1

1

13

16.12

Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

1

1

с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного
обучения

Наименование тем программы

Внеаудиторных

План

Форма
проведения

Аудиторных

№
занятия

Дата проведения

1

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.
Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

1

1

1

1

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

2

2

18

20.01
27.01
03.02

Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий

1

19

10.02

Структура задания 1. Способы сжатия текста

1

1

20

17.02

Способы сжатия текста

1

1

21

24.02

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

1

1

22

03.03

Тестовые задания. Фонетика и графика.

1

1

23

10.03

Лексика и фразеология.

1

1

24

17.03

Орфография.

1

1

25

24.03

Синтаксис и пунктуация.

1

1

26

31.03

Синтаксис и пунктуация.

1

1

27

07.04

Синтаксис и пунктуация.

1

1

28

10.04

Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.

1

0,5

29

21.04

Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.

1

1

30

28.04

Строим тезис.

1

1

31

05.05

Приводим аргументы.

1

1

32

12.05

Пишем заключение.

1

1

33

19.05

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

1

1

34

26.05

Работа с вариантом ОГЭ.

1

1

14

23.12

15

13.01

16-17

Итого:

1

34

27.5

0,5

6.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».